Решение по делу о признании незаконными действия и об установлении нарушенного права



Дело № 2-222-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Лапиной Л.И.

с участием адвоката Осиповой Н.А.,

при секретаре Ереминой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

11 марта 2011 года

гражданское дело по заявлению Соковец З.М. о признании незаконным действия администрации Мариинского муниципального района и об устранении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Соковец З.М. обратилась в суд с заявлением, в котором просит не только признать незаконным действие администрации Мариинского муниципального района по отказу в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «члены семей погибших инвалидов (участников) ВОВ», но и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенные нарушения ее прав, принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заявленные требования мотивированным тем, что согласно принятому решению от <...> <...> на ее обращение, поступившее в интернет-приемную администрации <...> за подписью Главы Мариинского муниципального района, ей было отказано в том, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку является членом семьи нанимателя жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. С данным отказом она не согласна, поскольку специалисты не выезжали и не осматривали жилье. Дом не благоустроенный, печное отопление. В договоре социального найма жилого помещения от <...> и в акте о его передаче указано, что наниматель принял квартиру общей площадью <...> кв.м., состав нанимателей 2 человека. Согласно ч.1п.3ст.51 ЖК РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилое помещение, в котором она проживает, не обеспечено такими инженерными системами как хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение водоотведение, отопление и вентиляция при наличии в <...> централизованных инженерных сетей. Указанные обстоятельства администрацией Мариинского муниципального района не проверены.

В судебном заседании заявительница Соковец З.М. заявленные требования поддержала. Однако после представления ей в судебном заседании акта жилищных условий от <...> показала, что действительно в этот день к ней приезжали сотрудники администрации Мариинского муниципального района и проверяли ее жилищные условия. Акта и заключения о признания жилья не пригодным для проживания она не имеет, хотя заявление об обследовании жилищных условий на предмет пригодности для проживания ее сын в установленном законом порядке в январе 2011 года подал.

Представители заявительницы адвокат Осипова Н.А. и <...> заявительницы Саковец И.С. заявленные требования также поддержали. Они же суду показали, что фактически общая площадь, занимаемого Саковец И.С. и его матерью помещения составляет <...> кв.м., а не <...> кв.м., как указано в техническом паспорте: <...> кв.м. жилая площадь и <...> кв.м. – кухня и коридор. Для уточнения площади занимаемого ими помещения в БТИ г.Мариинска они не обращались.

Представитель администрации Мариинского муниципального района Абакумова М.Н. с заявленными требования Соковец З.М. не согласилась и суду показала, что заявительнице было отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «члены семей погибших инвалидов (участников) ВОВ», т.к. согласно представленным документам, она является членом семьи нанимателя. Соковец З.М. проживает вдвоем <...> в жилом помещении по адресу: <...> общей площадью <...> кв.м. на условиях договора социального найма. Кроме этого, она суду показала, что заявительница пропустила срок на обжалование решения муниципального органа и не просит восстановить его.

Суд рассмотрел данное гражданское дело, заслушал участников процесса, свидетелей и считает, что заявленные требования Соковец З.М. не подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно ч.1,3 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.1,3,4 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.21 ФЗ РФ №5 от 12.01.1995 года «О ветеранах» - меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

…обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения…Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:… супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Согласно п.27 ст.2 Закона Кемеровской области от 03.12.2009 N 126-ОЗ - "Органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями: предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, установленной Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно постановлению Совета народных депутатов <...> и <...> <...> от <...> на территории Мариинского городского поселения утверждена учетная норма принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в размере 12,5 кв.м.общей площади на одного человека.

Судом установлено, что Соковец З.М. проживает <...> Саковец И.С. в неблагоустроенном жилом помещении по адресу: <...> Нанимателем данного жилого помещения согласно ордеру <...>, выданному на основании решения исполкома Мариинского Совета депутатов трудящихся <...> от <...>, была умершая <...> <...> заявительницы Саковец А.Н., членами ее семьи там же указаны Саковец И.С. и <...> С. <...> Саковец И.С. заключил с <...>» договор социального найма, согласно которому ему в бессрочное владение и пользование передано это же жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной жилой комнаты, по адресу: <...> В данной квартире Саковец С.И. зарегистрирован <...> З.М. – <...>. Она является вдовой участника ВОВ С., умершего от ран <...>. В другой брак Соковец З.М. не вступала. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в соответствии с ФЗ РФ №5 от 12.01.1995 года «О ветеранах» осуществляется в отношении лишь лиц, признанных в установленном законом порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Постановка на учет лиц, нуждающихся в жилье, носит заявительный характер. Впервые с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье, Соковец З.М. обратилась в жилищный отдел администрации Мариинского муниципального района <...>. Постановлением администрации Мариинского муниципального района <...>-П от <...> ей было отказано в этом, т.к. она не представила документы, подтверждающие право состоять на этом учете. После получения данного ответа Соковец З.М. обратилась в «Интернет-приемную» Администрации Кемеровской области по вопросу предоставления благоустроенного жилья. 1.11.2010 года ей был дан ответ, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку является членом семьи нанимателя жилого помещения и проживает в помещении общей площадью <...> кв.м., т.е. по <...> кв.м. на каждого, что более учетной нормы.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Соковец З.М., ибо решение об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «члены семей погибших инвалидов (участников) ВОВ» орган местного самоуправления принял в соответствии с действующим законодательством, в пределах своих полномочий, с учетом документов, представленных Соковец З.М.

