Решение, вынесенное по иску об индексации выплат, взыскании задолженности, назначении компенсации



Дело № 2-653-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мариинск 15 сентября 2011 года

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе:

судьи Прониной Н.И.,

при секретаре Сомовой Ж.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубаковой С. В. к Управлению социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района об индексации выплат, взыскании задолженности, назначении компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Дубакова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района, в котором просит проиндексировать размер выплат за вред здоровью и компенсации на приобретение продовольственных товаров назначенных по решению суда Дубакову С.В. соответственно на 1,02 и на 1,105 по состоянию на <...>, назначить выплаты за вред здоровью в сумме <...>. ежемесячно, начиная с <...> с последующей индексацией, взыскать с ответчика единовременно задолженность по возмещению вреда здоровью в сумме <...> за период с <...> по <...>, назначить компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме <...> ежемесячно, начиная с <...> с последующей индексацией, взыскать с ответчика единовременно задолженность по компенсации на продовольственные товары за период с <...> по <...> в сумме <...>. Исковые требования мотивировала тем, что в соответствии с Законом от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» 17.06.2008 г. Управлением социальной защиты населения Мариинского района была назначена компенсация в возмещение вреда здоровью в связи со смертью мужа, Д.., инвалида ЧАЭС, исходя из фиксированных сумм выплат. Она не согласна с суммой назначенной ей выплаты, т.к. согласно ст.14 п.15 ч.1 Закона в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Исходя из смысла ч.2 и ч.4 ст.14 базового чернобыльского закона, льготы и компенсации инвалидов-чернобыльцев, которыми они пользовались при жизни, являются производным для членов семей этих умерших инвалидов-чернобыльцев, поскольку и те и другие являются субъектами одной нормы права, а именно Закона «О социальной защите граждан...». Считает, что расчет выплат должен производиться от назначенных по решению суда от <...>. ее мужу выплат за вред здоровью, а не от фиксированной суммы по Закону 5-ФЗ от 12.02.2001 г. На день смерти мужу полагалась выплата за вред здоровью в сумме <...>., т.е. назначенная по решению суда сумма <...>., увеличенная на предварительный коэффициент инфляции 1,085 (Постановления правительства № 914 от 21.12.2007 г. и № 181 от 17.03.2008 г.) Фактически за 2008 год коэффициент инфляции составил 1,105 согласно Постановлению правительства № 992 от 24.12.2008 г. Таким образом, считает, что ей должна быть назначена выплата с <...> по <...>:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Согласно Постановлению правительства № 545 от 07.07.2009 г. суммы выплат за вред здоровью с <...> должны быть проиндексированы на коэффициент 1,13:

<...>

<...>

<...>

Согласно Постановлению правительства № 1024 от 16.12.2009 г. сумма выплат за вред здоровью в <...>. должна быть проиндексирована на коэффициент 1,1:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

На <...> по Постановлению правительства РФ № 1079 от 21.12.2010 г. коэффициент инфляции составляет 1,065, значит, выплата должна составить:

<...>

<...>

<...>

<...>

Итого сумма недоплаты с <...> по <...> составляет: <...>.

Кроме того, согласно п.13 ст.14 Закона «О социальной защите граждан...» муж получал ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Согласно ч.4 ст.14 «меры социальной поддержки, предусмотренные п.12-15 ч.1 настоящей статья распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье». Она считает, что при обращении в <...> г. в УСЗН с заявлением о назначении выплат на приобретение продовольственных товаров было необоснованно отказано в назначении этих выплат. Поскольку ее муж на день смерти по решению суда от <...> получал выплату на продовольственные товары в сумме <...>. и по состоянию на <...> эта выплата не была проиндексирована на коэффициент 1,105 согласно Постановлению правительства № 992 от 24.12.2008 г., считает, что ей должна быть назначена с <...> компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме: <...> рублей потому, что в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС, подлежащего индексации, входят ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные Законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами. Выплата же денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров предусмотрена п.22 ст.14 указанного Закона. Индексация данных выплат другими федеральными законами не предусмотрена. Следовательно, индексация компенсации на продовольственные товары проводится так же, как и индексация сумм возмещения вреда.

