Решение по делу по заявлению об оспаривании постановления об отказе в принятии гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело № 2-202-2012 РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи – Зайцевой С.А.,

при секретаре – Мячиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске

30 мая 2012 года

гражданское дело по заявлению Скворцовой Т.Д. об оспаривании постановления главы Мариинского муниципального района об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Скворцова Т.Д. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Мариинского муниципального района от отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просила признать незаконным постановление главы администрации Мариинского муниципального района <...> и обязать главу Мариинского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав, мотивируя свои требования тем, что является вдовой участника ветерана ВОВ, поэтому в соответствии с законом №129-ОЗ имеет право на предоставление ей благоустроенного жилья по договору социального найма. <...> она обратилась к Главе Мариинского района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Однако постановлением <...> ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, так как ею предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, <...> Данное постановление находит незаконным и нарушающим ее права, поскольку в постановлении главы Мариинского района неверно указана информация о собственности дома- из выписки из похозяйственной книги от <...> усматривается, что дом, в котором она проживает, до настоящего времени не документирован, данные технического паспорта на дом, в котором она проживает <...>, также же не свидетельствуют о том, что она является собственником, поскольку в нем указано, что она является собственником земельного участка, на котором расположен дом. Кроме того из акта обследования жилого помещения от <...> усматривается, что дом, в котором она проживает, неблагоустроен, требует капитального ремонта. Возникает вопрос, кто будет делать ремонт и за чей счет, и где она будет проживать на время капитального ремонта дома.

В судебное заседание Скворцова Т.Д. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, доверила представлять свои интересы Коротиной М.В.

В судебном заседании представитель заявителя Коротина М.В., действующая на основании доверенности от <...>, заявленные требования Скворцовой Т.Д. поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила признать постановление главы администрации Мариинского муниципального района <...> незаконным и обязать принять Скворцову Т.Д. на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «вдова ветерана ВОВ». Суду показала, что Скворцова Т.Д. <...>, является вдовой ветерана ВОВ. Проживает в доме, <...> Дом старый, неблагоустроен. Зимой в нем холодно, промерзают стены, окна. Утверждает, что дом не пригоден для проживания и данное обстоятельство с очевидностью подтверждается «Техническим заключением ООО «ОТИЗиС по обследованию строительных конструкций жилого дома <...>

Представитель ответчика – Администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.А., действующая на основании постоянной доверенности, заявленные требования не признала, суду пояснила, что <...> в жилищный отдел администрации Мариинского муниципального района Скворцова Т.Д. подала заявление с просьбой поставить ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «вдова ветерана ВОВ», с приложением копий документов. После рассмотрения представленных документов, в соответствии со ст.54 Жилищного кодекса РФ, законом Кемеровской области от 10.06.2005 года № 68-ОЗ «О порядке ведения органам местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» было издано постановление администрации Мариинского муниципального района <...> «Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении», в котором причиной отказа в постановке на учет указывается представление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Скворцова Т.Д. представила в жилищный отдел администрации Мариинского муниципального району справку Филиала № 11 БТИ г.Мариинска «Центра технической инвентаризации Кемеровской области» <...>, согласно которой имеет жилой дом, <...>

В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственники жилых помещений или члены семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно постановлению Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.2005 г. №7/102, учетная норма принятия граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях составляет 12,5 кв.м. Учитывая, что Скворцова Т.Д. является членом семьи, состоящей из двух человек, проживающих в жилом помещении, общей площадью <...> Таким образом, Скворцова Т.Д. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, более учетной нормы.

Следовательно, Скворцова Т.Д. не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Кроме того, <...>, Скворцов М.Т. является собственником дома, расположенного по адресу: <...>

В соответствии со ст.218 ГК РФ граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя.

В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное. В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Согласно ч.1 ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ. Наследники первой очереди определены в ст.1411 ГК РФ, к ним относятся дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии с ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Учитывая, что Скворцова Т.Д. являлась <...> наследником первой очереди, до настоящего момента проживает в доме, расположенном по адресу: <...>, оплачивает электроэнергию, принимает меры по сохранению наследственного имущества, защищает его от посягательств и притязаний третьих лиц, можно говорить о том, что она фактически приняла наследство. Считает, что заявительницей не представлено доказательств, обосновывающих заявленные требования.

В соответствии с ч.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Поэтому считает обжалуемое постановление администрации Мариинского муниципального района законным и обоснованным и просит в удовлетворении заявленных требований Скворцовой Д.Д. отказать.

Суд, рассмотрев дело по существу, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом».

