Решение по делу по иску о признании незаконным приказа о сокращении численности или штата работников



Дело № 2-96-2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе:

председательствующего - Зайцевой С.А.,

при секретаре - Еремине Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске

22 февраля 2012 года

гражданское дело по иску Чернищева А.А. к Открытому акционерному обществу «Спиртовый комбинат» о признании незаконным приказа о сокращении численности или штата работников,

УСТАНОВИЛ:

Чернищев А.А. обратился в суд с иском к ОАО «Спиртовый комбинат» о признании незаконным приказа при сокращении численности или штата работников <...> в отношении него, мотивируя свои требования тем, что <...> он в соответствии с трудовым договором <...> работал в ОАО «Спиртовый комбинат» <...> Приказом <...> о внесении изменений в штатное расписание ОАО «Спиртовый комбинат» в связи с признанием последнего банкротом, прекращении срока действия лицензии на осуществление деятельности обществом, изменением штата, его структурное подразделение – <...> подлежит сокращению, он подписал данный приказ, но с ним не согласен, так как ему не были предложены вакантные должности, которые имелись на вышеуказанном предприятии, в связи с чем считает данный приказ <...> незаконным.

В судебном заседании Чернищев А.А. свои исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в заявлении, просил признать незаконным приказ по сокращению численности или штата работников <...> в отношении его.

Представитель ответчика Горохова М.А., исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований Чернищеву А.А. отказать. Суду пояснила, что в связи с признанием ответчика банкротом (Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2011 г. по делу о несостоятельности (банкротстве) № А27-5320/2008-4), а также в связи с прекращением ответчиком хозяйственной деятельности (ввиду прекращения срока действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе денатурированного и спирта-сырца), конкурсным управляющим было принято решение о внесении изменений в штатное расписание и сокращении штата ОАО «Спиртовый комбинат».

<...>

В соответствии со ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

<...> истец был персонально под роспись предупрежден о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности, а именно за 2 месяца до предстоящего увольнения.

Согласно ст.82 Трудового кодекса Российской Федерации, при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

<...> председателем первичной организации ОАО «Спиртовый комбинат» профсоюза работников агропромышленного комплекса было вручено письменное уведомление о проведении мероприятий по сокращению штата и в связи с этим о планировании расторгнуть трудовой договор <...>

Согласно ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий, указав должность, профессию, специальность, квалификационные требования к ним и условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала мероприятий.

<...> в ГКУ Центр занятости населения г.Мариинска было отправлено письменное уведомление о проведении мероприятий по сокращению штата работников и направлена информация о планируемых к увольнению работников.

Согласно ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

Поскольку в отношении истца <...> объявлен простой (Приказ 442 от <...> о простое) вручить уведомление об отсутствии вакантных должностей истцу персонально под роспись не представилось возможным, в связи с этим <...> в адрес истца было отправлено письменное уведомление об отсутствии вакантных должностей, письмо вернулось в связи с истечением срока хранения, что подтверждается почтовой квитанцией, почтовым конвертом, <...> в адрес истца была отправлена телеграмма об отсутствии вакантных должностей.

Кроме того считает доводы, указанные истцом, несостоятельными в связи со следующим: 1) сокращение численности должно быть реальным (действительным) - в подтверждение якобы данного нарушения истцом не предоставлено доказательств и не может быть предоставлено, поскольку судить о том реальным ли было сокращение численности или нет, можно судить только после сокращения (<...>);

2) не предложена работа - как уже было сказано выше, ответчиком были предприняты всевозможные меры для уведомления истца об отсутствии вакантных должностей;

3) не соблюдено преимущественное право на оставление на работе -преимущественное право на оставление на работе должно применяться только среди работников по той должности, которая сокращается, в штате ОАО «Спиртовый комбинат» имеется только одна должность начальника службы контроля.

Считает, что изданием данного приказа ответчиком права истца не нарушены, поскольку приказ не содержит указания о конкретном работнике, подлежащем увольнению по сокращению штата.

Рассмотрев дело по существу, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению, что заявленные требования удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом».

На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ «Суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел».

В соответствии со ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений».