С <...> по <...> сумма выплат должна составить:

<...>

С <...> по <...> сумма выплат должна составить:

<...>

За <...> год должен быть применен коэффициент 1,13:

<...>., недоплата за <...> год составила:

<...>.

В <...> году коэффициент инфляции 1,1:

<...>, недоплата за <...> год:

<...>

В <...> году коэффициент инфляции 1,065:

<...>, сумма выплат должна была составить:

<...>

<...>.

Итого сумма недоплаты на продовольственные товары с <...> по <...>:

<...>

Всего сумма недоплаты по выплатам за вред здоровью и компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с <...> по <...> год составила: <...>

Истица Дубакова С.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Суд, с согласия представителя ответчика, рассмотрел дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района Клюева Т.И. исковые требования не признала полностью, полагает, что истцу все выплаты назначены в соответствии с действующим законодательством. Пояснила, что решением Мариинского городского суда от <...> установлен юридический факт нахождения Дубаковой С.В. на иждивении умершего супруга, решение суда вступило в законную силу <...>.

С заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в связи со смертью кормильца со всеми необходимыми документами Дубакова С.В. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района <...>.

В соответствии с п.15 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» Дубаковой С.В. назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда в связи со смертью кормильца в размере <...>) с <...>.

Решением Мариинского городского суда от <...> установлен юридический факт нахождения матери А. на иждивении умершего сына Д..

На основании решения суда от <...> Дубаковой С. В. с <...> назначена ежемесячная компенсация в возмещение вреда в размере <...> с последующей ежегодной индексацией.

По состоянию на <...> ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда уплачивается в размере <...>.

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 года № 751 внесены изменения в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации (вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее Правила), касающиеся назначения ежемесячной денежной компенсации членам семей умерших инвалидов ЧАЭС.

В соответствии с внесенными изменениями в случае смерти инвалида вследствие радиационного воздействия, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.13 ст.14 Закона) назначается и выплачивается проживавшим с ним детям, не достигшим 14-летнего возраста, а также гражданам, указанным в части 4 ст.14 Закона (членам семьи умершего кормильца (в частности, родители, вдова умершего инвалида).

Согласно представленным документам <...> ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров Дубаковой С. В. назначена в соответствии с п.13 ст.14 закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 01.12.2010 г. в размере <...>., т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (п.6 Правил).

Поэтому производить ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с <...> нет законных оснований, так как изменения в Правила внесены только 24 сентября 2010 г. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит требования истца необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

Согласно справке серии МСЭ – <...>.

Согласно справке Управления социальной защиты населения <...> от <...> <...> Дубаковой С.В. назначены и выплачены суммы в возмещении вреда и компенсации на приобретение продовольственных товаров. Компенсация в возмещение вреда за <...> год составила: <...> Компенсация на приобретение продовольственных товаров за <...> год: <...>.

Согласно справке Управления социальной защиты населения Мариинского района от <...> <...> Дубаковой С.В. назначены и выплачены суммы в возмещение вреда и компенсации на приобретение продовольственных товаров <...>

Согласно решению Межведомственного экспертного совета от <...> <...> смерть Д.. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Из сообщения Управления социальной защиты населения Мариинского района от <...> в адрес Дубаковой С.В. усматривается, что в соответствии с п.15 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ей назначена компенсация в возмещение вреда в связи со смертью кормильца в размере <...> с <...> до окончания срока инвалидности <...> С <...> произведен перерасчет в соответствии с п.7 «Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда…», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. № 607, и размер в возмещение вреда составил <...>. <...>) до <...> <...> По вопросу выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров сообщают, что согласно п.13 ст.14 вышеназванного Закона ежемесячная денежная компенсация на продовольственные товары выплачивается инвалидам ЧАЭС, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста. На основании вышеизложенного права на ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров Дубакова С.В. не имеет.

Согласно решению Мариинского городского суда от <...> взыскано с Управления социальной защиты населения администрации Мариинского района в пользу Д. выплата по возмещению вреда здоровью ежемесячно с <...> по <...>. с последующей ежегодной индексацией согласно действующему законодательству; компенсация на продовольственные товары ежемесячно с <...> по <...>. с последующей ежегодной индексацией согласно действующему законодательству. Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от <...> решение Мариинского городского суда <...> от <...> оставлено без изменения.

