Решение по делу по иску о понуждении к совершению действий



Дело № 2-521-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Скориковой Г.И.,

с участием прокурора Недорезовой Е.В.,

при секретаре Бородиной Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

13 декабря 2011 года

гражданское дело по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Благовещенского сельского поселения о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд с иском к администрации Благовещенского сельского поселения, в котором просил обязать администрацию Благовещенского сельского поселения осуществить действия по признанию <...> сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения: <...> бесхозяйным, а именно поставить его на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Определением Мариинского городского суда от <...> по делу в качестве соответчика был привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и в качестве третьего лица на стороне ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области.

<...> прокурор исковые требования изменил, просил признать бездействие комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, выразившиеся в не постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-<...> скотомогильников- сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения Кемеровской области: <...>, незаконным. Обязать комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества- <...> скотомогильников-сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения Кемеровской области: <...>, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области. Обязать комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области внести в реестр государственного имущества Кемеровской области <...> скотомогильников- сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения Кемеровской области: <...>

Определением Мариинского городского суда <...> от <...> по делу в качестве соответчиков привлечены Администрация Кемеровской области и Коллегия Администрации Кемеровской области, в качестве третьего лица на стороне ответчика Управление Ветеринарии Кемеровской области.

<...> прокурор изменил исковые требования, просил обязать администрацию Благовещенского сельского поселения осуществить действия по признанию <...> сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения: <...> бесхозяйными, а именно поставить их на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарных требований на территории Мариинского муниципального района, в ходе которой было установлено, что на территории Благовещенского сельского поселения расположено <...> сибиреязвенных захоронений: <...>. Проверка показала, что данные объекты являются бесхозяйными, в собственности органов местного самоуправления не находятся.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Порядок постановки на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580.

Согласно п. 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отсутствие балансовой принадлежности сибиреязвенных захоронений не позволяет обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, защиту окружающей среды, поскольку отсутствует лицо ответственное за содержание данных объектов в соответствии с санитарно-ветеринарными правилами. Таким образом, в ходе проверки установлены нарушения прав неопределенного круга лиц, которые могут быть устранены только в судебном порядке.

В судебном заседание прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, просил обязать администрацию Благовещенского сельского поселения осуществить действия по признанию <...> сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения: <...>, а именно поставить их на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Представитель ответчика администрации Благовещенского сельского поселения не возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что действительно на территории их поселения расположены места захоронения животных, павших от сибирской язвы. В управлении ветеринарии с <...> года ведутся эпизодическая карта и областной эпизоотический журнал, в которых зарегистрированы неблагополучные пункты по сибирской язве. В соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, государственной ветеринарной службой Мариинского района регулярно два раза в год весной и осенью, проводятся обследования ветеринарно-санитарного состояния данных сибиреязвенных захоронений. Все <...> сибиреязвенных захоронения, расположенные на территории Благовещенского сельского поселения являются бесхозяйными, негласно они закреплены за главами администраций сельских поселений, балансодержателя данных объектов все эти годы не было. Просит предоставить срок до <...>, так как необходимо будет в бюджете заложить расходы на составление технической документации и кроме того только в летнее время можно будет провести обследование этих объектов.

Представитель ответчика комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Т. считает, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации Благовещенского сельского поселения обоснованы. В соответствии со ст.225 ГК РФ, постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», не обладает полномочиями на совершение действий по постановке на учет объектов недвижимости.

Представители соответчиков Администрации Кемеровской области и Коллегии Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явились, исковые требования не признали в полном объеме, обосновывая тем, что Коллегия Администрации Кемеровской области и Администрация Кемеровской области не могут являться ответчиками по настоящему делу, поскольку ни Коллегия Администрации Кемеровской области, ни Администрация Кемеровской области не наделены полномочиями, связанными с владением, пользованием, распоряжением объектами государственной собственности Кемеровской области, в том числе по постановке их на учет, а также на осуществление управления в сфере ветеринарии, эти функции осуществляет комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и управление ветеринарии Кемеровской области. Просили производство по делу в отношении Коллегии Администрации Кемеровской области и в отношении Администрации Кемеровской области прекратить.

