Решение по делу по заявлению об оспаривании решения об отказе в принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав граждан



Дело № 2-1068-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Зайцевой С.А.,

с участием прокурора Калашникова С.А.,

адвоката Осиповой Н.А., представившей удостоверение <...> и ордер <...>,

при секретаре Еремине Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

16 декабря 2011 года

дело по заявлению прокурора города Мариинска в интересах Липявко М.П. об оспаривании решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав гражданина,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска в интересах Липявко М.П. обратился в Мариинский городской суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации Мариинского муниципального района по отказу Липявко М.П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенные нарушения прав Липявко М.П., а именно принять Липявко М.П. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Липявко М.П. о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что постановлением администрации Мариинского района <...> Липявко М.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Установлено, что Липявко М.П., имея в собственности неблагоустроенный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, в котором отсутствует канализация, централизованное отопление, ввиду своего возраста и состояния здоровья <...> не мог проживать один в данном неблагоустроенном помещении и содержать его, совершил <...> дарение данного дома <...>. Подача Липявко М.П. заявления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении связана с изданием Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Таким образом, в ходе проверки по жалобе было установлено, что постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не являлась целью действий Липявко М.П. по дарению дома, <...> при решении вопроса о принятии его на учет не установлен факт совершения Липявко М.П. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Однако администрацией Мариинского района принято незаконное решение об отказе в принятии Липявко М.П. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Принимая во внимание то, что администрацией Мариинского района нарушены конституционные права и законные интересы в сфере жилищных отношений Липявко М.П., <...> прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту его прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании прокурор Калашников С.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просил признать незаконными действия администрации Мариинского муниципального района по отказу Липявко М.П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенные нарушения прав Липявко М.П., а именно принять Липявко М.П. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Липявко М.П., в чьих интересах выступает прокурор, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Адвокат Осипова Н.А. в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме просила суд признать незаконными действия администрации Мариинского муниципального района по отказу Липявко М.П. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенные нарушения прав Липявко М.П., а именно принять Липявко М.П. на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Представитель администрации Мариинского муниципального района Весельчак Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Липявко М.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях лишь потому, что после подписания договора дарения не прошел срок предусмотренный ст.53 ЖК РФ.

Суд, заслушав прокурора, представителя лица, в чьих интересах выступает прокурор, представителя ответчика, адвоката, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом».

На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ «Суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел».

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.»

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

На основании ч.3 ст.1 ЖК РФ Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ «Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.»

Согласно п. 3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса, что <...> Липявко М.П. обратился к главе Мариинского района с заявлением о постановке его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, <...>

Постановлением администрации Мариинского муниципального района <...> Липявко М.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях <...> т.к. не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок. Согласно договору дарения <...> Липявко М.П. подарил жилой дом <...>

Из обращения Липявко М.П. в прокуратуру г.Мариинска усматривается, что он просит прокурора помочь ему в решении жилищного вопроса. (л.д.6).

Согласно паспортным данным Липявко М.П. зарегистрирован по адресу: <...>

Из акта проверки жилищных условий <...> усматривается, что <...>

Из договора дарения <...> усматривается, что <...>

Из свидетельства о государственной регистрации права (л.д.10) усматривается, что Г.О. на праве собственности принадлежит земельный участок <...>

<...>

<...>

Установлено, что Липявко М.П. обратился в Администрацию Мариинского района с заявлением, в котором просил поставить его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, <...> предоставил необходимые документы. Это подтверждается участниками процесса и не оспаривается представителем Администрации Мариинского муниципального района.

Постановлением Администрации Мариинского муниципального района <...> Липявко М.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, на основании ст.53 ЖК РФ, так как не истек предусмотренный статьей Жилищного кодекса РФ срок.

Согласно п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ »Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.»

Согласно ст.53 ЖК РФ «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.»

Согласно ст.2, 3 закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами Местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. После регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Из акта проверки жилищных условий, составленного Администрацией Мариинского муниципального района после обследования жилищных условий Липявко М.П., усматривается, что заключение по жилищным условиям Липявко, указанное в акте, не дает возможности установить, позволяют ли именно эти жилищные условия принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Отказывая Липявко М.П., в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, руководствуясь п.3 ч.1 ст.54, ст.53 ЖК РФ, Администрация Мариинского муниципального района не установила, являлся ли Липявко М.П., нуждающимся в улучшении жилищных условий до заключения договора дарения дома. Данное обстоятельство не оспаривается представителем Администрации Мариинского муниципального района.

Согласно ч.1,2 ст.52 ЖК РФ «Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях»

Таким образом, для того, чтобы решить вопрос о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо установить, является ли гражданин нуждающимся в жилом помещении.

Статья 53 и пункт 3 части1 статьи 54 ЖК РФ предусматривают, что гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если они с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и не истекло пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанных норм ЖК РФ следует, что без совершения указанных действий гражданин не должен являться нуждающимся в жилых помещениях, его нуждаемость возникает только после совершения этих действий. Таким образом, проверка жилищных условий Липявко М.П., до заключения договора дарения является обязательной для установления того, ухудшил он свои жилищные условия или нет, стал ли он нуждающимся или был таковым и ранее, и дарение дома не повлияло на его жилищные права.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Указанные обстоятельства Администрацией Мариинского муниципального района проверены и учтены не были.

Суд считает, что заключение договора дарения дома <...> не свидетельствует о намерении Липявко М.П., приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Каких-либо других доказательств, свидетельствующих о таком намерении, Администрация Мариинского муниципального района не представила.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ «Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).»

Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе Липявко М.П., в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.»

Согласно ст.255 ГПК РФ «К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.»

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.»

Анализируя собранные доказательства суд пришел к выводу, что решение органа местного самоуправления- постановление Администрации Мариинского муниципального района <...> не соответствует требованиям законодательства, нарушает права Липявко М.П., на жилище, в связи с чем должно быть признано незаконным. Поскольку все условия, необходимые для решения вопроса о постановке Липявко М.П., на учет не проверены, суд не находит оснований для возложения на Администрацию Мариинского района обязанности принять Липявко М.П., на учет в качестве нуждающегося в предоставлении благоустроенного помещения по договору социального найма, а считает необходимым проверить все условия, необходимые для жилищного учета Липявко М.П..

Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ «В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.»

Согласно п.п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ «От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.»

Таким образом, судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию со сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Мариинска в интересах Липявко М.П. об оспаривании решения об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав гражданина удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Администрации Мариинского муниципального района <...> об отказе Липявко М.П. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и обязать Администрацию Мариинского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Липявко М.П..

Об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить суду.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Мариинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2011 года

Судья- подпись

Верно: Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- Е.Н.Еремин

Решение вступило в законную силу 10.01.2012 года

Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- Е.Н.Еремин