Решение по иску прокурора о понуждении совершения определенных действий



Дело № 2-988-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Бородиной Т.Г.,

при секретаре Елагиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

27 декабря 2011 года дело по иску прокурора г.Топки Кемеровской области к Кирюхину М.Г. о понуждении совершения определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Топки Кемеровской области обратился в суд с иском к З., в котором просил признать бездействие З. по согласованию обустройства используемого объекта дорожного сервиса - автозаправочной станции на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) с Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» незаконным. Обязать З. в срок до <...> разработать рабочий проект на присоединение к Автодороге используемого объекта дорож­ного сервиса – автозаправочной станции, расположенной на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) и согласовать его с Федеральным государст­венным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь». Обязать З. в срок до <...> оборудовать используемую автозаправочную станцию, расположенную на Автодороге (об­ход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) стоянками и местами остановки транс­портных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями, переходно-скоростными полосами, элементами обустройства. Запретить З. эксплуатацию автозаправоч­ной станции, расположенной на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) до обустройства ее стоянками и местами остановки транспортных средств, подъездами, съездами, примыканиями, переходно-скоростными полосами, элементами обустройства.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения федерального за­конодательства о безопасности дорожного движения хозяйствующими субъек­тами, осуществляющими деятельность в полосе отвода федеральных дорог об­щего пользования.

Установлено, что по территории Топкинского района проходит федеральная автомобильная дорога общего пользования сообщением Новосибирск-Иркутск № М 53 «Байкал».

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О безопасности дорож­ного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупре­ждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, сниже­ние тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и ис­пользуемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверх­ность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделитель­ные полосы при их наличии.

В соответствии со ст.3 Закона о БДД основными принципами обеспече­ния безопасности дорожного движения являются:

1. приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движе­нии, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

2. соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспече­нии безопасности дорожного движения.

В ст.11 Закона о БДД указано, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Россий­ской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст.12 Закона о БДД содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257). В соответствии со ст.1 данного закона, его действие распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Часть 1 статьи 20 Закона № 257 предусматривает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроитель­ным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с ч.2 ст.20 Закона № 257 в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорож­ного хозяйства (ч. 3 ст. 16 Закона № 257).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, в силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 (далее - Положение), является Фе­деральное дорожное агентство (Росавтодор). Согласно п.5.4(3) Положения Федеральное дорожное агентство выдает, в том числе, разрешение в порядке, установленном Градостроительным кодек­сом Российской Федерации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомо­бильным дорогам общего пользования.

Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства находится в ведении Росавтодора (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 № 1731-р), соответственно, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, в том числе Федеральным государственным учреждением «Феде­ральное управление автомобильных дорог «Сибирь».

Проверкой установлено, что на автодороге (обход г. Кемерово, 36км. + 400м. (слева) расположен объект дорожного сервиса - автозаправочная стан­ция, принадлежащая З. Данный объект используются без согласо­вания с Федеральным государственным учреждением «Федеральное управле­ние автомобильных дорог «Сибирь», т.е. с нарушением законодательства о безопасности дорожного движения в Российской Федерации, что является недопустимым и нарушает права и интересы участников дорожного движения.

Так, в соответствии с п.6 ст.22 Закона № 257 объекты дорожного сер­виса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной до­роги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудо­ваны переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустрой­ства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного дви­жения.

При проведении в апреле 2010 года проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автозаправочной станции З. были установлены нарушения требований п.6 ст.22 Закона № 257, которые изложены в акте № 42 от 19.04.2010.

Указанные нарушения законодательства могут привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, возникновению угрозы жизни и здоровья людей, а также приводят к разрушению кромки полотна дорожного покрытия и укрепленной обочины дороги, и, как следствие, к ущербу государственной собственности.

Таким образом, З. нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст.3 Закона о БДД - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном дви­жении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статья 15 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федера­ции и законы.

На основании ч.2 ст.4 Конституции РФ - Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Установленные в действиях З. нарушения напрямую затраги­вают публичные права и свободы неопределенного круга лиц, потенциально использующие для передвижения вышеуказанную Автодорогу.

Кроме того, невыполнение З. федерального законодательства нарушает интересы государства, призванного обеспечивать единообразное пра­вовое пространство на всей территории РФ.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в буду­щем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Определением Рудничного районного суда г.Кемерово от 05.10.2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика по настоящему делу З. надлежащим – Кирюхиным М.Г., <...> года рождения.

