именем Российской Федерации Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи – Зайцевой С.А., с участием прокурора- Недорезовой Е.В., при секретаре – Мячиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Мариинске 13 июня 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора города Мариинска в интересах П.А. об оспаривании действий по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения гражданина, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Мариинска в интересах П.А. обратился в Мариинский городской суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия администрации Мариинского муниципального района по отказу П.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, признать незаконным постановление администрации Мариинского района от <...> «Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях» и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенные нарушения прав П.А., а именно принять П.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению П.А. о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что постановлением администрации Мариинского района <...> П.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Установлено, что П.А. проживает одна по адресу: <...> Данное жилое помещение не принадлежит П.А. на праве собственности, также П.А. не является нанимателем данного жилого помещения по договору социального найма и не является собственником какого-либо другого помещения. Таким образом, считает, что П.А. фактически является нуждающейся в жилых помещениях. Однако в нарушение требований закона, при наличии документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, администрацией Мариинского муниципального района принято незаконное решение об отказе в принятии П.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Принимая во внимание то, что администрацией Мариинского муниципального района нарушены конституционные права и законные интересы в сфере жилищных отношений <...> прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту его прав, свобод и законных интересов. В судебном заседании прокурор Недорезова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просила признать незаконными действия администрации Мариинского муниципального района по отказу П.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, признать незаконным постановление администрации Мариинского района <...> «Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях» и обязать администрацию Мариинского муниципального района устранить допущенные нарушения прав П.А., а именно принять П.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В судебное заседание П.А., в чьих интересах выступает прокурор не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, <...> При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель лица, в чьих интересах выступает прокурор, <...> заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме, суду пояснила, что П.А. проживает одна в неблагоустроенном доме <...> она обращалась в администрацию Мариинского муниципального района с заявлением о выделении благоустроенного жилья как вдове участника ВОВ. Однако ей было отказано по причине большой жилой площади. Нуждается ли П.А. в улучшении жилищных условий никто не проверял. Постановление об отказе она не получала не знала о его существовании, а поэтому была лишена возможности своевременно обжаловать постановление главы муниципального образования. Узнав из средств массовой информации, что вдовам участников ВОВ выделяется благоустроенное жилье написала жалобу прокурору города. Просит удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме. Представитель ответчика – Администрации Мариинского муниципального района Весельчак Н.А., действующая на основании постоянной доверенности, заявленные требования не признала, просила применить срок исковой давности в отношении требований прокурора, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суду пояснила, что согласно ч.1 ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В определении Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 № 1227-О-О указано, что положение пункта 1 статьи 200 ГК РФ- с учетом разъяснения, содержащегося в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 года № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»- устанавливает в качестве момента начала течения срока исковой давности день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение. Оспариваемое постановление администрации Мариинского муниципального района издано <...>. Согласно п.2 указанного постановления копия постановления направляется не позднее трех рабочих дней со дня его принятия. Таким образом, П.А. узнала о нарушении ее прав и свобод в <...>. Заявление прокурора г.Мариинска в интересах П.А. об оспаривании действий по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав поступило в администрацию Мариинского муниципального района <...>, то есть с нарушением срока исковой давности. Свидетель Т.О. суду пояснила, что <...> Своего жилья П.А. не имеет, проживает в неблагоустроенном доме, где нет ни холодной, ни горячей воды. Однако в получении жилья было отказано, по почте пришло только с сообщением об отказе. В данном письме П.А. не разъяснялось право на обжалование постановления главы муниципального образования. Постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях П.А. не получала, о его существовании узнала только тогда, когда прокурор обратился в суд с иском. Суд, рассмотрев дело по существу, выслушав прокурора, представителя органа, чьи действия обжалуются, представителя лица, в чьих интересах выступает прокурор, свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.19 ч.1 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом». На основании ст.12 ч.2 ГПК РФ «Суд, сохраняя независимость, объективность, беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел». В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.» В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». На основании ч.3 ст.1 ЖК РФ «Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Судом установлено, и данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса, что П.А. является вдовой участника ВОВ – <...> Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» члены семьи погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ «Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях». В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» - членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.51 ЖК РФ «Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений». Из справки, выданной филиалом № 11 БТИ <...>, (л.д.10) усматривается, что за П.А. по учету бюро технической инвентаризации <...> недвижимого имущества не зарегистрировано. Из сообщения Мариинского отдела Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области (л.д.11) усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права П.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Согласно данным похозяйственной книги, выписке из похозяйственной книги (л.д.13-14) П.А. проживает по месту регистрации: <...> Постановлением <...> П.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «члены семей погибших инвалидов (участников) ВОВ», так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (л.д.5). Согласно ст.2, 3 закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами Местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. После регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону. Отказывая П.А., в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, руководствуясь п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, администрация Мариинского муниципального района учла только то, что П.А. проживает в жилом доме <...> и не установила, являлась ли П.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обследование указанного жилого помещения Межведомственной комиссией не проводилось. Согласно ч.1,2 ст.52 ЖК РФ «Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях» Таким образом, для того, чтобы решить вопрос о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо установить, является ли гражданин нуждающимся в жилом помещении. Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ «Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.» Указанные обстоятельства Администрацией Мариинского муниципального района проверены и учтены не были. Суд считает, что превышение общей площади жилого дома на одного члена семьи более учетной нормы не свидетельствует об отсутствии у заявителя права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ «Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).» Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе П.А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства. Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.» Согласно ст.255 ГПК РФ «К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.» Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ «Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.» Анализируя собранные доказательства суд пришел к выводу, что решение органа местного самоуправления- постановление Администрации Мариинского муниципального района <...> не соответствует требованиям законодательства, нарушает права П.А. на жилище, в связи с чем должно быть признано незаконным. Поскольку все условия, необходимые для решения вопроса о постановке П.А. на учет не проверены. Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на Администрацию Мариинского района обязанности принять П.А. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении благоустроенного помещения по договору социального найма, а считает необходимым проверить все условия, необходимые для жилищного учета П.А. Согласно ч.2 ст.199 ГК РФ « Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения…». Согласно ч.1 ст.200 ГК РФ «Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами». Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему». Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ «Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод». Судом установлено, что П.А. не получала копии постановления Администрации Мариинского муниципального района от <...> Представитель Администрации Мариинского муниципального района не представил суду доказательств опровергающих вышеназванный вывод суда. С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства администрации Мариинского муниципального района о применении срока исковой давности. Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ «В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.» Согласно п.п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ «От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.» Таким образом, судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию со сторон. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора города Мариинска в интересах П.А. об оспаривании действий по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения гражданина удовлетворить частично. Признать незаконным постановление Администрации Мариинского муниципального района от <...> об отказе П.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать Администрацию Мариинского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение прав П.А.. Об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить суду. Заявление прокурора города Мариинска в интересах П.А. в части обязать главу Мариинского района принять П.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «вдова ветерана Великой Отечественной войны» оставить без удовлетворения за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда через Мариинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья- подпись Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2012 года Судья- подпись Верно: Судья- С.А.Зайцева Секретарь- Н.С.Мячина Решение вступило в законную силу 20.07.2012 года Судья- С.А.Зайцева Секретарь- Н.С.Мячина