Дело № 2-186-2011РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе судьи Бородиной Т.Г.,
с участием пом.прокурора г.Мариинска Недорезовой Е.В.
при секретаре Елагиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске
30 марта 2011 года гражданское дело по иску прокурора г.Мариинска в интересах Аксеновой С.В. к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Мариинска в интересах Аксеновой С.В. обратился в суд с иском к Администрации Мариинского муниципального района о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка по заявлению Аксеновой С.В. о нарушении ее жилищных прав на предоставление жилого помещения.
Установлено, что мать Аксеновой С.В. - А. умерла <...>. Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении Аксеновой С.В. по указанию матери.
Аксенова С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот. Местом ее первичного выявления является ст.Антибесская <...>.
С <...> года на основании распоряжения администрации Мариинского района от <...><...>-р Аксенова С.В. находилась на полном <...>
В <...> году Аксенова С.В. окончила <...>.
Установлено, что на основании распоряжения <...> от <...> <...>-П «О принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся Аксенова С.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В соответствии с ч. 1,3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п.2 ч.2. ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. .. обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В нарушение вышеизложенных положений закона, до настоящего времени Аксеновой С.В. жилое помещение не предоставлено, собственного жилья она не имеет, проживает временно в жилом помещении по адресу: <...>, тем самым нарушены ее конституционные права.
Принимая во внимание то, что нарушены права и законные интересы Аксеновой С.В. в сфере жилищных отношений, просит суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Аксеновой С.В. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 33,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в городе Мариинске Кемеровской области.
В судебном заседании пом.прокурора Недорезова Е.В. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить Аксеновой С.В. жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 33,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в городе <...>.
В судебном заседании истица Аксенова С.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что мать Аксеновой С.В. - А. умерла <...>, отца она не знает, в актовой записи сведения об отце внесены со слов матери. Аксенова С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот. До смерти матери они проживали с ней в <...> по разным адресам. В настоящее время Аксенова С.В. проживает в <...> в съемной квартире. На основании распоряжения Главы Мариинского района от <...> <...>-П «О принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Аксенову С.В. приняли на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», но до настоящего времени жильем ее не обеспечили..
Просила суд обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 33,0 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания юридически и фактически свободное, по месту жительства в городе <...>.
Представитель органа опеки и попечительства управления образования Мариинского района Гусельникова С.И. иск прокурора г.Мариинска в интересах Аксеновой С.В. поддержала в полном объеме, просила обязать администрацию Мариинского муниципального района обеспечить Аксенову С.В. жилым помещением..
Представитель ответчика – Администрации Мариинского района Абакумова М.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что ссылку прокурора на пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, считает необоснованной по следующим основаниям:
Согласно информации, представленной жилищным отделом администрации Мариинского муниципального района, Аксенова С.В., <...> года рождения, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с <...>.
По состоянию на <...> регистрационный номер Аксеновой С.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - <...>
Поэтому, внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма нарушит права и законные интересы детей-сирот, состоящих на учёте в качестве нуждающихся и поставленных на такой учёт раннее Аксеновой С.В.
Кроме того, распоряжением Главы Мариинского района от <...> <...>-р за Аксеновой С.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <...>
Требование прокурора о предоставлении Аксеновой С.В. жилого помещения не ниже предусмотренной социальной нормы 33,0 кв.м. в городе Мариинске Кемеровской области, считает, необоснованным, поскольку решением Мариинского районного Совета народных депутатов от <...> <...> «О внесении изменений в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от <...> <...> «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения составляет 13,0 метров квадратных общей площадью на одного человека.
Следовательно, требование прокурора является противоречащим нормам действующего законодательства.
Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Законом Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривается, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, на основании вышеизложенное, руководствуясь вышеназванными нормами права, а также, принимая во внимание, что прокурор города Мариинска в исковом заявлении не представил доказательства и не указал закон, на основании которого администрации Мариинского муниципального района, как органу местного самоуправления, переданы государственные полномочия, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, считаю, что администрация Мариинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком.
Просит суд в иске прокурору отказать.
