именем Российской Федерации Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Бородиной Т.Г., при секретаре Елагиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске 23 ноября 2011 года гражданское дело по иску Брайчук Ф.М., Брайчук Л.И. к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Брайчук Ф.М., Брайчук Л.И. обратились в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что согласно ордеру <...> от <...> нанимателю Брайчук Ф.М. была предоставлена <...> на состав семьи <...>. В настоящее время в указанной квартире постоянно проживают Брайчук Ф.М. и Брайчук Л.И. Заключением межведомственной комиссии <...> от <...> <...> признана непригодной для проживания. Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Полагают, что поскольку жилое помещение, занимаемое истцами, признано непригодным для проживания, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма. Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Согласно технического паспорта на квартиру, выданного Филиалом № 11 БТИ г. Мариинска, <...>, <...> состоит из 3 комнат, общая площадь <...> кв.м., в том числе жилой <...> Просили обязать администрацию Мариинского района Кемеровской области предоставить Брайчук Ф.М. и Брайчук Л.И. другое жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г.Мариинска, общей площадью не менее 49 кв.м., отвечающее всем установленным требованиям и нормам, находящееся в черте г.Мариинске Кемеровской области. В судебном заседании Брайчук Л.И., действующая в своих интересах и за Брайчук Ф.М., представитель истцов адвокат Данилова Л.Ф. изменили исковые требования, мотивируя тем, что в соответствии со сложившейся практикой Верховного Суда РФ предоставление гражданам в порядке ст.89 ЖК РФ другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При этом предоставление в порядке ст.89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Просили обязать администрацию Мариинского района Кемеровской области предоставить Брайчук Ф.М. и Брайчук Л.И. другое жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Мариинска, общей площадью не менее 49 кв.м., жилой не менее 33,6 кв.м., состоящее из 3 комнат, отвечающее всем установленным требованиям и нормам, находящееся в черте г. Мариинске Кемеровской области. Представитель ответчика – администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация Мариинского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления осуществляющая полномочия по решению вопросов местного значения в пределах ее компетенции. Компетенция администрации Мариинского муниципального района определяется федеральными законами, законами Кемеровской области, Уставом Мариинского муниципального района, нормативными правовыми актами Мариинского муниципального района (статья 40 Устава Мариинского муниципального района). В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ - жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Согласно представленной информации жилищного отдела администрации Мариинского Муниципального района от <...> <...>/ж семья Брайчука Ф.М. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации Мариинского муниципального района, не состоит. Следовательно, считает, что требования являются необоснованными и не соответствующими нормам действующего законодательства. Не обоснована и ссылка истцов на п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которого вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Следовательно, жилой дом, расположенный по адресу: г.Мариинск, пер.Антибесский, 16, является многоквартирным. Согласно заключению межведомственной комиссии от <...> <...> жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано непригодным для проживания, т.е. признана непригодной для проживания только квартира истцов, а не многоквартирный дом, в котором проживают истцы, поэтому считает требования истцов необоснованными и несоответствующие нормам действующего законодательства, кроме того на основании заключения межведомственной комиссии органом местного самоуправления не было принято решение о признании жилого помещения по адресу: <...> непригодным для проживания Просит в удовлетворении исковых требований Брайчука Ф.М., Брайчук Л. И. к администрации Мариинского муниципального района об обязании администрации Мариинского муниципального района предоставить другое жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г.Мариинск, общей площадью не менее 49 кв.м. жилой не менее 33,6 кв.м., состоящее из 3 комнат, отвечающее всем установленным требованиям и нормам, находящееся в черте г.Мариинска Кемеровской области, отказать. Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Поэтому не могут быть использованы в качестве жилых и, следовательно, являться предметом договора социального найма, помещения, не отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства. Такие помещения могут быть признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, установленным Правительством РФ. В силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Согласно ст.85 п.3 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Статьей 86 ЖК РФ установлено: если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии с положениями ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 – 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Судом установлено, что согласно ордеру <...