Решение по иску о возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело № 2-216-2012 РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Бородиной Т.Г.,

при секретаре Елагиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске

20 марта 2012 года гражданское дело по иску Жуковой А.В. к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Жукова А.В. обратилась в суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставления жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что она, Жукова А.В., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Жуковой А.В.: Ж. и М. решением Мариинского городского суда от <...> лишены в отношении Жуковой А.В. родительских прав.

С <...> Жукова А.В. состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В соответствии с ч.ч.1,3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В нарушении требований закона, до настоящего времени Жуковой А.В. жилое помещение не предоставлено, собственного жилья истица не имеет. Считает, что неисполнение администрацией Мариинского муниципального района требований законодательства нарушает конституционные права Жуковой А.В.

Просила обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Жуковой А.В. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г. Мариинска Кемеровской области.

В судебном заседании Жукова А.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Жуковой А.В. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г. Мариинска Кемеровской области.

Представитель ответчика – администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что считает необоснованным требование Жуковой А.В. о предоставлении ей жилого помещения в черте города Мариинска Кемеровской области.

В обоснование своих исковых требований Жукова А.В. ссылается на то, что так как фактически проживает в городе Мариинске, поэтому должна получить жилое помещение в черте города Мариинска Кемеровской области.

В соответствии с абз. 3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учёт (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Местом постановки на учёт Жуковой А.В. является место её первичного выявления - с. Таёжно-Михайловка Мариинского района Кемеровской области.

Кроме того, Жукова А.В. состоит на регистрационном учёте по адресу: <...>.

Следовательно, учитывая нормы, действующего законодательства, жилое помещение должно быть предоставлено Жуковой А.В. в черте с. Таёжно-Михайловка Мариинского района Кемеровской области.

Таким образом, исковые требования о предоставлении жилого помещения в черте города Мариинска Кемеровской области, считает необоснованными и не подлежащие удовлетворению.

Кроме того, согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 19.03.2012 года в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет.

Реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти.

В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Из смысла ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Пункт 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений (п. 9 ст. 2).

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счёт и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Финансирование денежных средств из бюджета Кемеровской области бюджету Мариинского муниципального района на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в 2012 году не производилось, что подтверждается информацией финансового управления по Мариинскому району от 19.03.2012 года.

Следовательно, без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Жуковой А.В.

Согласно ст.12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, исполнение администрацией Мариинского муниципального района государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в течение всего финансового 2012 года и в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Следовательно, считает обязанность администрации Мариинского муниципального района по предоставлению жилого помещения Жуковой А.В., относящейся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», только за счёт предоставляемых бюджету Мариинского муниципального района субвенций из бюджета Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года.

Просит в удовлетворении исковых требований Жуковой А.В. отказать.

Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что родители Жуковой А.В.: Ж. и М. решением Мариинского городского суда от <...> лишены в отношении Жуковой А.В. родительских прав. (л.д. 6-7).

Согласно справке <...>/ж-уч Жукова А.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», в администрации Мариинского района с <...>. Регистрационный номер в списках детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 450.

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

На основании ст.2 ЖК РФ «органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище».

В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ «к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.

Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.

В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Жуковой А.В. администрацией Мариинского муниципального района и именно в с.Таежно-Михайловка Мариинского района Кемеровской области – по месту первичного выявления и регистрации.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Жуковой А.В., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 28.03.2011 года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. №7/101, «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет, на день вынесения решения, 13 кв.м. общей площадью на одного человека.

При таких обстоятельствах исковые требования Жуковой А.В. к администрации Мариинского муниципального района подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Жуковой А.В. удовлетворить.

Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Жуковой А.В., <...> года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в с.Таежно-Михайловка Мариинского района Кемеровской области за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых из бюджета Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2012 года.

Судья – подпись

Верно: Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Решение вступило в законную силу 08.06.2012 года.

Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским дела Кемеровского областного суда от 08 июня 2012 года решение Мариинского городского суда от 20 марта 2012 года в обжалованной части оставлено без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Судья- Т.Г. Бородина