Судом установлено, и данные обстоятельства не оспариваются участниками процесса, что:

- согласно приказу <...> в связи с признанием ОАО «Спиртовый комбинат» банкротом, прекращением срока действия лицензии на осуществление деятельности обществом, изменением штата сокращены следующие единицы в штатном расписании ОАО «Спиртовый комбинат» <...>

- согласно п.1.2 Устава открытого акционерного общества «Спиртовый комбинат» (л.д.48) общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации»;

-согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 года (л.д.62), в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» на основании представленных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц 02.10.2002 года внесена запись о юридическом лице Открытое акционерное общество «Спиртовый комбинат»;

-из решения Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2011 года (л.д.33-39) усматривается, что ОАО «Спиртовый комбинат» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до <...>;

- из определения Арбитражного суда Кемеровской области от 14.04.2011 года (л.д.40-42) усматривается, что конкурсным управляющим ОАО «Спиртовый комбинат» утвержден <...>

- из определения Арбитражного суда Кемеровской области от 20.07.2011 года (л.д.43-45) усматривается, что срок конкурсного производства в отношении ОАО «Спиртовый комбинат» продлен на шесть месяцев до 12.01.2012 года;

- Федеральной службой по регулированию рынка была выдана лицензия <...> срок действия лицензии <...>). <...> Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка сообщила ОАО «Спиртовый комбинат о невозможности рассмотрения вопроса о продлении срока действия лицензии в связи с наличием у заявителя задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (л.д.66). <...> Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка сообщила ОАО «Спиртовый комбинат» о невозможности рассмотрения срока действии лицензии в связи с истечением срока действия лицензии (л.д.65).

Из уведомления об отсутствии вакантных должностей (л.д. 23-25) усматривается, что <...> Чернищеву А.А. заказным письмом направлено уведомление о том, что по состоянию на <...> в штате ОАО «Спиртовый комбинат» не имеется вакантных должностей, требующих его квалификации, а также нижестоящих и нижеоплачиваемых вакантных должностей и работы.

Из телеграммы и уведомления (л.д.26-27) усматривается, что Чернищевым А.А. <...> получена телеграмма о том, что <...> в штате ОАО «Спиртовый комбинат» не имеется вакантных должностей, требующих его квалификации, а также нижестоящих и нижеоплачиваемых вакантных должностей и работы.

С учетом изложенного суд считает, что доводы истца о том, что не было оснований для сокращения должности - начальника службы контроля не обоснованны и опровергнуты приведенными доказательствами.

В соответствии со ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации «При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения».

<...> Чернищев А.А. был персонально под роспись предупрежден о предстоящем увольнении в связи сокращением штата организации (л.д.4,22).

Согласно ст.82 Трудового кодекса Российской Федерации «При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях».

<...> председателем Первичной организации ОАО «Спиртовый комбинат» профсоюза работников агропромышленного комплекса было вручено письменное уведомление о проведении мероприятий по сокращению штата и в связи с этим о планировании расторгнуть трудовой договор с <...> Чернищевым А.А. (л.д.32).

Согласно ст.25 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»- «При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий».

<...> в ГКУ Центр занятости населения г.Мариинска было отправлено письменное уведомление о проведении мероприятий по сокращению штата работников и сведения о работниках, с которыми планируется расторжение трудовых договоров по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ (л.д.29-31).

Конкурсный управляющий в соответствии со ст.129 ФЗ «О несостоятельности» (банкротстве) вправе издавать приказы о сокращении численности.

Истцом, суду не представлено доказательств того, что не было реального сокращения штатов, а именно должности начальника службы контроля, не установлено и судом доказательств подтверждающих доводы истца в указанном, поскольку в штатное расписание новые должности на момент издания оспариваемого приказа и на момент сокращения должности начальника службы контроля введены не были.

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка вопрос о продлении срока лицензии на производство, хранение и поставку производственного этилового спирта, в том числе денатурированного и спирта- сырца ОАО «Спиртовый комбинат» в оспариваемый истцом период не рассматривался.

Доводы истца о том, что ему не была предложена вакантная должность, другая работа; не соблюдено преимущественное право на оставление его на работе, а поэтому оспариваемый приказ является незаконным, суд находит не состоятельными, поскольку действующим законодательством на работодателя не возложена обязанность при издании приказа о внесении изменений в штатное расписание, а именно сокращении единицы в штатном расписании предлагать работникам вакантные должности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чернищева А.А. к Открытому акционерному обществу «Спиртовый комбинат» о признании незаконным приказа <...> о сокращении численности или штата работников оставить без удовлетворения за необоснованностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через данный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2012 года

Судья- подпись

Верно: Судья- С.А.Зайцева

Секретарь - Е.Н.Еремин

Решение вступило в законную силу 29.03.2012 года.

Судья- С.А.Зайцева

Секретарь - Е.Н.Еремин