Постановление по делу об административном правонарушении



Дело № 7-34-2012 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Мариинск 27 апреля 2012 года

Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Зайцева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КРФобАП в отношении Мариинского филиала Государственного Казенного Учреждения Здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер»,

УСТАНОВИЛ:

<...> при проведении административного расследования Мариинским филиалом Государственного казенного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер», <...>, при обращении с рентгеновским медицинскими аппаратами Флюарком 12 ФК-1, РУМ-20М не предусмотрено определение индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгенологических исследований; не обеспечено проведение индивидуального контроля и учета индивидуальных доз пациентов; не проведена подготовка и аттестация специалистов <...>, участвующих в проведении рентгенологических исследований, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; не выполнено заключение Управления Роспотребнадзора о мероприятиях по обеспечению Радиационной безопасности на 2011 год, что является нарушением требований ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, ст.18 ФЗ «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01.1996 года, п. 2.8, 2.10, 6.2 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований».

Начальник территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Мариинске Будкова О.Н. суду пояснила, что Мариинским филиалом Государственного Казенного Учреждения Здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» были допущены нарушения указанные в протоколе об административном правонарушении, Руководитель названного учреждения не оспаривал обстоятельств, изложенных в протоколе <...> об административном правонарушении от <...>. Просит признать ГКУЗ КО «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КРФобАП и назначить административное наказание в виде штрафа.

Начальник ГКУЗ КО «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» <...> в судебном заседании пояснил, что нарушения указанные в протоколе <...> от <...> имели место быть. Нарушения допущены из-за отсутствия достаточного финансирования.

Судья, изучив материалы дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, приходит к следующему:

Согласно ст.6.3 КРФобАП, «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; …..на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»- «Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно ст.18 ФЗ от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения", «контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Согласно п.п.2.8, 2.10 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований», «При разработке новых отечественных, закупке импортных и эксплуатации существующих рентгенодиагностических аппаратов должно быть предусмотрено определение индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгенологических исследований. В санитарно-эпидемиологическом заключении на рентгеновский аппарат указывается на необходимость (или отсутствие необходимости) комплектации аппарата средствами определения индивидуальных доз облучения пациентов. Методы и средства определения доз облучения пациентов, применяемые для этих целей, должны соответствовать требованиям нормативных и методических документов, утвержденных в установленном порядке. При обращении с рентгеновскими медицинскими аппаратами организации (лечебно-профилактические учреждения, стоматологические клиники, другие юридические лица) обеспечивают:

- планирование и осуществление мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

- осуществление производственного контроля за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территории;

- проведение индивидуального контроля и учет индивидуальных доз персонала и пациентов. Контроль и учет индивидуальных доз облучения осуществляется в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения;

- проведение подготовки и аттестации руководителей и исполнителей работ, специалистов, осуществляющих производственный контроль, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с рентгеновскими аппаратами, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

- организацию, проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров персонала;

- регулярное информирование персонала об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и величине полученных индивидуальных доз облучения;

- своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях;

- выполнение заключений, предписаний должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

- реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.»

Согласно п.6.2 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований», «К работе по эксплуатации рентгеновского аппарата допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие документ о соответствующей подготовке, прошедшие инструктаж и проверку знаний правил по обеспечению безопасности, действующих в учреждении документов и инструкций. Подготовка специалистов, участвующих в проведении рентгенологических исследований, осуществляется по программам, включающим раздел "Радиационная безопасность". Учреждение, проводящее обучение, должно иметь лицензию на образовательную деятельность.»

Согласно заключению Управления Роспотребнадзора проведена оценка индивидуального и коллективного риска возникновения стохастических эффектов необходимо предусмотреть в 2011 году выполнение следующих мероприятий:

1.                     провести обучение по вопросам обеспечения радиационной безопасности и проведения радиационного контроля и последующую проверку знаний персонала группы «а», лиц, ответственных за радиационную безопасность и за производимый радиационный контроль.

2.                     обеспечить своевременное проведение проверки технического состояния и эксплуатационных параметров НИИ и защитных средств с получением заключения о продлении их сроков службы.

3.                     документацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности и проведения радиационного контроля ( в т.ч. контрольные уровни, Положение об обеспечении требований РБ) провести в соответствие требованиям действующих нормативных документов и представить на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах.

4.                     обеспечить проведение производственного радиационного контроля в объеме, регламентированном действующими нормативными документами

5.                     обеспечить проведение индивидуального дозиметрического контроля персонала в соответствие с требованиями НРБ-99 со снятием показаний ежеквартально.

6.                     обеспечить инструментальную регистрацию индивидуальных доз облучения пациентов при выполнении медицинских рентгенологических процедур.

7.                     обеспечить своевременное оформление (в соответствие с требованиями действующих методических документов) и сдачу форм государственного статистического наблюдения № 1-ДОЗ, №2-ДОЗ и №3-ДОЗ.

