Дело № 2-224-2011РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Бородиной Т.Г.,
с участием пом.прокурора г.Мариинска Бегеза М.В.
при секретаре Елагиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске
04 апреля 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Мариинска в интересах Феоктистовой Е.А. к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Мариинска в интересах Феоктистовой Е.А. обратился в суд с иском к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка по заявлению Феоктистовой Е.А. о нарушении ее жилищных прав на предоставление жилого помещения.
Установлено, что мать Феоктистовой Е.А. – Т. лишена в отношении Феоктистовой Е.А. родительских прав решением Мариинского городского суда <...> от <...>. Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении Феоктистовой Е.А. по указанию матери.
Феоктистова Е.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Местом ее первичного выявления является <...>.
С <...> на основании распоряжения администрации Мариинского района от <...> <...>-р Феоктистова Е.А. находилась на полном государственном обеспечении в <...> (<...>).
В <...> Феоктистова Е.А. окончила <...>.
Установлено, что Феоктистова Е.А. с <...> состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В соответствии с ч. 1,3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п.2 ч.2. ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. .. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В нарушение вышеизложенных положений закона, до настоящего времени Феоктистовой Е.А. жилое помещение не предоставлено, собственного жилья она не имеет, проживает временно в жилом помещении <...> по адресу: <...>, тем самым нарушены ее конституционные права.
Феоктистова Е.А. имеет на иждивении малолетнего ребенка – дочь Ф., <...> года рождения.
Принимая во внимание то, что нарушены права и законные интересы Феоктистовой Е.А. в сфере жилищных отношений, просит суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Феоктистовой Е.А. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 26,0 кв.м. на семью из двух человек, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...>.
В судебном заседании пом.прокурора Бегеза М.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Феоктистовой Е.А. жилое помещение с учетом принятых Советом народных депутатов Кийского сельского поселения от <...> изменений в решение <...> «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...>.
В судебном заседании истица Феоктистова Е.А. исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что мать Феоктистовой Е.А. – Т. решением суда от <...> лишена родительских прав, отца она не знает, в актовой записи сведения об отце внесены со слов матери. Феоктистова Е.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Феоктистова Е.А. проживает в г.Мариинске в квартире брата. С <...> Феоктистова Е.А. состоит на учете в администрации Мариинского района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», но до настоящего времени жильем ее не обеспечили.
Просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...> кемеровской области.
Представитель органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района Гусельникова С.И. иск прокурора г.Мариинска в интересах Феоктистовой Е.А. поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Мариинского муниципального района обеспечить Феоктистову Е.А. жилым помещением.
Представитель ответчика – Администрации Мариинского района Абакумова М.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что ссылку прокурора на то, что Феоктистова Е.А. состоит на учете в администрации Мариинского муниципального района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», считает несостоятельной.
Так как, согласно представленным документам архивного управления и общего отдела администрации Мариинского муниципального района решение органов местного самоуправления о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в отношении Феоктистовой Е.А., <...> г.р., в период с <...> по настоящее время, не принималось.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
В соответствии со статьей 4 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 года № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.
Следовательно, прокурор не представил доказательств, подтверждающих принятие данного решения.
Таким образом, считает, что прокурор необоснованно ссылается на то, что Феоктистова Е.А. состоит на учёте в администрации Мариинского муниципального района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривается, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, на основании вышеизложенное, руководствуясь вышеназванными нормами права, а также, принимая во внимание, что прокурор города Мариинска в исковом заявлении не представил доказательства и не указал закон, на основании которого администрации Мариинского муниципального района, как органу местного самоуправления, переданы государственные полномочия, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, считает, что администрация Мариинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.
Просит суд в иске прокурору отказать.
Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что мать Феоктистовой Е.А. – Т. на основании решения Мариинского городского суда Кемеровской области от <...> (л.д.10) лишена в отношении Феоктистовой Е.А. родительских прав.
Согласно справки о рождении <...> (л.д. 7) сведения об отце Феоктистовой Е.А. – Фк. внесены на основании заявления матери.
Согласно сообщению Управления образования Мариинского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, Феоктистова Е.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Распоряжения администрации Мариинского района от <...> <...>-р Феоктистова Е.А. определена в <...> и находилась на полном государственном обеспечении с <...>. После окончания <...> в <...> году поступила в <...> по специальности <...> Оставила обучение, родила. Закрепленного жилого помещения за Феоктистовой Е.А. не было. Место выявления и первичного учета Феоктистовой Е.А. – <...>. Феоктистова Е.А. была принята на регистрационный учет на получение жилого помещения в администрации Мариинского района согласно списка от <...> регистрационный номер – <...>
Согласно сообщению Главы Мариинского района Феоктистова Е.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...>. По состоянию на <...> регистрационный номер в списке – <...>. Решение об отказе Феоктистовой Е.А. в предоставлении жилого помещения органами местного самоуправления Мариинского района не принималось. Жилое помещение Феоктистовой Е.А. будет предоставлено за счет средств областного бюджета по мере финансирования.
В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
На основании ст.2 ЖК РФ «органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище».
В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ «к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.
Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.
В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Феоктистовой Е.А. администрацией Мариинского муниципального района.
Доводы представителя ответчика о том, что Феоктистова Е.А. не стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», суд считает надуманными, поскольку судом установлено, что Феоктистова Е.А. по состоянию на 01.02.2011 года стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», ее регистрационный номер – 62, что подтверждается данными: зам.Главы администрации Мариинского района от 23.06.2009 года (л..д.17), Департамента образования и науки Кемеровской области от 25.09.2009 года (л.д.18), Главы Мариинского района от 07.02.2011 года (л.д.15).
Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 28.03.2011 года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. №7/101, «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет, на день вынесения решения, 13 кв.м. общей площадью на одного человека. Такая же норма площади предоставления жилого помещения предусмотрена, с учетом внесенных 30.03.2011 года изменений, решением Совета народных депутатов Кийского сельского поселения от 16.03.2010 года №29/4 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма».
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Феоктистовой Е.А. к администрации Мариинского муниципального района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Феоктистовой Е.А. удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Феоктистовой Е.А., <...> года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в <...>.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья – подпись
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2011 года
Судья – подпись
Верно: Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь - Т.В. Елагина
Решение вступило в законную силу 19.04.2011 года
Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь - Т.В. Елагина