Решение по делу по иску о возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело № 2-728/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Зайцева С.А.,

при секретаре Мячиной Н.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мариинске

28 августа 2012 года

дело по иску Черкашиной Н.С. к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Черкашина Н.С. обратилась в Мариинский городской суд с иском к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить ей жилое помещение общей площадью не ниже предусмотренной социальной нормы - 13 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, в черте <...>.

В судебном заседании Черкашина Н.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <...> С <...> она состоит на учете в администрации Мариинского муниципального района в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма по категории «дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». В нарушение требований закона ей до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, собственного жилья она не имеет. Считает, что неисполнение администрацией Мариинского муниципального района требований законодательства нарушает ее конституционные права. Просит обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ей жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 13,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное по месту жительства в черте <...>.

Представитель ответчика - администрации Мариинского муниципального района с иском не согласилась и суду пояснила, что согласно статье 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно информации жилищного отдела администрации Мариинского муниципального района <...> местом предоставления Черкашиной Н.С. жилого помещения по договору социального найма, по категории «дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» является <...> Поэтому считает, что исковые требования о предоставлении жилого помещения в черте <...> необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Кроме того, в казне муниципальной собственности Мариинского муниципального района свободных жилых помещений не имеется, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района <...>. Реализация жилищных прав граждан регулируется конституционными нормами, которые согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 года № 13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в тесной взаимосвязи неразрывно связаны и зависят от предоставления субвенций органам местного самоуправления от органов государственной власти.

В соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Из смысла ст.ст.5, 8 ФЗ РФ №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, где данные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Пункт 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут предоставить по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение ранее установленных категорий граждан жилыми помещениями.

Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов были наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению указанной выше категории детей жилых помещений.

В соответствии со ст.4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. № 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно ст.12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Следовательно, исполнение администрацией Мариинского муниципального района государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает в течение всего финансового 2012 года.

Таким образом, считает, что обязанность администрации Мариинского муниципального района по предоставлению жилого помещения Черкашиной Н.С., относящейся к категории «дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», возникает с <...> по <...>.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Мариинского муниципального района, исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, согласно заявлению просит рассмотреть дело в их отсутствие.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Рассмотрев дело по существу в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст.196 ГПК РФ), выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению, что иск удовлетворению не подлежит в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом»

На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ «Суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.»

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.»

В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

На основании ст.2 ЖК РФ - «Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище».

В соответствии со ст.14 ч.1 п. 3,4,5 ЖК РФ - «К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ «Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

Судом установлено, и данные обстоятельства не оспариваются участниками процесса, что Черкашина Н.С., <...> имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, <...>

С <...> Черкашина Н.С. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации Мариинского муниципального района, по категории «дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Регистрационный номер в списках детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- <...>

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ - «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.»

Из приведенных норм закона следует, что Черкашина Н.С. имеет право на предоставление ей вне очереди по договору найма жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения возложена законом на органы местного самоуправления.

Вместе с тем, судом установлено и подтверждается надлежащим образом оформленными письменными материалами дела, что Черкашина Н.С. <...> переведена на полное государственное обеспечение, закончила школу <...>.

Из паспортных данных (л.д.15) усматривается, что Черкашина Н.С. с <...> зарегистрирована по адресу: <...>

В соответствии пунктом 3 ст.3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года N 67-ОЗ(в ред. от 30.06.2007 г.) "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Поскольку истица выявлена как нуждающаяся во внеочередном предоставлении жилья <...> имеет регистрацию по указанному адресу и поставлена на очередь нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья по <...>, то и жилое помещение должно быть предоставлено истице в черте <...>.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковый требований Черкашиной Н.С. о предоставлении ей жилого помещения в черте <...>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черкашиной Н.С. к администрации Мариинского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение оставить без удовлетворения за необоснованностью исковых требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через данный городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья- подпись

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2012г.

Судья- подпись

Верно: Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- Н.С.Мячина

Решение вступило в законную силу 02.10.2012 года

Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- Н.С.Мячина