Решение по иску о возложении обязанности



Дело № 2-207-2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе судьи - Бородиной Т.Г.

с участием заместителя Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Кузьменкова А.А.,

при секретаре Елагиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске

30 марта 2011 года

дело по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в защиту интересов Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ в защиту интересов Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц обратился в Мариинский городской суд к Федеральному бюджетному учреждению ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области о возложении обязанности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, мотивируя свои требования тем, что Кемеровской областной прокуратурой в декабре 2010 года проводилась плановая проверка состояния законности в ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН РФ. В ходе проверки установлено, что в ЛИУ-33 согласно штатному расписа­нию «за счет средств полученных от предпринимательской и иной деятельно­сти» трудоустроено <...> единиц спецконтингента, из которых не аттестованы <...> рабочее место. По штатному расписанию «хоз.обслуживающего персонала из числа осужденных, содержащихся по смете уголовно-исполнительной систе­мы» трудоустроены <...> осужденных, из которых не аттестованы по условиям труда <...> рабочих мест. Таким образом, в учреждении по состоянию на <...> не аттестованы <...> рабочее место.

Работодателем в нарушение требований ст.212 Трудового кодекса РФ и Положения «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12 не организована работа по аттестации рабочих мест по условиям труда с последую­щей сертификацией работ по охране труда.

В соответствии с положениями ч.3 ст.37 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свобо­ды граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установлен­ными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Рос­сийской Федерации.

Статьей 103 УИК РФ предусмотрена обязанность осужденных трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреж­дения. Администрации исправительного учреждения обязана привлекать осу­жденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудо­способности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

В соответствии с ч.1 ст.104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безо­пасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с за­конодательством Российской Федерации о труде.

Статьей 219 Трудового кодекса РФ регламентировано право работника на труд, отвечающее требованиям безопасности и гигиены. Защита права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда гарантируется работ­никам государством (ст. 220 Трудового кодекса).

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Рос­сийской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процес­се трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации обя­занности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить про­ведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертифи­кацией работ по охране труда в организации.

Согласно п.1.3., 1.5. Положения «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12 аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места; сроки проведения аттестации устанавливаются ор­ганизацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений. При проведении атте­стации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные факторы, тяжесть и напряженность труда, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а так же под­тверждение эффективности этих средств сертификатами. Результаты аттеста­ции рабочих мест должны быть оформлены протоколом.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации (п.5.8. Положения). Таким образом, в результате не осуществления ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, на­рушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ и Положения «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденного По­становлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12. Бездействие руководителя ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по Кемеровской области по аттестации рабочих мест по условиям труда привело к нарушению права работников на труд в ус­ловиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Выполнение работниками трудовых обязанностей на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда без проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотренной Положением «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 г. № 12, угрожает безопасности и может повлечь причинение вреда работникам.

Принимая во внимание, что согласно ст.1065 ГК РФ опасность причине­ния вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятель­ности, создающей такую опасность, в соответствии со ст.41 Конституции РФ, Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» государство несет ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан, работники, осуществляющие работы на не аттестованных рабочих местах, находятся в за­висимом положении от работодателя, прокурор считает необходимым обра­титься в суд в защиту интересов Российской Федерации и осужденных, трудо­устроенных в учреждении.

Согласно п.12 ГК РФ, перечень способов защиты гражданских прав не ограничен. Именно поэтому прокуратурой предъявлено исковое заявление о возложении на администрацию ФБУ ЛИУ-33, обязанности устранить данное нарушения законодательства. В соответствии со ст.12 ГК РФ, нарушенное пра­во подлежит защите путем принуждения к исполнению обязанностей.

Просил суд обязать Федеральное бюджетное учреждение ЛИУ-33 Главного управ­ления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеров­ской области провести аттестацию 161 рабочего места для осужденных в учреждении по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.

В судебном заседании заместитель Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Кузьменков А.А. исковые требования изменил, просил обязать Федеральное бюджетное учреждение ЛИУ-33 Главного управ­ления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеров­ской области провести аттестацию <...> рабочего места для осужденных в учреждении по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до <...>.

Представитель ответчика ФБУ ЛИУ-33 ГУФСИН России по КО Барабаш И.Г. исковые требования Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ признала полностью и просила суд принять признание ответчиком иска.

Представитель третьего лица на стороне ответчика ГУФСИН России по КО, надлежаще извещенный о дне и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, уважительности причины неявки суду не указал.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.

Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, суд принимает признание ответчиком иска.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.173, 194-197 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Принять признание ответчиком Федеральным бюджетным учреждением ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области иска.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области провести аттестацию 161 рабочего места для осужденных в учреждении по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01.04.2012 года.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения ЛИУ-33 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области в доход Мариинского муниципального района госпошлину в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский облсуд в течение 10 дней.

Судья – подпись

Верно: Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь – Т.В. Елагина

Решение вступило в законную силу 12.04.2011 года

Судья - Т.Г. Бородина

Секретарь - Т.В. Елагина