На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ «Суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел».

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.»

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

На основании ч.3 ст.1 ЖК РФ «Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса, что Скворцова Т.Д. является вдовой участника ВОВ <...>

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ «Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» - членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ «Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений».

Из данных технического паспорта (л.д.4-10) усматривается, что дом <...> представляет собой жилое помещение <...>

Согласно выписке из лицевого счета <...>, в доме по <...> проживают Скворцова Т.Д., <...> и И.Р., <...>, дом частный, не документирован (л.д.11-12).

Из акта обследования помещения от <...> (л.д.15-16) усматривается, что при обследовании дома, расположенного по адресу: <...>, было установлено, что дом одноэтажный, деревянный, одноквартирный, неблагоустроенный, отопление печное, общая площадь жилого дома <...>.. По результатам обследования даны рекомендации о необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах Скворцовой Т.Д., <...>, на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.22).

Из свидетельства на право собственности на землю (л.д.21) усматривается, что Скворцова Т.Д. является собственником земельного участка общей площадью <...>

Из заявления Скворцовой Т.Д. <...> усматривается, что последняя просит поставить ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «вдова ветерана ВОВ».

Из акта обследования помещения <...> усматривается, что при обследовании дома, расположенного по адресу: <...>, было установлено, что дом одноэтажный, деревянный, одноквартирный, неблагоустроенный, отопление печное, общая площадь жилого дома <...> жилая площадь дома <...>. По результатам обследования даны рекомендации о необходимости проведения капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями.

Согласно заключению Межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы Мариинского района <...> жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано пригодным для проживания (необходимо проведение капитального ремонта).

Из технического заключения по обследованию строительных конструкций жилого дома по адресу: <...> усматривается, что срок эксплуатации здания истек, т.к. превышает более 52 лет при норме 30 лет; обследуемое здание жилого дома находится в предаварийном состоянии, требуется капитальный ремонт с усилением или заменой повреждены конструкций в целом или отдельных элементов.

Постановлением <...> Скворцовой Т.Д. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.14).

Согласно ст.2, 3 закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами Местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. После регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Отказывая Скворцовой Т.Д., в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, руководствуясь п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, администрация Мариинского муниципального района учла только общую площадь жилого дома и не установила, являлась ли Скворцова Т.Д., нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом акта обследования жилого помещения Межведомственной комиссии <...>. из которого усматривается, что дом заявительницы нуждается в капитальном ремонте. В судебном заседании представителем Администрации Мариинского муниципального района, также не представлено доказательств опровергающих изложенные выводы Межведомственной комиссии в актах <...> и выводы из Технического заключения на дом.

Согласно ч.1,2 ст.52 ЖК РФ «Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях»

Таким образом, для того, чтобы решить вопрос о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо установить, является ли гражданин нуждающимся в жилом помещении.

Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Указанные обстоятельства Администрацией Мариинского муниципального района проверены и учтены не были.

Суд считает, что превышение общей площади жилого дома на одного члена семьи более учетной нормы не свидетельствует об отсутствии у заявителя права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ «Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).»

Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе Скворцовой Т.Д., в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.»

Согласно ст.255 ГПК РФ «К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.»

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.»

Анализируя собранные доказательства суд пришел к выводу, что решение органа местного самоуправления- постановление Администрации Мариинского муниципального района <...> не соответствует требованиям законодательства, нарушает права Скворцовой Т.Д., на жилище, в связи с чем должно быть признано незаконным. Поскольку все условия, необходимые для решения вопроса о постановке Скворцовой Т.Д., на учет не проверены. Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на Администрацию Мариинского района обязанности принять Скворцову Т.Д., на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного помещения по договору социального найма, а считает необходимым проверить все условия, необходимые для жилищного учета Скворцовой Т.Д..

Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ «В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.»

Согласно п.п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ «От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.»

Таким образом, судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию со сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Скворцовой Т.Д. об оспаривании постановления главы Мариинского муниципального района об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Администрации Мариинского муниципального района <...> об отказе Скворцовой Т.Д. и обязать Администрацию Мариинского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Скворцовой Т.Д..

Об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить суду.

Заявление Скворцовой Т.Д. в части обязать главу Мариинского района принять Скворцову Т.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории «вдова ветерана Великой Отечественной войны» оставить без удовлетворения за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Мариинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено -05 июня 2012 года

Судья- подпись

Верно: Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- Н.С.Мячина

Решение вступило в законную силу 09.07.2012 года.

Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- Н.С.Мячина