Согласно справке Управления социальной защиты населения Мариинского района от <...> следует, что Дубаковой С.В. назначены и выплачены суммы в возмещение вреда и компенсации на приобретение продовольственных товаров за <...> год <...>

Согласно свидетельству о смерти <...> <...> Д. умер <...>.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истица Д. является вдовой Д. умершего <...>, – инвалида <...> по причине заболевания, полученного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому обратилась в Управление социальной защиты населения <...> с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью как нетрудоспособному иждивенцу.

Согласно п.15 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.5 закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 25 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ впервые было закреплено право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству РФ для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 г. (в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. N 180-ФЗ).

Кроме того, п.25 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15.02.2001 г., в базовый Закон были внесены изменения и дополнения, в частности п.25 ст.14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы - 5000 руб., инвалидам 2 группы - 2500 руб., инвалидам 3 группы - 1000 руб. Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Согласно указанной норме нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после <...>. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 г. редакцией п.25 ч.1 ст.14 Закона, а в этом пункте с 15.02.2001 г. предусмотрены только твердые суммы.

Таким образом, размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п.25 ч.1 ст.14 базового Закона.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абзаце втором п.4 Разъяснения Минтруда России от 30.11.2001 г. N 6, утвержденного Постановлением Минтруда от 30.11.2001 г. N 83.

Решением Верховного Суда РФ от 05.07.2002 г. N ГКПИ 02-122 установлено, что п.4 Разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит ч.2 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П указано, что из п.25 ч.1, ч.2 ст.14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 12.12.2001 г. в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти -нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу ФЗ от 12.02.2001 г. (то есть после 15.02.2001 г.). Данное положение не противоречит Конституции РФ.

Таким образом, для возникновения права у члена семьи умершего инвалида вследствие ЧАЭС на получение ежемесячной компенсации необходимы два условия: нетрудоспособность и нахождение на иждивении инвалида на момент его смерти.

Конституционный Суд РФ в названном выше Постановлении указал, что базовый Закон не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае подлежат применению соответствующие положения ст.7 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которой это нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Таким образом, назначенная Дубаковой С.В. Управлением социальной защиты населения администрации Мариинского района компенсация в возмещение вреда здоровья со смертью ее супруга Д. – инвалида ЧАЭС, установленная исходя из фиксированных сумм, не противоречит действующему законодательству. А как следует из представленной справки размер назначенных и выплаченных сумм в возмещение вреда и компенсации на приобретение продовольственных товаров составил за <...>

Также суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части назначения Дубовой С.В. компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <...>, начиная с <...>, а также возмещении задолженности по компенсации на продовольственные товары за период с <...> по <...> в сумме <...>, поскольку Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 года № 751 внесены изменения в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (далее Правила), касающиеся назначения ежемесячной денежной компенсации членам семей умерших инвалидов ЧАЭС.

В соответствии с внесенными изменениями в случае смерти инвалида вследствие радиационного воздействия ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.13 ст.14 Закона) назначается и выплачивается проживавшим с ним детям, не достигшим 14-летнего возраста, а также гражданам, указанным в части 4 ст.14 Закона (членам семьи умершего кормильца (в частности, родители, вдова умершего инвалида).

Согласно представленным документам <...> ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров Дубаковой С. В. назначена в соответствии с п.13 ст.14 закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» с <...> в размере <...>., т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (п.6 Правил). Поэтому, производить ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с <...> нет законных оснований в силу того, что изменения в Правила внесены только 24 сентября 2010 г., а установленная компенсация на приобретение продовольственных товаров в виде фиксированной суммы составила <...>.

При таких обстоятельствах суд считает правильным в удовлетворении исковых требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Дубаковой С. В. к Управлению социальной защиты населения администрации Мариинского муниципального района об индексации выплат, взыскании задолженности, назначении компенсации, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 22.09.2011 года.

Судья – подпись

Верно: Судья - Н.И. Пронина

Секретарь - Ж.А. Сомова

Решение вступило в законную силу 04.10.2011 года

Судья - Н.И. Пронина

Секретарь - Ж.А. Сомова