Представитель третьего лица Управления ветеринарии Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно направленному в адрес суда возражению - Управление ветеринарии является отраслевым органом государственной власти и не имеет в собственности никакого имущества. Имущество, переданное Управлению ветеринарии, является собственностью комитета по имуществу Кемеровской области. Ветеринарная служба не имеет полномочий даже на самостоятельное распоряжение имуществом, переданным в оперативное управление. Согласно закону «О ветеринарии» в задачи ветеринарии входит решение вопросов по организации проводимых на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. А также контроль и надзор за соблюдением выполнения соблюдения ветеринарного законодательства. В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и ветеринарных правил по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для человека и животных против сибирской язвы подведомственные учреждения управления ветеринарии контролируют проведение работ по ограждению и содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенные захоронения, скотомогильники (биотермические ямы), специалисты ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью) проверяют ветеринарно-санитарное состояние, а при выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта.

Кроме того, протоколом антитеррористической комиссии Кемеровской области было вынесено решение, согласно которому комитету по управлению имуществом Кемеровской области, управлению ветеринарии Кемеровской области поручено разработать проект закона Кемеровской области о делегировании полномочий по мероприятиям, направленным на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) муниципальным образованиям. Согласно вышеуказанному протоколу управлением ветеринарии разработан закон о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по мероприятиям, направленным на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников и в настоящее время находится на согласовании в Коллегии Администрации Кемеровской области.

Третье лицо Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, специалиста, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ, все равны перед законом и судом.

Согласно ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч.1, ч.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался… Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 «Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»- к вопросам местного значения поселения относятся:…участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения...

Допрошенная судом в качестве специалиста начальник Государственной ветеринарной службы по Кемеровской области Б. суду пояснила, что <...> сибиреязвенных захоронения, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения: <...>, являются бесхозяйственными, в собственности органов местного самоуправления не находятся.

В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что на территории Благовещенского сельского поселения Мариинского района Кемеровской области находится <...> сибиреязвенных захоронений: <...>.

Из сообщения главы Благовещенского сельского поселения от <...> усматривается, что сибиреязвенные захоронения, расположенные: <...>, в муниципальной собственности не находятся (л.д.8).

Из сообщения главы Мариинского района от <...> за <...>, усматривается, что администрацией Мариинского муниципального района проведена необходимая работа по определению принадлежности (балансодержателя) скотомогильников и в результате выявлен перечень бесхозяйных скотомогильников и термальных ям на территории Мариинского муниципального района…место нахождения скотомогильников: расположенных на территории Благовещенского сельского поселения: <...> (л.д.4-6).

Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) <...> –удаление от ближайшего населенного пункта- <...>, площадь скотомогильника <...> кв.м., последняя дата проверки- <...> (л.д.9).

Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) <...> –удаление от ближайшего населенного пункта- <...>, площадь скотомогильника <...> кв.м., последняя дата проверки- <...> (л.д.10).

Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) <...> –удаление от ближайшего населенного пункта- <...>, площадь скотомогильника <...> кв.м., последняя дата проверки- <...> (л.д.11).

Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) <...> –удаление от ближайшего населенного пункта- <...> площадь скотомогильника <...> кв.м., последняя дата проверки- <...> (л.д.12).

Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) <...> –удаление от ближайшего населенного пункта- <...>, площадь скотомогильника <...> кв.м., последняя дата проверки- <...> (л.д.13).

Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) <...> –удаление от ближайшего населенного пункта- <...>, площадь скотомогильника <...> кв.м., последняя дата проверки- <...> (л.д.14).

Из сообщения Кемеровского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от <...> усматривается, что технический учет сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения: <...> не производился, технические паспорта не изготавливались (л.д.28).

