Дело № 2-168-2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Лапиной Л.И. с участием адвоката Носковой Л.Н., при секретаре Денисовой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 21 марта 2012 года гражданское дело по иску Кодачегова К.А. к администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Кодачегов К.А. обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ему жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте <...>. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что по решению исполнительного комитета Мариинского городского Совета народных депутатов от <...> <...> <...> К. была назначена его опекуном в связи с тем, что его отец отбывал наказание в местах лишения свободы, а мать дала согласие на оформление опеки над ним. По решению Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> его родители: <...> К. <...> К. были лишены в отношении него родительских прав. С <...> он состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Своего жилья он не имеет, проживает с семьей в съемной квартире. В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.3 Закона Кемеровской области №67 – ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он должен был обеспечен жильем, согласно заявленным требованиям. В судебном заседании Кодачегов К.А. и его представитель адвокат Носкова Л.Н. исковые требования поддержали по тем же основаниям. Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района Весельчак Н.А. с иском Кодачегова К.А. не согласилась и суду показала, что согласно информации КУМИ администрации Мариинского муниципального района от <...> <...> в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет. По мнению ответчика, обеспечить жильем Кодачегова К.А., имеющего статус сироты, обязано государство за счет средств субъекта Российской Федерации. Кроме того, реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами ФЗ РФ №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.86 БК РФ и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии с п.5 ст.19 ФЗ РФ №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ст.ст.5, 8 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно п.4 ст.49 ЖК РФ органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями. Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений. Согласно ст.4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно п.3 ст.20 ФЗ РФ №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Согласно п.1 ст.12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами. Финансирование денежных средств из бюджета Кемеровской области бюджету Мариинского муниципального района на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения в 2012 году не производилось, что подтверждается информацией финансового управления по Мариинскому району от 19.03.2012 года №02/32. Без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Кодачегова К.А. Согласно ст.12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длиться с 1 января по 31 декабря. Таким образом, исполнение администрацией Мариинского муниципального района государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в течение всего финансового 2012 года и в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами. Представитель ответчика полагает, что обязанность администрации Мариинского муниципального района по предоставлению жилого помещения Кодачегову К.А., относящегося к категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», только за счет предоставляемых бюджету Мариинского муниципального района субвенций из бюджета <...> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с <...> по <...>. Суд рассмотрел гражданское дело, заслушал участников процесса, исследовал письменные доказательства и считает, что исковые требования Кодачегова К.А. подлежат удовлетворению. Согласно ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище. Согласно п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 98-ОЗ) по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно решению <...> Совета народных депутатов от <...> <...> «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения на одного человека 13,0 кв.м. Судом установлено, что по решению исполнительного комитета Мариинского городского Совета народных депутатов от <...> <...> К.- <...> истца была назначена опекуном Кодачегова К.А. в связи с тем, что его отец отбывал наказание в местах лишения свободы, а мать дала согласие на оформление опеки над ним. По решению Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> родители Кодачегова К.А. <...> К. <...> К. были лишены в отношении него родительских прав. С <...> Кодачегов К.А. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Местом его выявления как лица, нуждающегося в жилье по категории «Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» является г.Мариинск, Кемеровской области, что представитель ответчика не оспаривает. Своего жилья истец не имеет, проживает с семьей в съемной квартире. В связи с чем и в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, п.1 ст.8, ст.10 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.3 Закона Кемеровской области №67 – ОЗ от 16.05.2006 года «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кодачегов К.А. должен быть обеспечен по договору социального найма жилым помещением не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м. Это жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим требованиям, быть пригодным для заселения и проживания, юридически и фактически свободным в черте г.Мариинска Кемеровской области. Обоснованность выводов суда доказывается не только пояснением сторон по иску, но и письменными доказательствами. Согласно справке администрации Мариинского муниципального района <...> Кодачегов К.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...> его учетный номер <...>. Местом его выявления как лица, нуждающегося в жилье по категории «Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» является <...>. Согласно решению исполнительного комитета Мариинского городского Совета народных депутатов от <...> <...> <...> К. была назначена опекуном Кодачегова К.А. Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> <...> К. и К. были лишены родительских прав в отношении Кодачегова К.А. и с них были взысканы алименты на его содержание. Согласно паспорту <...> и домовой книге <...> Кодачегов К.А. с <...> значиться зарегистрированным по адресу: <...>. Согласно свидетельству о заключении брака <...> он был заключен <...> между К. и Ш., после чего жене была присвоена фамилия К.. Согласно справке <...> Кодачегов К.А. имеет состав семьи: <...> К. Согласно сообщениям Управления Федеральной регистрационной службы по <...> <...> и справкам БТИ <...> Кодачегов К.А. и К. недвижимого имущества не имеют. Письменные доказательства у суда так же сомнений не вызывают, ибо они являются относимыми и допустимыми доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не оспариваются сторонами. Таким образом, исковые требования Кодачегова К.А. к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить ему жилое помещение нашли свое подтверждение. На эти выводы суда не могут повлиять доводы представителя ответчика, поскольку они не являются юридически значимыми. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.10,12, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Кодачегова К.А. к администрации Мариинского муниципального района удовлетворить. Обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Кодачегову К.А. по договору социального найма жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы <...> кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное в черте <...>. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Кемеровский областной суд со дня изготовления его в окончательной форме. Судья - подпись Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2012 года. Судья – подпись Верно: Судья - Л.И. Лапина Секретарь - И.В.Денисова Решение вступило в законную силу 05.06.2012 года. Судья - Л.И. Лапина Секретарь - И.В.Денисова Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 05.06.2012 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 21 марта 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Главы Мариинского района <...>.-без удовлетворения. Судья- Л.И. Лапина