именем Российской Федерации Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Бородиной Т.Г., при секретаре Елагиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске 29 сентября 2011 года гражданское дело по иску Товмасяна Н.Г. к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Товмасян Н.Г. обратился в суд с иском к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что решением Порецкого райсуда Чувашской Республики от <...> <...> Товмасяна Н.Г. - В., <...> лишена в отношении него родительских прав, <...> Т., <...> умер <...>. Распоряжением Главы администрации г.Мариинска и Мариинского района, от <...> <...>-р Товмасян Н.Г. помещен в государственное воспитательное учреждение для несовершеннолетних. При направлении в данное учреждение Товмасян Н.Г. закрепленного жилого помещения не имел. Распоряжением главы города Мариинска и Мариинского района от <...> Товмасян поставлен на учет для внеочередного получения жилого помещения, как ребенок сирота. Администрацией города Товмасяну Н.Г. никакое жилье не предлагалось до настоящего времени. В <...> Товмасян закончил обучение в <...>, затем, в <...> закончил <...>. На основании ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 -ФЗ от 21.12.1996 г. Товмасян Н.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имею право на дополнительные гарантии по социальной защите. В соответствии со ст.8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пункт 2 части 2 ст.57 ЖК РФ (№ 188- ФЗ от 29.12.2004 г) предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.п. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма представляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Часть 4 ст.49 ЖК РФ предусматривает, что этим категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Данные требования Закона дополнительно регламентированы ст.1, 3 Закона Кемеровской области «О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.05.2006г. № 67-03, который предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, нормативными правовыми актами Коллегии Администрации Кемеровской области. Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 7.06.2005 г. № 49 «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» рекомендованы нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма - 13 кв. метров на 1- го человека на семью из двух и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м. Согласно п.2.6 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006г. № 165 « Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей органы местного самоуправления вправе приобрести для детей - сирот жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма за счет собственных средств. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции и учитываются на лицевых счетах открытых в органах Федерального казначейства Администрация города наделена полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Товмасяну Н.Г. по окончании пребывания в государственном учреждении жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного места проживания до настоящего времени предоставлено не было, что влечет нарушение прав и законных интересов Товмасяна Н.Г. Просил обязать Администрацию г.Мариинска и Мариинского района Кемеровской области предоставить Товмасяну Н.Г. отдельное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью, с учетом нормы предоставления жилья в Кемеровской области - 13 кв.м. на одиноко проживающего гражданина, в черте г Мариинска Кемеровской области. В судебном заседании Товмасян Н.Г. исковые требования поддержал по тем же основаниям, просил суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Товмасяну Н.Г. отдельное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью, с учетом нормы предоставления жилья в Кемеровской области - 13 кв.м. на одиноко проживающего гражданина, в черте г Мариинска Кемеровской области. Представитель органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района Гусельникова С.И. иск Товмасяна Н.Г. поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Мариинского муниципального района обеспечить Товмасяна Н.Г. жилым помещением.. Представитель ответчика – Администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что в реестре муниципальной собственности Мариинского муниципального района свободных жилых помещений не имеется, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 28.09.11г. № 01-15/353 и справкой МУ «ЦЖКУ по Мариинскому району» от 20.09.11г. № 362. Кроме того, реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Из смысла ст. 8, ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ. Пункт 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями. Законом Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений (п. 9 ст. 2). В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счёт и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Более того, в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно п. 1 ст. 12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение, отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами. Таким образом, без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Товмасяна Н.Г. Просит в удовлетворении исковых требований Товмасяна Н.Г. отказать. Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. Судом установлено, что <...> Товмасяна Н.Г. – В. решением Порецкого районного суда Чувашской Республики от <...> лишена в отношении <...> Товмасяна Н.Г. родительских прав. <...> Товмасяна Н.Г. – Т. согласно свидетельству о смерти I-ЛО <...> (л.д.6) умер <...>. Согласно распоряжения Главы г.Мариинска и Мариинского района <...>-р от <...> Товмасян Н.Г. направлен в МОУ «Детский дом» г.Мариинска на полное государственное обеспечение. В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». На основании ст.2 ЖК РФ «органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище». В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ «к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда». В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы». В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области. Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона. В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Товмасяну Н.Г. администрацией Мариинского муниципального района и именно в черте г.Мариинска, поскольку Товмасян Н.Г. проживает в г.Мариинске. Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Товмасяну Н.Г., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия. Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 28.03.2011 года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. №7/101, «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет, на день вынесения решения, 13 кв.м. общей площадью на одного человека. При таких обстоятельствах исковые требования Товмасяна Н.Г. к администрации Мариинского муниципального района подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Товмасяна Н.Г. удовлетворить. Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Товмасяну Н.Г., <...> года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г.Мариинска Кемеровской области за счет предоставленных субвенций из областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья – подпись Мотивированное решение изготовлено 04.10.2011 года. Судья – подпись Верно: Судья - Т.Г. Бородина Секретарь - Т.В. Елагина Решение вступило в законную силу 11.11.2011 года Судья - Т.Г. Бородина Секретарь - Т.В. Елагина Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11.11.2011 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 29.09.2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации Мариинского муниципального района- без удовлетворения. Дополнена резолютивная часть решения суда указанием на то, что жилое помещение должно быть предоставлено Товмасян Н.Г., <...> года рождения, администрацией Мариинского муниципального района по договору социального найма за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых из бюджета Кемеровской области. Судья- Т.Г. Бородина