Решение по иску о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-685/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе судьи Прониной Н.И.,

при секретаре Сомовой Ж.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске

15 сентября 2011 года

дело по иску Тормазакова А. В. к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Тормазаков А.В. обратился в Мариинский городской суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он является ребенком - сиротой с <...>, в силу того, что его родители отец <...> и мать <...> были лишены родительских прав по решению <...> суда <...> от <...>. Его передали органам опеки попечительства Управления образования <...> и <...> для дальнейшего определении.

До своего семнадцатилетия он находился в детском <...> по адресу <...>. В связи с поступлением в училище он находился в <...>. По окончанию учебы с <...> он состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В данный момент он своего места жительства не имеет, проживает без определенного места жительства (где придется). С <...> проживает по адресу <...>

На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях он состоит в администрации г.Мариинска и Мариинского района по категории «дети-сироты». До настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили ему жилое помещение по договору социального найма.

По состоянию на <...> регистрационный номер в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – <...>. В числе собственников объектов недвижимости не значится, записи в Едином государственном реестре прав нет, право бесплатной приватизации он не использовал.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ему, Тормазакову А. В., во внеочередном порядке жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте <...>.

<...> от истца Тормазакова А.В. поступили уточненные исковые требования, в котором он просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте с. <...>.

Истец Тормазаков А.В. в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района Гусельникова С.И. исковые требования Тормазакова А.В. поддержала.

Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района исковые требования не признала, суду пояснила, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Во-первых, администрация Мариинского муниципального района не имеет финансовой возможности предоставить Тормазакову А.В. жилое помещение, поскольку сумма субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденная Законом Кемеровской области от 03.12.2010 г. № 118-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (в редакции от 27.05.2011 г. №53-ОЗ) в размере 5900000, 00 рублей согласно прилагаемой информации, предоставленной финансовым управлением по Мариинскому району, освоена в полном объеме. А в муниципальной собственности Мариинского муниципального района отсутствует свободное жилое помещение, необходимое для предоставления истцу, что подтверждается справкой МУ «ЦЖКУ по Мариинскому району» от 02.09.2011 года и информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 13.09.2011 г.

В то же время, следует отметить, что реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти.

В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Из смысла ст.8, ст.5 Федерального закона от 21.12.96 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Пункт 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений (п. 9 ст.2).

В соответствии со ст.4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Более того, в соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно п. 1 ст.12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В связи с чем, полагает, что возложение на администрацию Мариинского муниципального района обязанности по предоставлению жилого помещения Тормазакову А.В. без учета того, что сумма субвенции, утвержденная Законом Кемеровской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» уже освоена полностью, приведет к необоснованному возложению на администрацию Мариинского муниципального района расходов, связанных с исполнением решения суда. Исходя из Определения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.11.2010 г. № В АС-15215/10, подобные дополнительные расходы расцениваются как убытки.

Таким образом, без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Тормазакова А.В.

Просит в удовлетворении исковых требований Тормазакова А.В. отказать.

Суд, рассмотрев гражданское дело, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом».

На основании ч.2 ст.12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст.2 ЖК РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В соответствии с п.п.3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ходатайству директора ГОУ НПО ПУ-<...> просит Отдел опеки и попечительства Управления образования г.Мариинска и жилищный отдел администрации г.Мариинска изыскать возможность в предоставлении жилья Тормазакову А.В. на период окончания образовательного учреждения.

Согласно ответу на ходатайство, данному начальником Управления образования администрации Мариинского муниципального района Тормазаков А.В. с <...> состоит на регистрационном учете на получении жилья (вне очереди) в администрации Мариинского муниципального района. Регистрационный номер на <...><...>

Согласно справке от <...> <...> Тормазаков А.В. в соответствии со ст.8 Федерального Закона Российской Федерации № 159-ФЗ от <...> «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма согласно списку, утвержденному Главой <...> от <...>. Номер в списках детей-сирот – <...>.

Согласно свидетельству о рождении <...>

Согласно решению <...> <...>.

Согласно акту обследования от <...>.

