Решение, вынесенное по иску о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма



Дело № 2-43-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе судьи Прониной Н.И.,

с участием прокурора Недорезовой Е.В.

при секретаре Сомовой Ж.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске

23 января 2012 года

дело по иску прокурора г.Мариинска в интересах Гагариной О. АнатО. к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Мариинска обратился в Мариинский городской суд с иском в интересах Гагариной О. АнатО. к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Гагариной О. АнатО. о нарушении жилищных прав. Установлено, что Гагарина О.А. с <...> состоит в администрации Мариинского муниципального района на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» и «граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма (тяжелая форма хронического заболевания)». <...>

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

В соответствии c п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, <...>

<...>

Несмотря на то, что в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации Гагарина О.А. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, жилое помещение заявительнице до настоящего времени не предоставлено.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Принимая во внимание то, что Администрацией Мариинского муниципального района нарушены конституционные права и законные интересы Гагариной О.А. в сфере жилищных отношений, прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту ее прав, свобод и законных интересов.

Просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Гагариной О. АнатО. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Мариинска Кемеровской области.

Согласно определению от <...> в качестве ответчика была привлечена администрация Мариинского городского поселения.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Гагариной О. АнатО. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, находящееся в черте города Мариинска.

Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Весельчак Н.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что во-первых, ставя перед судом вопрос о возложении обязанности на администрацию Мариинского муниципального района предоставить жилое помещение, прокурор города Мариинска необоснованно ссылается на п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ перечне. Согласно ч. 3 указанной статьи ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Гагарина О.А. проживает, а также состоит на регистрационном учете в городе Мариинск <...> <...> <...>

В соответствии с п.7 ч.1 ст.3 Закона Кемеровской области от 17.12.2004 года № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований» на территории Мариинского муниципального района были образованы муниципальные образования со статусом городского и сельских поселений, в том числе Мариинское городское поселение с административным центром - город Мариинск, которое является самостоятельным муниципальным образованием.

Муниципальное образование «Мариинское городское поселение» имеет свои органы местного самоуправления, свой Устав и наделено статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения. В связи с чем органы местного самоуправления Мариинского городского поселения самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению на территории Мариинского городского поселения.

Согласно ст.14 вышеназванного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится «обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства».

Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 г. № 1563-О-О указывается, что развивая конституционные положения статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2. пункт б части I статьи 14, пункт б части 1 статьи 161.

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, отнесенные к их ведению законодательством Российской Федерации.

Более того, в администрацию Мариинского муниципального района Гагарина О.А. не обращалась с заявлением о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма как гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, что подтверждается <...>

Жилищный кодекс РФ, закрепив за гражданами, указанными в п.1 и п. 3 ч. 2 ст.57 ЖК РФ право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан.

Полагает, что отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п.1 и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников), так как не терпит отлагательства обеспечение жильем тех категорий граждан, которым государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

Во-вторых, Гагарина О.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории <...>, что подтверждается информацией жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района. Следовательно, в соответствии с законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. № 129-03 «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности. Поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено истице, полагает, что предоставление жилого помещения должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней.

В-третьих, делая вывод из всего вышеизложенного, прокурор города Мариинска не представил доказательств, подтверждающих обязанность администрации Мариинского муниципального района предоставить Гагариной О.А, жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Более того, с учетом правовой позиции Определения Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 года №128-0, в случае заблуждения истца относительно того, кто должен быть ответчиком по его заявлению, суд вправе в соответствии с частью первой статьи 41 ГПК Российской Федерации по собственной инициативе допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим; такая замена производится только с согласия истца. Разрешение вопроса о выборе надлежащего ответчика по гражданскому спору зависит от установления и исследования фактических обстоятельств дела, относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Просит в удовлетворении исковых требований прокурора города Мариинска об обязании администрации Мариинского муниципального района предоставить Гагариной О.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Мариинска, отказать.

Представитель ответчика администрации Мариинского городского поселения Куманева С.В. суду пояснила, что исковые требования прокурора в интересах Гагариной О.А. о возложении обязанности предоставить жилое помещение, обоснованно заявлены к администрации Мариинского муниципального района, поскольку вопрос предоставления вне очереди жилья инвалидам входит в компетенцию администрации Марпиинского муниципального района. Администрация Мариинского поселения не решает эти вопросы.

