Решение по иску о понуждении к предоставлению жилого помещения



Дело № 2-28-2011РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе судьи Бородиной Т.Г.,

с участием пом.прокурора г.Мариинска Недорезовой Е.В.

при секретаре Елагиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске

11 января 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Мариинска в интересах Крючковой С.Ю. к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Мариинска в интересах Крючковой С.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка по обращению Крючковой С.Ю. о нарушении ее жилищных прав на предоставление жилого помещения.

Установлено, что Крючкова С.Ю., <...> года рождения, относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, с <...> по <...> находилась на полном государственном обеспечении в <...>» на основании распоряжения главы г.Мариинска <...>-р от <...>.

При направлении в государственное образовательное учреждение Крючковой С.Ю. за ней и за ее <...> Ст. по распоряжению Главы г.Мариинска и Мариинского района от <...> <...>-р было закреплено жилое помещение по адресу: <...> Местом первичного выявления Крючковой С.Ю. был г.Мариинск Кемеровской области.

По постановлению Главы Мариинского района от <...> <...>-П Крючкова С.Ю., в связи с наличием жилой площади на каждого члена семьи ниже социальной нормы была поставлена на квартирный учет, на внеочередное получение жилого помещения, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Крючкова С.Ю. состоит, по данным на <...>, в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Мариинскому району за <...>, по данным на <...> за <...>.

Статус оставшейся без попечения родителей, Крючкова С.Ю. приобрела, в связи с лишением <...> Мариинским городским судом ее одинокой матери - С. родительских прав.

Кроме того, установлено, что с <...> по <...> Крючкова С.Ю., <...> года рождения обучалась в <...>, в <...> году в <...> и получила основное общее образование, с <...> по <...> обучалась в <...> по профессии: <...>

После окончания указанного образовательного учреждения и достижения Крючковой С.В. 18-ти летнего возраста, в связи с отсутствием у нее жилого помещения, соответствующего социальной норме до настоящего времени вынуждена проживать в жилом помещении, не соответствующем социальной норме по адресу: <...>

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 года №188-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года № 237- ФЗ), предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства).

Аналогичное требование о предоставлении жилого помещения содержится в п.1 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Советом народных депутатов Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ (в редакции от 30.06.2007 года № 98-ОЗ).

Согласно п.3 ст.3 указанного закона, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Нормой ч.1 ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (в редакции федерального закона от 17.12.2009 года № 315- ФЗ), дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, (в редакции Федерального закона от 17.12.2009 года № 315-ФЗ), законодатель предусматривает меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет остались без попечения одного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных положений закона, до настоящего времени Крючковой С.Ю., несмотря на достижение ею 18-ти летнего возраста <...> и перехода ею в категорию лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, неоднократные устные и письменные обращения в администрацию Мариинского района жилое помещение, соответствующее социальной норме Крючковой С.Ю. не предоставлено, что привело к нарушению конституционных прав оставшейся без попечения родителей Крючковой С.Ю. на жилое помещение, которые она не смогла своевременно реализовать по независящим от нее причинам.

Предъявление прокурором города исковых требований в интересах Крючковой С.Ю. обусловлено ее статусом социально-незащищенной категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, юридической неграмотностью, отсутствия доходов, в силу чего, она не в состоянии самостоятельно защищать свои права и поэтому нуждается в правовой защите со стороны государства.

До настоящего времени, администрацией образовательных учреждений (опекунами (попечителями), должностными лицами образовательных учреждений не были предъявлены иски в защиту интересов Крючковой С.Ю., несмотря на нарушение жилищного законодательства, что привело к нарушению прав Крючковой С.Ю.на получение жилого помещения.

Просит суд обязать Администрацию Мариинского района предоставить Крючковой С.Ю. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 33,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.

В судебном заседании пом.прокурора Недорезова Е.В. уточнила исковые требования и в связи с тем, что местом первичного выявления Крючковой С.Ю. и местом постановки ее на учет является город Мариинск, просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района, поскольку администрация Мариинского района с <...> переименована в администрацию Мариинского муниципального района, предоставить Крючковой С.Ю. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте города Мариинска. Кроме того, с учетом того, что за Крючковой С.Ю.фактически закреплено <...> кв.м., так как в <...> жилой площадью <...> кв.м. <...> в <...> проживают <...> человека, просит предоставить Крючковой С.Ю. жилое помещение не менее <...> кв.м.

В судебном заседании истица Крючкова С.Ю. исковые требования поддержала, суду пояснила, что в <...> году ее мать была лишена родительских прав и Крючкова С.Ю. с <...> по <...> находилась в <...>. После окончания школы продолжала обучение в <...>

После окончания указанного образовательного учреждения в связи с отсутствием у нее жилого помещения, проживает у своих знакомых, поскольку в закрепленной за ней квартире проживает отчим, освободившийся из мест лишения свободы. С отчимом неприязненные отношения, она беспокоится за свою жизнь, поэтому вместе с отчимом не проживает. Просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей жилое помещение в черте города Мариинска.

Представитель управления образования Мариинского района Гусельникова С.И. иск прокурора г.Мариинска в интересах Крючковой С.Ю. поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Мариинского муниципального района обеспечить Крючкову С.Ю. жилым помещением.

