Решение по иску о признании права на пенсионное обеспечение



Дело № 2-652-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе судьи Прониной Н.И.,

при секретаре Сомовой Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

18 октября 2011 года

гражданское дело по иску Черняева А. Ф. к МЧС России Государственное учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области» о признании права на пенсионное обеспечение,

УСТАНОВИЛ:

Черняев А.Ф. обратился в Мариинский городской суд с иском к МЧС России Государственное учреждение «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области» о признании права на пенсионное обеспечение. Исковые требования мотивировал том, что с <...> по <...> он, Черняев А. Ф., <...> года рождения, был призван в ряды вооруженных сил, прошел доподготовку, допущен к управлению автомобилем ЗИЛ 180. С <...> по <...> находился в составе ограниченного контингента в ДРА. Является ветераном боевых действий в Республике Афганистан. <...> был принят в отряд № 8 государственной противопожарной службы в должности <...>. Со <...> переведен приказом о переводе <...> от <...> на должность пожарного в пожарной части. <...> выдано служебное удостоверение <...> Работает в данной должности по настоящее время. <...> им на имя начальника отряда было подано заявление о выходе на пенсию согласно закону РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

<...> он, истец, получил письменный отказ, в обоснование отказа указано, что данный закон не распространяется на него, так как он работает по трудовому договору, не имеет специального звания, а также сообщалось, что на него распространяется Закон № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ». Он не согласен с данным отказом по следующим основаниям: согласно ст.1 вышеуказанного закона действие данного закона распространяется на следующую категорию лиц: лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией, либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Как определено ст.13 Закона о пенсионном обеспечении, пенсия назначается при достижении военнослужащими одного из двух критериев:

- при достижении на момент увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

- в случае увольнения военнослужащих с военной службы в результате достижения предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также достигших на день увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При этом в трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом N 173-ФЗ.

Статья 18 Закона о пенсионном обеспечении, согласно которой в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются военная служба, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, служба в советских партизанских отрядах и соединениях, время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, время работы в системе Государственной противопожарной службы МЧС (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД, Государственной противопожарной службы МВД), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

Помимо Закона о пенсионном обеспечении, выслугу лет регулируют и иные нормативные документы, одним из которых является Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 941). В нем представлены периоды, засчитываемые в срок военной службы, учитываемый при предоставлении социальных гарантий, а также периоды, не связанные с прохождением военной службы в том числе: время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В Постановлении Правительства РФ N 941 также говорится о льготах при исчислении выслуги лет для назначения пенсии. Так, в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ N 941 в зависимости от сложности выполняемых военнослужащими задач и условий прохождения ими военной службы предусмотрено льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц военной службы за 6, 3, 2, 1,5 или 1,3 месяца.

Его стаж в противопожарной службе на день подачи заявления (<...>) составляет <...>, служба в армии доподготовка составляет <...>, служба в ДРА <...>, что в льготном исчислении составляет <...>. Общий стаж составляет: <...>.

Таким образом, считает, что его стаж дает ему право на пенсию по выслуге лет согласно п.«а» ст.13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с <...>.

Просил признать отказ МЧС России Государственного учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области» в пенсионном обеспечении неправомерным. Признать за ним, Черняевым А. Ф., <...> года рождения, право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с <...>.

<...> определением суда в качестве соответчика был привлечен Центр пенсионного обслуживания Главного Управления МВД России по Кемеровской области.

<...> определением суда по настоящему делу был заменен ответчик Центр пенсионного обслуживания Главного Управления МВД России по Кемеровской области ответчиком Главным Управлением МВД России по Кемеровской области.

В судебном заседании истец Черняев А.Ф. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным исковом заявлении. Просил признать за ним, Черняевым А. Ф., <...> года рождения, право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с <...>.

Представитель истца Жичица О.К. его исковые требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель ответчика МЧС России Государственное учреждение «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области» Сомова И.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что Черняев А.Ф. работает в ГУ 8 отряд ФПС по Кемеровской области с <...> года, до <...> года работал в должности <...>, а с <...> года по настоящее время работает <...>. <...> с Черняевым А.Ф. был заключен трудовой договор. Считает, что Федеральный закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» распространяется на лиц, проходивших службу. Службу проходят сотрудники, имеющие специальные звания. Однако Черняев А.Ф. работает по трудовому договору, и не имеет специального звания, следовательно, на него распространяется Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях». Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Главного Управления МВД России по Кемеровской области Шуваев Б.В. исковые требования не признал по следующим основаниям: истец Черняев А.Ф. не является субъектом права, на которого распространяется действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.12.2007 N 319-ФЗ). Черняев А.Ф. не являлся лицом рядового, либо начальствующего состава Государственной противопожарной службы, не имел специального звания, работал по трудовому договору, поэтому на него распространяется закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Ссылка истца Черняева А.Ф. на Постановление Правительства от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» является также необоснованной, так как он не относится к категории выше перечисленных лиц, не имел специального звания. Необоснованной является и ссылка истца на ст.18 Закона о пенсионном обеспечении от 12 февраля 1993 года № 4468 -1 о зачете в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы.