Суд, рассмотрев гражданское дело, заслушав участников процесса, выслушав свидетеля, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Свидетель П. суду пояснила, что <...> <...> <...>. Гагарина О. АнатО. действительно состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, <...> <...> <...>

В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

На основании ч.2 ст.12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст.2 ЖК РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В соответствии с п.п.3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

<...>

Согласно ответу на запрос и.о. прокурора г.Мариинска от <...> <...> администрацией Мариинского поселения сообщалось о том, что Гагарина О. АнатО. постановлением Главы Мариинского района <...> от <...> была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с Законом Кемеровской области № 129-ОЗ от 17.11.2006 г. «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» <...>

Согласно справке <...>.

Согласно справке <...>.

Из сообщения от <...> <...> Гагариной О.А. сообщалось, что на основании пункта 11 части 1 статьи 1 Закона Кемеровской области № 129-ОЗ от 17.11.2006 г. «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма имеют инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. …Она состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории <...><...>

Согласно справке <...>

Согласно справке <...> от <...> Гагарина О.А. состоит на очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации <...> по категории <...>

Согласно уведомлению <...> Гагариной О.А. следует, что постановлением <...> от <...> <...> она принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма <...>.

Согласно справке <...> от <...> следует, что Гагарина О.А. состоит на очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, <...>

Согласно постановлению Главы Мариинского района от <...> в соответствии со статьями 51,52 ЖК РФ, Законом Кемеровской области «О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений» от 17.11.2006 г. №129-ОЗ, приняты на учет граждане (подавшие заявления о принятии на учет) в качестве нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма согласно приложению.

Согласно приложению к постановлению <...>

Согласно информации общего отдела администрации Мариинского района <...>

Согласно информации общего отдела администрации Мариинского района <...>.

Согласно сведениям, представленными жилищным отделом администрации Мариинского муниципального района от <...> <...>. Гагарина О.А. как <...> не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по Мариинскому муниципальному району <...>

<...>

С <...> Гагарина О.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «<...> Решение об отказе Гагариной О.А. в предоставлении жилого помещения органами местного самоуправления Мариинского района не принималось.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.31 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Согласно ст.28.2 (Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1,ч.2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Из приведенных норм закона следует, что Гагарина О.А. имеет право на предоставление ей вне очереди по договору социального найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.

Согласно п.11 ст.1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 г. № 129-ОЗ право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом имеют следующие категории граждан: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Согласно ст.2 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 г. № 129-ОЗ гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, жилые помещения жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, законами Кемеровской области, при условии принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Согласно п.6 Федерального закона от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенцию органов самоуправления входит обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

Согласно соглашению между администрацией Мариинского городского поселения и администрацией Мариинского муниципального района о передаче осуществления части полномочий от 10.01.2012 г. раздел 1.2.2 администрация Марпиинского городского поселения передает администрации Мариинского муниципального района осуществление части полномочий, а именно в части обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, … Осуществление принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как установлено в судебном заседании, Гагарина О.А. не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории <...> ею было подано заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «инвалиды…, и она была поставлена на учет именно по данной категории, при таких обстоятельствах суд не соглашается с мнением представителя ответчика администрации Мариинского муниципального района о том, что администрация Мариинского муниципального района не является ответчиком по данному делу.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Гагариной О.А. именно администрацией Мариинского муниципального района в г.Мариинске Кемеровской области.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Гагариной О.А., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Таким образом, исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Гагариной О. АнатО. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Гагариной О. АнатО. к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Гагариной О. АнатО., <...> <...>, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, находящееся в черте города Мариинска.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 27.01.2012 года

Судья – подпись

Верно:Судья- Н.И. Пронина

Секретарь- Ж.А. Сомова

Решение вступило в законную силу 30.03.2012 года

Судья- Н.И. Пронина

Секретарь- Ж.А. Сомова

Апелляционным определением от 30 марта 2012 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 23 января 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба-без удовлетворения.

Судья- Н.И. Пронина