Представитель ответчика – Администрации Мариинского района Абакумова М.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно статье 60 Конституции Российской Федерации - гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Дееспособность в отличие от правоспособности предполагает способность понимать значение своих действий, управлять ими и предвидеть их последствия, что появляется, как правило, при достижении именно этого возраста. С 18 лет человек в области гражданского права может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться своей собственностью, совершать иные юридические действия и отвечать за них.

Ссылку прокурора на пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, считает необоснованной по следующим основаниям.

Согласно информации, представленной жилищным отделом администрации Мариинского муниципального района, Крючкова С.Ю., <...> года рождения, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...>.

По состоянию на <...> её регистрационный номер в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - <...>

Поэтому, внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма Крючковой С.Ю. нарушит права и законные интересы детей-сирот, состоящих на учёте в качестве нуждающихся и поставленных на такой учёт раннее Крючковой С.Ю.

Следовательно, на основании вышеизложенного, считает, что Крючкова С.Ю. имеет право на предоставление жилого помещения в порядке очередности в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской федерации.

Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Названные положения вышеуказанного Закона отражены в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривается, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Таким образом, из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых, в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Конституция Российской Федерации, закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации и устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Устава Мариинского муниципального района органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных федеральным законом или законом Кемеровской области, государственных полномочий.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 статьи 19 вышеуказанного Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В третьих, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п.5 ст. 19 № 131-ФЗ от 06.10.2003 г.).

Согласно информации, представленной финансовым управлением по [у!ариинскому району, субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения предусмотрены на 2010 год в объеме 2 895 000, 00 рублей.

На 25.11.2010 года в бюджет поступили средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в размере 2 587 397, 60 рублей.

Поступившие средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения были освоены в полном объеме.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования — городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного положения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, на основании вышеизложенное, руководствуясь вышеназванными нормами права, а также, принимая во внимание, что прокурор города Мариинска в исковом заявлении не представил доказательства и не указал закон, на основании которого администрации Мариинского муниципального района, как органу местного самоуправления переданы государственные полномочия, в порядке предусмотренном Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, считает, что администрация Мариинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.

Кроме того, согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2007 года № 204-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием Кемеровской области по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства» отдельным государственным полномочием по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства наделены органы местного самоуправления муниципального района.

Статьёй 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При этом в требованиях не указано, в черте какого населенного пункта должно быть предоставлено жилое помещение.

Следовательно, жилое помещение может быть предоставлено Крючковой С.Ю. в черте любого населенного пункта.

Просит в удовлетворении исковых требований прокурора города Мариинска в интересах Крючковой С.Ю. об обязании администрации Мариинского муниципального района предоставить Крючковой С.Ю., <...> года рождения, жилое помещение не менее 22,9 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное в черте г.Мариинска, отказать.

Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что решением Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> С. – одинокая мать Крючковой С.Ю. лишена в отношении последней родительских прав.

Согласно сообщению Управления образования Мариинского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, Крючкова С.Ю. относится к категории лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Находилась на воспитании в <...> на полном государственном обеспечении. Статус ребенка-сироты Крючкова С.Ю. приобрела на основании решения Мариинского городского суда от <...> о лишении родительских прав С.

Согласно сообщению Главы Мариинского района Д. Крючкова С.Ю. с <...> состоит в администрации Мариинского муниципального района на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». По состоянию на <...> регистрационный номер очереди – <...>

Распоряжением Главы г.Мариинска и Мариинского района от <...> <...>-р за несовершеннолетними Крючковой С.Ю., С.Е. закреплена жилая площадь по адресу: <...> жилой площадью 19,5 кв.м. до их совершеннолетия.

С <...> по <...> Крючкова С.Ю. обучалась в <...>, в <...> году в <...>, с <...> по <...> обучалась в <...> на полном государственном обеспечении.

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

На основании ст.2 ЖК РФ «органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище».

В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ «к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.

Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.

В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Крючковой С.Ю. администрацией Мариинского муниципального района.

Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Крючковой С.Ю., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.

Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. №7/101, опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от 15.12.2005 г., утверждены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам: 33 кв.м. общей площадью на одиноко проживающего человека.

Поскольку за Крючковой С.Ю. распоряжением Главы г.Мариинска и Мариинского района от <...> <...>-р закреплена жилая площадь в квартире, расположенной по адресу: <...> общей площадью 30.4 кв.м., где значатся зарегистрированными С.В., С.Е., Крючкова С.Ю., то фактически за Крючковой закреплено жилое помещение площадью <...> кв.м., суд считает правильным обязать ответчика предоставить Крючковой С.Ю. жилое помещение площадью не менее 22.9 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Крючковой С.Ю. удовлетворить.

Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Крючковой С.Ю., <...> года рождения жилое помещение не менее 22,9 кв.м. на одиноко проживающего, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте г.Мариинска Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья – подпись

Мотивированное решение изготовлено 14 января 2011 года.

Судья – подпись

Верно: Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Решение вступило в законную силу 08.04.2011 года

Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 08.04.2011 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 11.01.2011 года оставлено без изменения.

Судья - Т.Г.Бородина