В судебном заседании пом.прокурора Альянов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил признать бездействие Кирюхина М.Г. по согласованию обустройства используемого объекта дорожного сервиса - автозаправочной станции на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) с Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» незаконным. Обязать Кирюхина М.Г. в срок до 01.06.2012 года разработать рабочий проект на присоединение к Автодороге используемого объекта дорож­ного сервиса – автозаправочной станции, расположенной на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) и согласовать его с Федеральным государст­венным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь». Обязать Кирюхина М.Г. в срок до 01.06.2012 года оборудовать используемую автозаправочную станцию, расположенную на Автодороге (об­ход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) стоянками и местами остановки транс­портных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями, переходно-скоростными полосами, элементами обустройства. Запретить Кирюхину М.Г. эксплуатацию автозаправоч­ной станции, расположенной на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) до обустройства ее стоянками и местами остановки транспортных средств, подъездами, съездами, примыканиями, переходно-скоростными полосами, элементами обустройства.

Представитель ответчика Байкалов И.В. исковые требования не признал, суду пояснил, что Кирюхин М.Г. стал собственником Автозаправочного комплекса, расположенного на развилке дороги Топки – Ленинск – Кузнецкий -Кемерово с 2010 года. Будучи собственником, в отношении Кирюхина М.Г. ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства никаких актов обследования не составлялось, предписание о необходимости обустройства автозаправочного комплекса не выносилось. В связи с тем, что Кирюхин М.Г. является собственником данного объекта не продолжительное время, он не должен нести ответственности за то, что предыдущий собственник построил данный объект с нарушением законодательства. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства Кореньков В.Ю. исковые требования прокурора поддержал, суду пояснил, что на автодороге (обход г. Кемерово, 36км. + 400м. (слева) расположен объект дорожного сервиса - автозаправочная стан­ция, принадлежащая Кирюхину М.Г. Данный объект используются без согласо­вания с Федеральным государственным учреждением «Федеральное управле­ние автомобильных дорог «Сибирь», т.е. с нарушением законодательства о безопасности дорожного движения в Российской Федерации, что является не­допустимым и нарушает права и интересы участников дорожного движения. Начиная с 2009 года ФГУ «Сибуправтодор» принимает меры к тому, чтобы владельцы автозаправочной станции, расположенной на автодороге (обход г. Кемерово, 36км. + 400м. (слева) согласовали обустройство используемого ими объекта с ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь». Вначале собственником данного объекта был Л., с которым 17.07.2009 года были подписаны условия предварительного согласования на разработку рабочего проекта обустройства данной автозаправочной станции, однако данные условия Л. выполнены не были. В марте 2010 года Л. вынесено предписание о необходимости разработки и согласования рабочих проектов на устройство примыканий к объектам сервиса АЗС, куда входит и данная автозаправочная станция. Однако предписание выполнено не было. В конце 2010 года выяснилось, что с 2008 года право собственности на данные объекты было зарегистрировано за З., хотя фактическим владельцем был Л. После предъявления прокурором иска в суд оказалось, что с июня 2010 года собственником объектов сервиса АЗС является Кирюхин М.Г. До настоящего времени согласование обустройства используемого объекта дорожного сервиса – автозаправочной станции на автодороге (обход г. Кемерово, 36км. + 400м. (слева) Кирюхиным М.Г. не сделано, рабочий проект на присоединение данного объекта к автодороге не разработан. Просил иск удовлетворить.

Рассмотрев гражданское дело, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица на стороне ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на автомобильной дороге М 53 «Байкал», Новосибирск-Иркутск, которая в соответствии с Перечнем федеральных дорог в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 относится к федеральным дорогам, расположен объект дорожного сервиса – автозаправочная станция, входящая в состав автозаправочного комплекса, принадлежащего Кирюхину М.Г. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 09.06.2010 года.

Данный объект используются без согласо­вания с Федеральным государственным учреждением «Федеральное управле­ние автомобильных дорог «Сибирь», т.е. с нарушением законодательства о безопасности дорожного движения в Российской Федерации, что является не­допустимым и нарушает права и интересы участников дорожного движения.

Так, в соответствии с п.6 ст.22 Закона № 257 объекты дорожного сер­виса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной до­роги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудо­ваны переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустрой­ства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного дви­жения.