> от <...> (л.д.5) нанимателю Брайчук Ф.М. была предоставлена <...>, общей площадью <...> кв.м., на состав семьи их 3 человек: <...> Из технического паспорта (л.д.8-9) усматривается, что дом <...> 1975 года постройки, одноэтажный, одноуровневый, оборудован центральными электроосвещением, отоплением, канализацией и водопроводом, процент износа 63%. Согласно заключению межведомственной комиссии <...> от <...> (л.д.6-7), принятого на основании заключения о техническом состоянии строительных конструкций здания, данного «НИИ СМ ТГСУ), жилое помещение по адресу: <...> признано непригодным для проживания. Из показаний допрошенного в ходе судебного разбирательства в качестве свидетель председателя межведомственной комиссии Л. усматривается, что по заказу Управления жилищно-коммунального хозяйства Мариинского района в 2009 году Томским государственным архитектурно-строительным университетом (ТГАСУ) дано заключение о техническом состоянии строительных конструкций здания, расположенного по <...>, согласно которого левая часть данного здания, а именно квартира, в которой проживает семья Брайчук, признана аварийной и не подлежащей капитальному ремонту. На основании данного заключения межведомственная комиссия <...> приняла заключение о признании <...> не пригодной для проживания, при этом проведение капитального ремонта данного жилого помещения не предусматривалось в связи с его аварийностью и нецелесообразностью вложений средств. Решение межведомственной комиссии было направлено в ЖКХ Мариинского района, однако органом местного самоуправления решения о сносе дома не принималось, поскольку жильцов данного дома расселять некуда. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г.Мариинск, общей площадью не менее 49 кв.м. жилой не менее 33,6 кв.м., состоящее из 3 комнат, отвечающее всем установленным требованиям и нормам, находящееся в черте г.Мариинска Кемеровской должно быть предоставлено истцам администрацией Мариинского муниципального района, поскольку дом истцов признан непригодным для проживания и проживание граждан в таком доме сопряжено с опасностью для их жизни и здоровья. Доводы администрации о том, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, суд находит необоснованными. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Нельзя согласиться с суждением ответчика о том, что требование о сохранении того же количества комнат относится только к случаям предоставления жилого помещения в коммунальной квартире. Данное ограничительное толкование положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет ухудшать жилищные условия нанимателей, переселяемых из отдельных квартир, по сравнению с нанимателями, переселяемыми из коммунальных квартир, является нарушением обязанности обеспечивать в судебной практике конституционное истолкование подлежащих применению норм и ведет к фундаментальному нарушению прав граждан. Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Таким образом, поскольку жилищные условия граждан переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, размером жилой площади. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой меньше ранее занимаемой. То обстоятельство, что органом местного самоуправления не принималось решения о сносе данного жилого дома и расселении проживающих в нем граждан, не может являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку не является юридически значимым для разрешения данного спора. Обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения спора, является признание жилья непригодным для проживания и что такое жилое помещение не подлежит ремонту или реконструкции. Данные обстоятельства с достоверностью нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При таких обстоятельствах исковые требования Брайчук Ф.М. и Брайчук Л.И. к администрации Мариинского муниципального района подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Брайчук Ф.М., Брайчук Л.И. удовлетворить. Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Брайчук Ф.М. и Брайчук Л.И. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Мариинска, общей площадью не менее 49 кв.м., жилой не менее 33,6 кв.м., состоящее из 3 комнат, отвечающее всем установленным требованиям и нормам, находящееся в черте г.Мариинске Кемеровской области. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья – подпись Мотивированное решение изготовлено 28.11.2011 года. Судья – подпись Верно: Судья - Т.Г. Бородина Секретарь - Т.В. Елагина Решение вступило в законную силу 20.01.2012 года. Судья - Т.Г. Бородина Секретарь - Т.В. Елагина Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 23 ноября 2011 года оставлено без изменения, кассационную жалобу администрации Мариинского муниципального района без удовлетворения. Судья- Т.Г. Бородина