Черняев А.Ф. работал на неаттестованной должности без специального звания, на должности рядового и начальствующего состава и военнослужащего Государственной противопожарной службы не назначался. Тем самым, действие данной статьи на Черняева А.Ф. не распространяется.

Просил в удовлетворении исковых требований Черняеву А.Ф. отказать.

Суд заслушал истца, его представителя, представителей ответчиков, исследовал письменные материалы дела и считает, что исковые требования Черняева А.В. необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Согласно трудовой книжке <...>

Из копии паспорта серии <...> <...> следует, что <...>

Согласно копии военного билета <...>

Согласно служебному удостоверению <...>.

Удостоверение личности <...> с указанием «спасатель» было выдано Черняеву А. Ф. ТАК <...> от <...> бессрочно. <...>

Согласно свидетельству серии <...> <...>, выданному <...> военным комиссариатом <...>, Черняев А. Ф. имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года.

Согласно справке, выданной <...> <...> <...>, Черняев А.Ф. действительно является ветераном боевых действий в Республике Афганистан, <...>

Из сообщения ГУ «8 отряд ФПС по Кемеровской области» от <...> Черняеву А.Ф. на его заявление по вопросу о пенсионном обеспечении сообщалось, что вопросы о пенсионном обеспечении рассматривают Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение. Закон РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» распространяется на лиц, проходивших службу. Службу проходят сотрудники, имеющие специальные звания. Он работает по трудовому договору, не имеет специального звания – работник, на него распространяется Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях».

Согласно справке от <...>.

Согласно трудовому договору <...>.

<...>

Согласно приказу № <...>.

Согласно штату <...>

Согласно приказу <...>

Согласно штату пожарной части <...>

Согласно приказу <...>

Согласно штатному расписанию пожарной части <...>

Согласно приказу <...>

Согласно штатному перечню пожарной части <...>

Согласно приказу <...>

Согласно штатному расписанию пожарной части <...>

Согласно приказу <...>

Согласно штатному расписанию пожарной части № <...>

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.27.1.18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на: лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

В соответствии со ст.7 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее - сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).

На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы; военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники). Таким образом, данная норма права подразделяет личный состав Государственной противопожарной службы на военнослужащих, сотрудников и работников. При этом сотрудники от работников отличаются тем, что первые могут иметь специальные или воинские звания, а вторые - не могут, статус сотрудников определяется положениями о прохождении службы в органах внутренних дел;

- статус военнослужащих определяется положениями о прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- статус работников определяется действующим трудовым законодательством.

Как установлено в судебном, Черняев А.Ф. работал в должности <...> с <...> по <...>, и в период с <...> в должности <...>, следовательно, Черняев А.Ф., как это видно из представленных штатных расписаний, не являлся лицом рядового, либо начальствующего состава Государственной противопожарной службы, и не имел специального звания, работал и продолжает работать по трудовому договору. Таким образом, на него распространяется действие Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Указание истца на Постановление Правительства от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» также является не обоснованной, поскольку истец не относится к категории выше перечисленных лиц, не имел специального звания. Необоснованной является и ссылка истца на ст.18 Закона о пенсионном обеспечении от 12 февраля 1993 года № 4468 -1 о зачете в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы.

Удостоверение спасателя не свидетельствует о том, что истец все эти годы фактически работал спасателем. Оно носит общий характер и направлено на то, чтобы все граждане и организации оказывали поддержку владельцу настоящего удостоверения, который находится под защитой Женевской конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года (протокол 1).

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Черняев А.Ф. обоснованность своих требований не доказал.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Черняева А.Ф.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Черняеву А. Ф. к МЧС России ГУ «8 отряд Федеральной противопожарной службы по Кемеровской области», Главному управлению внутренних дел по Кемеровской области о признании отказа МЧС России Государственного учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Кемеровской области» в пенсионном обеспечении неправомерным, о признании права на пенсионное обеспечение отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 24.10.2011 года

Судья - подпись

Верно: Судья - Н.И. Пронина

Секретарь - Ж.А. Сомова

Решение вступило в законную силу года 07.11.2011 года

Судья - Н.И. Пронина

Секретарь- Ж.А. Сомова