Дело № 2-207-2011
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе судьи - Бородиной Т.Г.
с участием заместителя Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Кузьменкова А.А.,
при секретаре Елагиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске
30 марта 2011 года
дело по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в защиту интересов Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ в защиту интересов Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд к Федеральному бюджетному учреждению ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, мотивируя свои требования тем, что Кемеровской областной прокуратурой в декабре 2010 года проводилась плановая проверка состояния законности в ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН РФ. В ходе проверки установлено, что в ЛИУ-33 согласно штатному расписанию «за счет средств полученных от предпринимательской и иной деятельности» трудоустроено <...> единиц спецконтингента, из которых не аттестованы <...> рабочее место. По штатному расписанию «хоз.обслуживающего персонала из числа осужденных, содержащихся по смете уголовно-исполнительной системы» трудоустроены <...> осужденных, из которых не аттестованы по условиям труда <...> рабочих мест. Таким образом, в учреждении по состоянию на <...> не аттестованы <...> рабочее место.
Работодателем в нарушение требований ст.212 Трудового кодекса РФ и Положения «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12 не организована работа по аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
В соответствии с положениями ч.3 ст.37 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 103 УИК РФ предусмотрена обязанность осужденных трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Администрации исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.
В соответствии с ч.1 ст.104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Статьей 219 Трудового кодекса РФ регламентировано право работника на труд, отвечающее требованиям безопасности и гигиены. Защита права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда гарантируется работникам государством (ст. 220 Трудового кодекса).
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
Согласно п.1.3., 1.5. Положения «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12 аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места; сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. При проведении аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные факторы, тяжесть и напряженность труда, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а так же подтверждение эффективности этих средств сертификатами. Результаты аттестации рабочих мест должны быть оформлены протоколом.
Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации (п.5.8. Положения). Таким образом, в результате не осуществления ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ и Положения «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12. Бездействие руководителя ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области по аттестации рабочих мест по условиям труда привело к нарушению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Выполнение работниками трудовых обязанностей на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотренной Положением «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12, угрожает безопасности и может повлечь причинение вреда работникам.
Принимая во внимание, что согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, в соответствии со ст.41 Конституции РФ, Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» государство несет ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан, работники, осуществляющие работы на не аттестованных рабочих местах, находятся в зависимом положении от работодателя, прокурор считает необходимым обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации и осужденных, трудоустроенных в учреждении.
Согласно п.12 ГК РФ, перечень способов защиты гражданских прав не ограничен. Именно поэтому прокуратурой предъявлено исковое заявление о возложении на администрацию ФБУ ЛИУ-33, обязанности устранить данное нарушения законодательства. В соответствии со ст.12 ГК РФ, нарушенное право подлежит защите путем принуждения к исполнению обязанностей.
Просил суд обязать Федеральное бюджетное учреждение ЛИУ-33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области провести аттестацию 161 рабочего места для осужденных в учреждении по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
В судебном заседании заместитель Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Кузьменков А.А. исковые требования изменил, просил обязать Федеральное бюджетное учреждение ЛИУ-33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области провести аттестацию <...> рабочего места для осужденных в учреждении по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до <...>.
Представитель ответчика ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по КО Барабаш И.Г. исковые требования Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ признала полностью и просила суд принять признание ответчиком иска.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ГУФСИН России по КО, надлежаще извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, уважительности причины неявки суду не указал.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, суд принимает признание ответчиком иска.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.173, 194-197 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Принять признание ответчиком Федеральным бюджетным учреждением ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области иска.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области провести аттестацию 161 рабочего места для осужденных в учреждении по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01.04.2012 года.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области в доход Мариинского муниципального района госпошлину в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней.
Судья – подпись
Верно: Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь – Т.В. Елагина
Решение вступило в законную силу 12.04.2011 года
Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь - Т.В. Елагина