Дело № 2-530-2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Зайцевой С.А., с участием прокурора Недорезовой Е.В., при секретаре Еремине Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 26 декабря 2011 года дело по иску прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сусловского сельского поселения о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд с иском к администрации Сусловского сельского поселения, в котором просил обязать администрацию Сусловского сельского поселения осуществить действия по признанию сибиреязвенного захоронения, <...> бесхозяйным, а именно поставить его на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарных требований на территории Мариинского муниципального района, в ходе которой было установлено, что на территории Сусловского сельского поселения расположено сибиреязвенное захоронение <...>. Проверка показала, что данный объект является бесхозяйным, в собственности органов местного самоуправления не находится. В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Порядок постановки на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580. Согласно п. 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отсутствие балансовой принадлежности сибиреязвенного захоронения не позволяет обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, защиту окружающей среды, поскольку отсутствует лицо ответственное за содержание данного объекта в соответствии с санитарно-ветеринарными правилами. Таким образом, в ходе проверки установлены нарушения прав неопределенного круга лиц, которые могут быть устранены только в судебном порядке. В судебном заседание прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в заявлении, просил обязать администрацию Сусловского сельского поселения осуществить действия по признанию сибиреязвенного захоронения, <...> бесхозяйным, а именно поставить его на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Представитель ответчика администрации Сусловского сельского поселения исковые требования не признал, суду пояснил, что вопрос о признании сибиреязвенного захоронения бесхозяйным и постановке его на учет является вопросом федерального значения и только субъект федерации может определить чья это собственность, так как сибиреязвенное захоронение является объектом повышенной опасности. Исполнить требования прокурора он не может, так как на это нет финансирования в настоящее время. Утверждает, что сибиреязвенное захоронение не является бесхозяйным, поскольку его два раза в год проверяет ветеринарная инспекция. Учитывая, что границы земельного участка были установлены предположительно <...>. то неизвестно, <...> есть ли там захоронение. <...> Считает, что нецелесообразно удовлетворять требования прокурора. Представитель ответчика комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Топоривская Т.А. с исковыми требованиями, предъявленными к администрации Сусловского сельского поселения согласилась в полном объеме, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Предоставила суду письменные возражения относительно исковых требований. Из которых усматривается, что в соответствии со ст.254 гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02,2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в ст.255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Кроме того, прокурор г.Мариинска не указывает в своем заявлении конкретные факты, свидетельствующие о бездействии комитета, а именно о неисполнении комитетом возложенных на него обязанностей. Отсутствует и правовое обоснование того, что комитет является органом государственной власти, в обязанности которого входит осуществление мероприятий по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Считает требование прокурора г.Мариинска обязать комитет принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильник, <...> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии незаконным, необоснованным, а также противоречащим требованию прокурора г.Мариинска об обязании комитета внести спорное имущество в реестр государственного имущества Кемеровской области. В соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 29.03.2007 г. № 6-пг «О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции» предусмотрено, что комитет является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции. Согласно закону Кемеровской области от 20.07.1998 г. № 31-ОЗ «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области» комитет является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области. Основными задачами комитета являются реализация в соответствии с законодательством Кемеровской области государственной политики приватизации государственных предприятий, долей в хозяйственных обществах, объектов недвижимости и земельных участков, а также управление и распоряжение в установленном законодательством порядке и в соответствии с предоставленными полномочиями объектами государственной собственности Кемеровской области (п. 2 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области, утв. постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.03.2008 г. № 92). В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Частью 3 ст.225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществившим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Помимо порядка, предусмотренного положениями ст.225 ГК РФ, также существует постановление Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», в котором прописана непосредственно процедура принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей. Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что в соответствии с действующим законодательством полномочиями по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества наделены исключительно органы местного самоуправления. Таким образом, комитет является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, в силу ст.225 ГК РФ, постановления Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», не обладает полномочиями на совершение действий по постановке на учет объектов недвижимости. Кроме того, в соответствии со ст.2 закона Кемеровской области от 20.07.1998 г. № 31-03 «О порядке управления государственным имуществом Кемеровской области» в состав объектов государственной собственности Кемеровской области входят: имущество государственных унитарных предприятий, государственных учреждений Кемеровской области; нежилые здания, сооружения, встроенно-пристроенные помещения областной формы собственности; не завершенные строительством объекты областной формы собственности; имущество, приобретенное государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями Кемеровской области в результате хозяйственной деятельности; нежилые встроенно-пристроенные помещения; жилищный фонд; доли (акции) областной собственности в созданных и вновь создаваемых хозяйственных обществах и товариществах; иное имущество, переданное в собственность области на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и области. Статьей 7 закона Кемеровской области от 20.07.1998 г. № 31-03 «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области» предусмотрено, что комитет ведет реестр государственной собственности Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственной собственности Кемеровской области. Согласно Положению о комитете, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.03.2008 г. № 92 «Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области» комитет является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области. В п. 3.1 Положения комитета также предусмотрена функция комитета -ведение реестра государственного имущества Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственного имущества Кемеровской области. В соответствии с Положением об учете государственного имущества Кемеровской области и ведении реестра государственного имущества Кемеровской области, утвержденного законом Кемеровской области от 21.07.1999 г. № 55-ОЗ объектами учета реестра, расположенными как на территории Кемеровской области, так и за ее пределами, являются: а) земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области; б) государственное имущество Кемеровской области, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за государственным учреждением, либо находящееся в государственной собственности Кемеровской области предприятие в целом как имущественный комплекс; в) находящиеся в государственной собственности Кемеровской области акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное имущество Кемеровской области, не вошедшее в уставный (складочный) капитал; г) иное находящееся в государственной собственности Кемеровской области недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям. Следовательно, в реестре государственного имущества Кемеровской области учитывается исключительно имущество, принадлежащее Кемеровской области на праве собственности. Кроме того, в соответствии со ст.5 закона Кемеровской области от 20.07.1998 г. № 31-ОЗ «О порядке управления государственным имуществом Кемеровской области» Коллегия Администрации Кемеровской области уполномочена на принятие решения о приобретении имущества в собственность Кемеровской области. Также согласно положениям п.п. 3.18, 3.19, 3.22 Положения комитета, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.03.2008 г. № 92 «Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области» предусмотрено, что комитет по поручению Коллегии Администрации Кемеровской области приобретает за счет средств областного бюджета имущество в государственную собственность Кемеровской области, оформляет передачу государственного имущества Кемеровской области в безвозмездное пользование, оформляет принятие частного имущества в государственную собственность Кемеровской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Таким образом, комитет самостоятельно решения о приобретении имущества в собственность Кемеровской области не принимает, а исполняет поручения высшего исполнительного органа Кемеровской области - Коллегии Администрации Кемеровской области. Представитель третьего лица Управления ветеринарии Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно направленному в адрес суда возражению - Управление ветеринарии является отраслевым органом государственной власти и не имеет в собственности никакого имущества. Имущество, переданное Управлению ветеринарии, является собственностью комитета по имуществу Кемеровской области. Ветеринарная служба не имеет полномочий даже на самостоятельное распоряжение имуществом, переданным в оперативное управление. Согласно закону «О ветеринарии» в задачи ветеринарии входит решение вопросов по организации проводимых на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. А также контроль и надзор за соблюдением выполнения соблюдения ветеринарного законодательства. В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и ветеринарных правил по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для человека и животных против сибирской язвы подведомственные учреждения управления ветеринарии контролируют проведение работ по ограждению и содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенные захоронения, скотомогильники (биотермические ямы), специалисты ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью) проверяют ветеринарно-санитарное состояние, а при выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Органом управления ветеринарии проводится надзор и за нарушение ветеринарно-санитарных требований, виновных лиц привлекают к административной ответственности. Управлению ветеринарии и подведомственным учреждениям из областного бюджета денежные средства выделяются только на заработную плату и налоги. Организация мер по профилактике, диагностике, лечению и т.д. животных не относится к обустройству сибиреязвенных захоронений. Ветеринарная служба проводит все мероприятия по профилактике именно с животными, а не с объектами захоронений. Ответственность за выполнение требований ветеринарно-санитарных правил и законодательства несут владельцы или собственники этих объектов. Кроме того, протоколом антитеррористической комиссии Кемеровской области было вынесено решение, согласно которому комитету по управлению имуществом Кемеровской области, управлению ветеринарии Кемеровской области поручено разработать проект закона Кемеровской области о делегировании полномочий по мероприятиям, направленным на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биотермических ям) муниципальным образованиям. Согласно вышеуказанному протоколу управлением ветеринарии разработан закон о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по мероприятиям, направленным на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников и в настоящее время находится на согласовании в Коллегии Администрации Кемеровской области. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Кемеровской области с исковыми требованиями прокурора согласен в полном объеме. Свидетель А.