Из сообщения комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от <...> усматривается, что сибиреязвенные захоронения, расположенные на территории Благовещенского сельского поселения по указанным адресам: <...>, в реестре государственного имущества Кемеровской области не учитываются (л.д.29).

Согласно сообщению Управления ветеринарии Кемеровской области от <...> на территории Благовещенского сельского поселения (<...>, дата регистрации эпизоотического очага <...> <...>, дата регистрации эпизоотического очага <...>., <...>, дата регистрации эпизоотического очага <...>.; <...>, дата регистрации эпизоотического очага <...> г.; <...>, дата регистрации эпизоотического очага <...>.) расположены места захоронения животных павших от сибирской язвы. В управлении ветеринарии области с <...> года ведутся эпизоотическая карта и областной эпизоотический журнал, в которых зарегистрированы неблагополучные пункты по сибирской язве на территории Мариинского района. На основании этих данных на каждое сибиреязвенное захоронение заведена ветеринарно-санитарная карточка, в которой отражено ветеринарно-санитарное и техническое состояние (л.д.33).

Согласно сообщению Мариинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от <...> предоставление информации по передаче в собственность Кемеровской области земельных участков не входит в полномочия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д.113).

Согласно сообщению ЦТИ Кемеровской области Филиала № 11 БТИ объекты недвижимого имущества: сибиреязвенные захоронения, расположенные по адресу: <...> в архиве БТИ не зарегистрированы (л.д.121).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации «муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью».

В соответствии с под.5 ч.2 ст. 50 указанного Федерального закона в собственности поселений может находиться имущество для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Приведенные нормативно-правовые акты предусматривают для муниципальных образований возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Как усматривается из материалов дела, меры по предупреждению чрезвычайных обстоятельств, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности биотермических ям.

В этой связи неопределенность в лице, ответственном за биотермическую яму, порождает нарушения прав неопределенного круга лиц, и влечет обязанность администрации Благовещенского сельского поселения по постановке 6 биотермических ям на учет в орган осуществляющий государственную регистрацию.

Поскольку все шесть биотермических ям, расположены в границах ведения администрации Благовещенского сельского поселения, эксплуатируется городским поселением, не обращение администрации Благовещенского сельского поселения в регистрационную службу с заявлением о принятии биотермической ямы на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст. 225 ГК РФ.

Доводы представителя администрации Благовещенского сельского поселения о том, что в сельском поселении отсутствуют денежные средства для выполнения действий по постановке на учет и соблюдению ветеринарного законодательства являются несостоятельными.

В силу ст.ст. 7,24 Федерального закона « О защите населения и территоия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных обстоятельств, данные мероприятия являются расходными обязательствами муниципального образования. Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения администрации Благовещенского сельского поселения от исполнения обязательств возложенных законодательством. Кроме того, в суд не предоставлены доказательства, подтверждающие отсутствие у ответчика денежных средств для исполнения обязанности по постановке на учет бесхозяйственной вещи.

Согласно п.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия ответчика, которые обязывают совершить суд, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, срок для постановки 6 биотермических ям, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения: <...>, на учет в срок до <...> является разумным и достаточным для выполнения указанных действий.

В удовлетворении заявления об обязании Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Администрации Кемеровской области и Коллегии Администрации Кемеровской области о понуждении к действию о постановке на учет 6 сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Мариинска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Благовещенского сельского поселения Мариинского района Кемеровской области осуществить действия по признанию 6 сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения: <...>, бесхозяйными, а именно поставить их на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйные объекты недвижимого имущества до <...>.

В удовлетворении заявления об обязании Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Администрации Кемеровской области, Коллегии администрации Кемеровской области о понуждении к действию о постановке на учет 6 сибиреязвенных захоронений, расположенных на территории Благовещенского сельского поселения отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2011 года

Судья-подпись

Верно: Судья - Г.И. Скорикова

Секретарь - Ю.Д. Бородина

Решение вступило в законную силу 30.12.2011 года

Судья - Г.И. Скорикова

Секретарь - Ю.Д. Бородина