Доводы Соковец З.М. о том, что она проживает с сыном в жилом помещении значительно меньшим по площади, чем указано органом местного самоуправления, опровергается данными БТИ <...> согласно которым Саковец И.С. занимает однокомнатную квартиру общей площадью <...> кв.м., жилой площадью <...> кв.м. Об этом же суду показала свидетель И. Противоречия в сведениях о площади занимаемого Саковец И.С. и его матерью жилого помещения, содержащиеся, как в ответе органа местного самоуправления (л.д.4-5), в договоре социального найма <...> акте сдаче жилого помещения <...> так и в акте проверки жилищных условий <...> объясняется небрежностью ответственных за их составление лиц, а так же является основанием для обращения заявителя в БТИ <...> для замера площади фактически занимаемого нанимателем Саковец И.С. жилого помещения. Не могут повлиять на выводы суда и доводы заявителя о том, что она фактически проживает в непригодном для этого помещении, ибо акта и заключения межведомственной комиссии об этом ни Соковец З.М., ни <...> не имеют. Бездействие органа местного самоуправления по заявлению Саковец И.С. с просьбой обследовать его жилищные условия на предмет пригодности проживания в нем от января 2011 года заинтересованными лицами не обжаловано. Об этом же суду показала специалист М., которая пояснила, что при наличии общей площади, занимаемого заявительницей вместе с сыном жилого помещения, превышающей на одного человека учетную норму для признания лица нуждающимся в жилье и отсутствии заключения о непригодности жилья для проживания, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для постановки Соковец З.М. на учет в качестве нуждающейся в жилье. При составлении акта проверки жилищных условий <...> они не наделены полномочиями перемерять занимаемую заявительницей и ее сыном жилую площадь. Она указана в акте проверки жилищных условий Соковец З.М. согласно документу, плану дома по сведениям БТИ <...>. О том, что при этом общая площадь указана <...> кв.м. не точно, ибо следовало указать <...> кв.м., свидетель согласилась.

Несмотря на то, что точная дата получения ответа <...> органа местного самоуправления заявителем не была установлена, (конверт Соковец З.М. и ее сын утеряли) суд пришел к выводу, что срок на обжалования этого действия органа местного самоуправления - ответа от <...> - Соковец З.М. утратила. По взаимному утверждению заявительницы и ее сына обжалуемый Соковец З.М. ответ органа местного самоуправления она получила в первой декаде ноября 2010 года, а в суд Соковец З.М. обратилась <...>. С заявлением о восстановлении срока на обжалования действия органа местного самоуправления она не обращалась. Данное обстоятельство так же является основанием к отказу заявительницы в удовлетворении заявленных требований.

Подтверждаются выводы суда и надлежаще оформленными письменными материалами дела.

Согласно письму Главы Мариинского муниципального района Д. <...> Соковец З.М. отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «члены семей погибших инвалидов (участников) ВОВ», т.к. она является членом семьи нанимателя жилого помещения и обеспечены общей площадью на одного человека более учетной нормы по <...> кв.м. По аналогичным основаниям принято постановление главы Мариинского района №919-П от 13.09.2010 года <...>

Согласно договору социального найма жилого помещения <...> <...> <...> <...>» предоставлено Саковец И.С. жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 жилой комнаты в доме общей площадью <...> кв.м., в т.ч. жилой <...> кв.м., расположенном по адресу: <...>, <...> <...> на основании ордера от <...> <...> в котором нанимателем данного жилого помещения указана Саковец А.Н., а членами ее семьи Саковец И.С. – <...> и их <...> С.

Согласно свидетельству о заключении брака <...> между С. и Соковец З.М. <...> заключен брак. После заключения брака жене присвоена фамилия Соковец.

Согласно извещению <...> С. находясь на фронте был ранен, умер от ран <...>.

Согласно постановлению об утверждении учетной нормы принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Мариинского городского поселения <...> она утверждена в -<...> кв.м. общей площади.

Согласно финансово-лицевому счету <...> <...>, <...> имеется жилую площадь <...> кв.м., общую – <...> кв.м. Наниматель ее С. умерла <...>. Ее <...> С. прописан по этому адресу <...>, <...> Соковец З.М. прописана там же <...>.

Согласно акту жилищных условий гражданина <...> Соковец З.М. проживает в <...> в <...>. Квартира неблагоустроенная, отдельная в деревянном неблагоустроенном бараке, комнаты сырые, темные. Соковец З.М. является членом семьи нанимателя на условиях социального найма. На одного члена семьи общая площадь-<...> кв.м. при учетной норме <...> кв.м.

Подвергать сомнению, как показания свидетелей, так и письменные доказательства у суда нет оснований, ибо они являются относимыми и допустимыми доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, с учетом принципа состязательности, суд пришел к убеждению, что заявительница не доказала обоснованность заявленных ею требований. Однако это не лишает Соковец З.М. права обратиться вновь в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилье при наличии документов, подтверждающих эту нуждаемость.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.10-12, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Отказать Соковец З.М. в удовлетворении заявления о признании незаконным действия администрации Мариинского муниципального района по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «члена семей, погибших инвалидом (участников) Великой отечественной войны», а также в возложении обязанности на администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенное нарушение жилищных прав.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2011 года

Судья - подпись

Верно

Судья - Л.И. Лапина

Секретарь - Т.Н. Еремина

Решение вступило в законную силу 29.03.2011 года

Судья - Л.И. Лапина

Секретарь - Т.Н. Еремина