П. суду пояснил, что по данному объектом КУМИ Мариинского района сведениями не располагает. Свидетель Л.А. суду пояснила, что <...> и ничего ей не известно о сибиреязвенных захоронениях. В 2004г. их служба стала заниматься восстановлением названных объектов. <...> Рассмотрев дело по существу, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям. В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом» На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ «Суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.» В соответствии со ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.» Согласно ст.2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Согласно ст.42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Согласно ч.1, ч.3 ст.225 ГК РФ «Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался… Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся». Согласно п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580 «Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества». Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»- «К вопросам местного значения поселения относятся:…участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения…». В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что на территории Сусловского сельского поселения Мариинского района Кемеровской области находится сибиреязвенное захоронение, <...> Из сообщения главы Мариинского района от <...> (л.д.4-5) усматривается, что администрацией Мариинского муниципального района проведена необходимая работа по определению принадлежности (балансодержателя) скотомогильников и в результате выявлен перечень бесхозяйных скотомогильников и термальных ям на территории Мариинского муниципального района…<...> Из сообщения главы Сусловского сельского поселения от <...> (л.д.6) усматривается, что сибиреязвенное захоронение, <...>, в муниципальной собственности не находится. Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник (биотермическую яму) <...> Из сообщения комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от <...> (л.д.15) усматривается, что сибиреязвенное захоронение, <...> в реестре государственного имущества Кемеровской области не учтено. Из сообщения Кемеровского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от <...> (л.д.16) усматривается, что Кемеровский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» техническую инвентаризацию объекта недвижимости- сибиреязвенного захоронения, <...> не проводил, информацией об указанном объекте не обладает. Из сообщения Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области от <...> (л.д.30) усматривается, что Департамент не располагает сведениями о сибиреязвенных захоронениях. Согласно сообщению Управления ветеринарии Кемеровской области от <...> (л.д.35) <...> В управлении ветеринарии области <...> ведутся эпизоотическая карта и областной эпизоотический журнал, в которых зарегистрированы неблагополучные пункты по сибирской язве на территории Мариинского района. На основании этих данных на каждое сибиреязвенное захоронение заведена ветеринарно-санитарная карточка, в которой отражено ветеринарно-санитарное и техническое состояние. Согласно информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (л.д.37-38) <...> последнее захоронение животных, павших от сибирской язвы, было произведено <...>. Скотомогильник законсервирован, а его состояние соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник имеется. Собственность не определена, скотомогильник находится в обслуживании администрации сельской территории. Указанный скотомогильник не является объектом федеральной собственности. Из сообщения ГУ госветслужбы Мариинской станции по борьбе с болезнями животных от <...> (л.д.82-83) усматривается, что на сибиреязвенное захоронение, <...> ветеринарно-санитарная карточка была заведена <...>, запись о заболевании в эпизоотическом журнале отсутствует. Согласно сообщению Мариинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от <...> (л.д.86) предоставление информации по передаче в собственность Кемеровской области земельных участков не входит в полномочия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Согласно информации комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от <...> (л.д.100) в границах СПК «Сусловское» в собственности Кемеровской области находятся земельные участки фонда перераспределения площадью 39726400 кв.м. Кроме земельных участков фонда перераспределения в границах вышеуказанного хозяйства находятся земельные участки других форм собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется администрацией муниципального образования «Мариинский муниципальный район». Из акта от <...> (л.д.132) усматривается, что <...> Из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от <...> (л.д.163) усматривается, что план границ земельного участка- захоронение сибирской язвы по адресу: <...> составлен на основании заявки Комитета по управлению муниципальным имуществом города Мариинска и Мариинского района. Анализируя собранные доказательства суд приходит к выводу, что сибиреязвенное захоронение, <...> до настоящего времени не имеет собственника и не поставлено на учет как бесхозяйное имущество. Учитывая, что действующим законодательством бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, то суд считает правильным исковые требования прокурора г.Мариинска удовлетворить в полном объеме. Доводы представителя ответчика о том, что границы сибиреязвенного захоронения определены условно <...> а поэтому нет достаточной уверенности, что объект представляет повышенную опасность, суд находит неубедительными. Поскольку ветеринарная служба располагая данными о границах земельного участка <...> захоронения сибирской язвы л.д.133, на местности, <...> восстановили и обозначили данный объект. Отсутствие сведений в эпизоотических журналах Мариинского района и Кемеровской области не свидетельствуют об отсутствии сибиреязвенного захоронения <...>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию Сусловского сельского поселения Мариинского района Кемеровской области осуществить действия по признанию сибиреязвенного захоронения, <...> – бесхозяйным, поставив объект недвижимого имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья – подпись Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2011г. Судья-подпись Верно: Судья - С.А. Зайцева Секретарь - Е.Н.Еремин Решение вступило в законную силу 11.01.2012 года Судья - С.А. Зайцева Секретарь - Е.Н.Еремин