При проведении в апреле 2010 года проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автозаправочной станции, которая в настоящее время принадлежит Кирюхину М.Г., были установлены нарушения требований п.6 ст.22 Закона № 257, которые изложены в акте № 42 от 19.04.2010 г. (л.д. 18-19).

Согласно ст.11 Закона о БДД проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Россий­ской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст.12 Закона о БДД содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257). В соответствии со ст.1 данного закона, его действие распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Часть 1 статьи 20 Закона № 257 предусматривает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроитель­ным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с ч.2 ст.20 Закона № 257 в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорож­ного хозяйства (ч. 3 ст. 16 Закона № 257).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, в силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374 (далее - Положение), является Фе­деральное дорожное агентство (Росавтодор). Согласно п.5.4(3) Положения Федеральное дорожное агентство выдает, в том числе, разрешение в порядке, установленном Градостроительным кодек­сом Российской Федерации, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомо­бильным дорогам общего пользования.

Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства находится в ведении Росавтодора (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 № 1731-р), соответственно, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт осуществляется Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями, в том числе Федеральным государственным учреждением «Феде­ральное управление автомобильных дорог «Сибирь».

Кирюхиным М.Г. требования п.6 ст.22 ФЗ № 257-ФЗ не исполняются, что подтверждается отсутствием согласования обустройства используемого объекта дорожного сервиса – автозаправочной станции на автодороге (обход г.Кемерово 36 км. + 400 м. (слева) с ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог» «Сибирь» и невыполнением требований по оборудованию примыкающей к автомобильной дороге дороги переходно-скоростными полосами и элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализируя изложенное, суд считает, что при использовании автозаправочной станции, расположенной на автодороге (обход г. Кемерово, 36км. + 400м. (слева), Кирюхин М.Г. обязан был соблюдать требования действующего законодательства, в том числе за свой счет обязан был представить на согласование ФГУ «Сибуправтодор» проектную документацию на размещение объекта дорожного сервиса – автозаправочной станции, а так же выполнить работы по устройству переходно-скоростных полос и их освещению, а также другие работы размещению объекта дорожного сервиса. Однако этого сделано не было.

Таким образом, суд пришел к выводу, что перечисленные нарушения со стороны собственника автозаправочной станции Кирюхина М.Г., могут привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, возникновению угрозы жизни и здоровья людей.

Тем самым, Кирюхиным М.Г. нарушается один из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренный ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Суд считает, что Кирюхин М.Г. не имеет права эксплуатировать объект дорожного сервиса, без соблюдения требования по безопасности дорожного движения.

В связи с этим суд считает, что эксплуатация автозаправочной станции, как объект дорожного сервиса, в настоящее время недопустима и должна быть приостановлена до устранения нарушений.

Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 200 рублей.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход Мариинского муниципального района государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Топки в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Кирюхина М.Г. по согласованию обустройства используемого объекта дорожного сервиса - автозаправочной станции на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) с Федеральным государственным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» незаконным.

Обязать Кирюхина М.Г. в срок до 01.06.2012 года разработать рабочий проект на присоединение к Автодороге используемого объекта дорож­ного сервиса – автозаправочной станции, расположенной на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) и согласовать его с Федеральным государст­венным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь».

Обязать Кирюхина М.Г. в срок до 01.06.2012 года оборудовать используемую автозаправочную станцию, расположенную на Автодороге (об­ход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) стоянками и местами остановки транс­портных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями, переходно-скоростными полосами, элементами обустройства.

Запретить Кирюхину М.Г. эксплуатацию автозаправоч­ной станции, расположенной на Автодороге (обход г. Кемерово 36км. + 400м. (слева) до обустройства ее стоянками и местами остановки транспортных средств, подъездами, съездами, примыканиями, переходно-скоростными полосами, элементами обустройства.

Взыскать с Кирюхина М.Г., <...> года рождения, уроженца <...> в доход Мариинского муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2012 года.

Судья – подпись

Верно: Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Решение вступило в законную силу 04.04.2012 года.

Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 04 апреля 2012 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 27 декабря 2011 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, уточнить мотивировочную и резолютивную часть решения в части адреса объекта дорожного сервиса, -автозаправочная станция, расположенная на Автодороге М-53 «Байкал» Обход г. Кемерово км 36+900 (слева).

Судья- Т.Г. Бородина.