Рассмотрев гражданское дело, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что мать Аксеновой С.В. – А. умерла <...>, что подтверждается свидетельством о смерти I-ЛО <...> от <...>.
Согласно справки отдела ЗАГС администрации Мариинского района Кемеровской области сведения об отце Аксеновой С.В. – Ак. записаны по указанию матери.
Согласно сообщению Управления образования Мариинского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, Аксенова С.В. относится к категории лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Была выявлена по адресу: <...>. Распоряжением администрации Мариинского района Кемеровской области <...>-р от <...> Аксенова С.В. определена в <...> на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что местонахождение ее родителей не было известно. При направлении в интернатное учреждение Аксенова С.В. не имела закрепленное жилое помещение, поэтому в соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была поставлена на учет на предоставление жилья вне очереди. В <...> году Аксенова С.В. поступила <...>
Согласно постановлению администрации Мариинского муниципального района от <...> <...>-П Аксенова С.В. стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Согласно сообщению Главы Мариинского района Аксенова С.В. согласно постановлению администрации Мариинского муниципального района от <...> <...>-П стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». По состоянию на <...> регистрационный номер в списке – <...>. Решение об отказе Аксеновой С.В. в предоставлении жилого помещения не принималось. Жилое помещение Аксеновой С.В. будет предоставлено за счет средств областного бюджета по мере финансирования.
В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
На основании ст.2 ЖК РФ «органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище».
В соответствии с п. 3,4,5 ч.1 ст.14 ЖК РФ «к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ «вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.9 ст.2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 года № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из ст.1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях жилыми помещениями вне очереди необходимо наличие хотя бы одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или детский дом является Кемеровская область; местом регистрации рождения лица является Кемеровская область; последним местом жительства лица является территория Кемеровской области, если место его рождения находится за пределами территории Кемеровской области.
Согласно п. 2 ст.1 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется указанным лицам в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с учетом особенностей, установленных ст.2 настоящего Закона.
В соответствии с п.4 ст.2 данного Закона Кемеровской области заявления (ходатайства) о принятии на учет подается в соответствующие органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения соответствующего учреждения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено Аксеновой С.В. администрацией Мариинского муниципального района.
Доводы представителя ответчика о том, что Аксеновой С.В. в <...> году было предоставлено жилое помещение в <...>, поэтому она не может считаться нуждающееся в предоставлении жилья, суд находит не основанными на законе. Судом установлено, что действительно распоряжением Главы Мариинского района от <...> Аксеновой С.В. было предоставлено жилое помещение по <...>, однако договор социального найма с ней заключен не был, поскольку, как утверждает Аксенова С.В. в предоставленной ей квартире проживать было невозможно из за непригодности к проживанию. Факт предоставления Аксеновой С.В. непригодного для проживания жилого помещения подтверждается тем обстоятельством, что Заключением межведомственной комиссии от <...> <...> признан не пригодным для проживания, что свидетельствует о том, что Аксенова С.В не обеспечена жилым помещением.
Отсутствие жилья в муниципальном жилищном фонде само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Аксеновой С.В., как и наличие или отсутствие средств, предусмотренных законодательством для осуществления государственного полномочия.
Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в части первой вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Частью 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 28.03.2011 года в Постановление Совета народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района от 27.10.05г. №7/101, «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения» опубликованном в газете «Вперед» г.Мариинска от 29.03.2011 г., внесены изменения, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма гражданам составляет, на день вынесения решения, 13 кв.м. общей площадью на одного человека.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Аксеновой С.В. к администрации Мариинского муниципального района подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Мариинска в интересах Аксеновой С.В. удовлетворить.
Обязать администрацию Мариинского муниципального района Кемеровской области предоставить Аксеновой С.В., <...> года рождения жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте г.Мариинска Кемеровской области.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья – подпись
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2011 года.
Судья – подпись
Верно: Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь - Т.В. Елагина
Решение вступило в законную силу 15.04.2011 года
Судья - Т.Г. Бородина
Секретарь - Т.В. Елагина