Судом установлено, и данные обстоятельства не оспариваются ответчиком, что Тормазаков А.В.,<...> года рождения, имеет статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, в связи с тем, что его родители <...> лишены родительских прав по решению <...>

С <...> Тормазаков А.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Решение об отказе Тормазакову А.В. в предоставлении жилого помещения органами местного самоуправления Мариинского района не принималось. По состоянию на <...> регистрационный номер в списках детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- <...>.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 08.02.1998 № 17-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.1, ч.2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Решению Кийского сельского Совета народных депутатов «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма», принятого 16.03.2010 г. № 29/4 установлена на территории Кийского сельского поселения норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: 13,0 метров квадратных общей площадью на 1 человека на семью из двух человек и более; 33 метров квадратных на одиноко проживающего человека.

Из решения о внесении изменений и дополнений в решение Кийского сельского Совета народных депутатов от 16.03.2010 г. № 29/4 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения предоставляемого по договору социального найма», принятого Советом народных депутатов Кийского сельского поселения 30.03.2011 г, № 7/1, следует, что внесены в решение Кийского сельского Совета народных депутатов от 16.03.2010 г. № 29/4 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» изменения: в пункте 2 – слова «на семью из двух человек и более» и слова «33,0 метров квадратных на одиноко проживающего человека» исключены.

Из приведенных норм закона следует, что Савинков С.В. имеет право на предоставление ему вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.1, 3 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Для обеспечения лиц, указанных в пункте первом настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;

2) местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;

3) последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.1 указанного Закона Кемеровской области жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статье 2 настоящего Закона.

В соответствии с п.4 ст.2 Закона Кемеровской области заявление (ходатайство) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

Согласно распоряжению главы <...> от <...> Тормазаков А.В. направлен в детский дом <...> <...> на полное государственное обеспечение.

Согласно сообщению финансового управления по Мариинскому району размер субвенций, запланированных в бюджете Кемеровской области для распределения бюджету Мариинского муниципального района на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год составляет 5 900 000 (пять миллионов девятьсот тысяч) рублей. (Закон Кемеровской области от 27.05.2011 года № 53-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Кемеровской области «Об областном бюджете на 2011год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Сумма фактически выделенных денежных средств бюджету Мариинского муниципального района составляет 5900 000 (пять миллионов девятьсот тысяч) рублей. Размер фактически перечисленных денежных средств на реализацию Закона Кемеровской области от 16.05.2006года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» на 27.06.2011 года составил 2 900 000 (два миллиона девятьсот тысяч) рублей. Кроме того, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района согласно постановлениям администрации Мариинского муниципального района: от 15.06.2011 г. № 502-П; от 21.06.2011 г. №№ 529-П и 530-П; от 27.06.2011 г. №№ 548-П и 549-П размещены заказы путем проведения открытого аукциона в электронной форме на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на общую сумму 3 100 000 (три миллиона сто тысяч) рублей

Согласно справке МУ «ЦЖКУ по <...>» от <...> <...> по состоянию на <...> в жилом фонде, находящемся в оперативном управлении МУ «ЦЖКУ по <...>», свободных жилых помещений не имеется.

Согласно сведениям КУМИ <...> от <...> <...> свободных жилых помещений в реестре муниципальной собственности Мариинского муниципального района нет.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Тормазакову А.В. администрацией Мариинского муниципального района в <...>.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Тармазакову А.В., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.

В соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией Администрации Кемеровской области.

Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.

Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования Тормазакова А.В. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тормазакова А. В. к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Тормазакову А. В., <...> года рождения, жилое помещение не ниже предусматриваемой социальной нормы 13,0 метров квадратных, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте с.<...> за счет средств субвенций.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 20.09.2011 года

Судья – подпись

Верно:Судья- Н.И. Пронина

Секретарь- Ж.А. Сомова

Решение вступило в законную силу 21.10.2011 года

Судья- Н.И. Пронина

Секретарь- Ж.А. Сомова

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 21.10.2011 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 15.09.2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения.

Дополнена резолютивная часть решения суда указанием на то, что жилое помещение должно быть предоставлено Тормазакову А. В. администрацией Мариинского муниципального района по договору социального найма за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых из бюджета Кемеровской области.

Судья- Н.И.Пронина