Решение, вынесенное по иску о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-69-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе судьи Прониной Н.И.,

при секретаре Сомовой Ж.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске

23 января 2012 года

дело по иску Жизневой Т. С. к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Жизнева Т.С. обратилась в Мариинский городской суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <...>

С <...> она состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемой по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой. (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.ст. 3,4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В нарушение требований закона, до настоящего времени ей, истице, жилое помещение не предоставлено, собственного жилья она не имеет. Считаю, что неисполнение администрацией Мариинского муниципального района требований законодательства нарушает ее конституционные права.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в установленном порядке.

Просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей, Жизневой Т. С., жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте города Мариинска Кемеровской области.

В судебном заседании истица Жизнева Т.С. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в г.Мариинск Кемеровской области.

Представитель органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района в судебное заседание не явился, согласно поступившему заявлению начальник Управления образования Мариинского района просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Весельчак Н.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 18.01.2012 г. № 01-15/26 в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет.

Кроме того, реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти.

В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации» местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Из смысла ст. ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Пункт 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений (п. 9 ст. 2).

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счёт и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно п.3 ст.20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Согласно п.1 ст.12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Финансирование денежных средств из бюджета Кемеровской области бюджету Мариинского муниципального района на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в 2012 году не производилось, что подтверждается информацией финансового управления по Мариинскому району от 18.01.2012 года № 02/07. Следовательно, без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Жизневой Т.О.

Согласно ст.12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, исполнение администрацией Мариинского муниципального района государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в течение всего финансового 2012 года и в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Следовательно, считает обязанность администрации Мариинского муниципального района по предоставлению жилого помещения Жизневой Т.С., относящейся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», только за счёт предоставляемых бюджету Мариинского муниципального района субвенций из бюджета Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с <...> по <...>. Просит в удовлетворении исковых требований Жизневой Т.С. отказать.

Суд, рассмотрев гражданское дело, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

На основании ч.2 ст.12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст.2 ЖК РФ - органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В соответствии с п.п.3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно свидетельству о рождении <...><...>

Согласно паспорту серии <...>

Согласно протоколу <...>

Согласно справке <...>.

<...> <...>.

<...>.

<...>.

Судом установлено, и данные обстоятельства не оспариваются ответчиком, что Жизнева Т.С., <...> <...> имеет статус ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, <...>

С <...> Жизнева Т.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Решение об отказе Жизневой Т.С. в предоставлении жилого помещения органами местного самоуправления Мариинского района не принималось.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 08.02.1998 № 17-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.1, ч.2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Из приведенных норм закона следует, что Жизнева Т.С. имеет право на предоставление ему вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.1,3 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Для обеспечения лиц, указанных в пункте первом настоящей статьи, жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1)местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом семейного типа является Кемеровская область;

2)местом регистрации рождения лица является Кемеровская область;

3)последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.1 указанного Закона Кемеровской области жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с учетом особенностей, установленных статье 2 настоящего Закона.

В соответствии с п.4 ст.2 Закона Кемеровской области заявление (ходатайство) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

Согласно распоряжению <...>

Согласно сообщению финансового управления по Мариинскому району размер субвенций, запланированных в бюджете Кемеровской области для распределения бюджету Мариинского муниципального района на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2012 год составляет 13 400 000 (тринадцать миллионов четыреста тысяч) рублей. (Закон Кемеровской области от 12.12.2011 года № 133-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Финансирование на <...> не производилось. В 2011 году денежные средства, запланированные в бюджете Мариинского муниципального района на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, освоены в полном объеме.

Из справки <...> от <...>, выданной КУМИ <...>, следует, что в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Жизневой Т.С. администрацией Мариинского муниципального района в г.Мариинске Кемеровской области.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Жизневой Т.С., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.

В соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией администрации Кемеровской области.

Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.

Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования Жизневой Т.С. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Жизневой Т. С. к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Жизневой Т. С., <...> <...>, жилое помещение не ниже предусматриваемой социальной нормы 13,0 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г. Мариинск Кемеровской области за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели администрации Мариинского муниципального района из бюджета Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 26.01.2012 года

Судья – подпись

Верно:Судья- Н.И. Пронина

Секретарь- Ж.А. Сомова

Решение вступило в законную силу 30.03.2012 года

Судья- Н.И. Пронина

Секретарь- Ж.А. Сомова

Апеллляционным опредлением от 30.03.2012 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 23 января 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба-без удовлетворения.

Судья- Н.И. Пронина