Решение по иску о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-297-2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Кралиновой Л.Г.,

с участием истца Хусаиновой Л.В.,

представителя ответчика Весельчак Н.А.,

при секретаре Гаршиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 16 апреля 2012 года дело по иску Хусаиновой Л.В. к администрации Мариинского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Хусаинова Л.В. обратилась в Мариинский городской суд с иском, в котором просила обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте г. Мариинска Кемеровской области. Иск обоснован следующим. Решением Мариинского городского суда от <...> ее мать, Х. была лишена родительских прав. Отец – Х. умер <...>. На основании постановления <...> от <...> передана под опеку Р., у которой находилась до совершеннолетия. С <...> она состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», регистрационный номер – <...>. В соответствии с ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения,.. .. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 3,4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В нарушение требования закона до настоящего времени истице жилое помещение не предоставлено, собственного жилья она не имеет.

В судебном заседании Хусаинова Л.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Мариинского района Весельчак Н.А. исковые требования не признала. Пояснила, что согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от 20.03.2012 года № 01-15/170 в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений нет. Кроме того, реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Из смысла ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ. Пункт 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями. Законом Кемеровской области от 14,11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений (п. 9 ст. 2). В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами. Финансирование денежных средств из бюджета Кемеровской области бюджету Мариинского муниципального района на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в 2012 году не производилось, что подтверждается информацией финансового управления по Мариинскому району от 13.04.2012 года № 02/43. Следовательно, без наличия средств вышеуказанной субвенции администрация Мариинского муниципального района не может реализовать жилищные права Хусаиновой Л.В. Согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Таким образом, исполнение администрацией Мариинского муниципального района государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в течение всего финансового 2012 года и в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами. Следовательно, считают, обязанность администрации Мариинского муниципального района по предоставлению жилого помещения Хусаиновой Л.В., относящейся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», только за счет предоставляемых бюджету Мариинского муниципального района субвенций из бюджета Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с <...>.

Представитель 3-его лица – Управления образования администрации Мариинского муниципального района, в судебное заседание не явился, согласно возражениям, имеющимся в материалах дела, возражает участвовать в деле в качестве 3-его лица в связи с тем, что основной задачей деятельности органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Согласно свидетельству о рождении <...>

Согласно свидетельству о смерти <...>

Согласно постановлению Главы Мариинского района <...>

Согласно справке Филиала №11 БТИ г.Мариинска <...>

Согласно справке Управления образования администрации Тяжинского района Кемеровской области, <...>

Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области <...>.

Из сообщения администрации Мариинского муниципального района усматривается, что Хусаинова Л.В., <...> в администрации Мариинского муниципального района состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...>. На <...> года регистрационный № в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – <...>.

Согласно сообщению финансового управления по Мариинскому району <...>

Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района <...>

Рассмотрев гражданское дело, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Хусаиновой Л.В. о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что Хусаинова Л.В., <...> года рождения, имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в связи с тем, что ее отец умер, а мать лишена родительских прав. Хусаинова Л.В. приобрела статус ребенка-сироты. С <...> Хусаинова Л.В. состоит на учете на внеочередное получение жилого помещения как ребенок-сирота. До настоящего времени Хусаинова Л.В. с льготной очереди на получение жилого помещения не снята. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, письменными доказательствами, не оспариваются ответчиком.

Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Из постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006 г. № 165 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете, по договорам социального найма должны соответствовать норме предоставляемой площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, а также санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из п.3 ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.

Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.

В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

Из приведенных норм закона следует, что Хусаинова Л.В. имеет право на предоставление ей вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления. Хусаинова Л.В. поставлена на учет на внеочередное получение жилья по категории дети-сироты.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Хусаиновой Л.В. администрацией Мариинского муниципального района.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Хусаиновой Л.В. как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Пункт 1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательством субъектов РФ.

В соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрел особенности принятия на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определил, что порядок предоставления жилых помещений устанавливается коллегией Администрации Кемеровской области.

Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление от 10.08.2006 года № 165 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.

Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 28.03.2011 года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. №7/101, «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет 13 кв.м. общей площадью на одного человека.

Таким образом, исковые требования Хусаиновой Л.В. подлежат удовлетворению, Ей должно быть предоставлено жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте г. Мариинска Кемеровской области.

Государственная пошлина, уплаченная Хусаиновой Л.В. в размере <...> рублей, подлежит возврату ей на основании п.15 ч.1 ст.333.36, п.1 ч.1 ст.333.40 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Хусаиновой Л.В. удовлетворить.

Обязать Администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Хусаиновой Л.В. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте города Мариинска Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2012 года

Судья – подпись

Верно: Судья- Л.Г. Кралинова

Секретарь- О.В. Гаршина

Решение вступило в законную силу 05.07.2012 года.

Судья- Л.Г. Кралинова

Секретарь- О.В. Гаршина

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 05 июля 2012 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 16 апреля 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба-без удовлетворения.

Судья- Л.Г. Кралинова