8.                     провести гигиеническую оценку условий труда и аттестацию рабочих мест при работах с источниками ионизирующего излучения.

9.                     в разделе 4 «Оценка эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и выполнению норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности» Радиационно-гигиенического паспорта за отчетный год указать выполнение мероприятий в соответствии с настоящим Заключением.

Согласно радиационно-гигиенического паспорта организации (предприятия), использующей источники ионизирующего излучения по состоянию <...>, Мариинским филиалом ГКУЗ КО «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» в <...>

1.         Проведено обучение врача-рентгенолога по теме «Радиационная безопасность в медицине» в г.Новокузнецке на базе 29 больницы – двух недельный цикл в 2010 году – срок действия сертификата 5 лет. Приказом оформлено лицо, ответственное за радиационную безопасность.

2.         проверка технического состояния и эксплуатационных параметров ИИИ и защитных средств в отчетном году не проводилась – в связи с запланированной заменой рентгенаппарата.

3.         Документация по вопросам обеспечения радиационной безопасности и проведения радиационного контроля ( в том числе контрольные уровни) велась в недостаточно полном соответствии с требованиями нормативных документов.

4.         Производственный радиационный контроль рентгенкабинета <...> не проводился по причине предстоящей замены ренгенаппарата.

5.         обеспечено проведение индивидуального дозиметрического контроля персонала в соответствии с требованиями НРБ-99 со снятием показаний ежеквартально.

6.         инструментальная регистрация индивидуальных доз облучения пациентов при выполнении медицинских рентгенологических процедур проводилась в отчетном году с помощью измерительных приборов, не прошедших проверку в 2011 году также по причине предстоящей замены рентгенаппарата.

7.         обеспечено своевременное оформление и сдача форм государственного статистического наблюдения № 1-ДОЗ, №2-ДОЗ, №3-ДОЗ.

8.         аттестация рабочих мест при работах с ИИИ и гигиеническая оценка условий труда не проведена в связи с отсутствием денежных средств на данную процедуру.

9.         <...> рентгенкабинет Мариинского филиала ГКУЗ КО КОКПТД временно прекратил свою деятельность в связи с предстоящей и запланированной <...> заменой, предельно изношенного рентгенодиагностического комплекса РУМ-20 1984 года выпуска на новый рентгенодиагностического аппарата.

Согласно заключению Управления Роспотребнадзора проведена оценка индивидуального и коллективного риска возникновения стохастических эффектов,

Радиационная обстановка на территории организации в отчетном году удовлетворительная. Превышений основных дозовых пределов в отчетном году в организации не отмечено. Радиационные риску за счет деятельности организации в отчетном году составляют:

- индивидуальный риск для персонала – 0,00005 случаев в год;

- индивидуальный риск для населения – 0,00001 случаев в год;

- коллективный риск для персонала 0,00028случаев в год;

- коллективный риск для населения 0,193 случаев в год.

Необходимо предусмотреть <...> выполнение следующих мероприятий:

1.     провести обучение по вопросам обеспечения радиационной безопасности и проведения радиационного контроля и последующую проверку знаний персонала лиц, ответственных за радиационную безопасность и за производимый радиационный контроль.

2.     обеспечить своевременное проведение проверки защитных средств с получением заключения о продлении их сроков службы, или заменить технически и морально устаревшие защитные средства на новые.

3.     документацию по вопросам обеспечения радиационной безопасности и проведения радиационного контроля ( в т.ч. контрольные уровни, Положение об обеспечении требований РБ) провести в соответствие требованиям действующих нормативных документов и представить на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора.

4.     обеспечить проведение производственного радиационного контроля в объеме, регламентированном действующими нормативными документами

5.     обеспечить инструментальную регистрацию индивидуальных доз облучения пациентов при выполнении медицинских рентгенологических процедур.

6.     обеспечить своевременное оформление ( в соответствие с требованиями действующих методических документов) и сдачу форм государственного статистического наблюдения № 1-ДОЗ, №2-ДОЗ и №3-ДОЗ.

7.     провести гигиеническую оценку условий труда и аттестацию рабочих мест при работах с источниками ионизирующего излучения.

8.     в разделе 4 «Оценка эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и выполнению норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности» Радиационно-гигиенического паспорта за отчетный год указать выполнение мероприятий в соответствии с настоящим Заключением.

Как усматривается из приказа ГУЗ «Мариинский противотуберкулезный диспансер» <...>, на основании норм радиационной безопасности по НРБ -97, СанПИ 2.6.1 1192-03 ОСПОРВ, зав. Р-кабинетом Л.Д. назначен ответственным лицом за радиационную безопасность при работе с источниками ионизирующего излучения, отнесены к персоналу группы «а»: <...>. Отнесены к категории «Б» - <...>

Из удостоверения о краткосрочном повышении квалификации усматривается, что А.П. в период с <...> по <...> прошел краткосрочное обучение в НОУОПО «Учебно-методический центр» по теме «радиационная безопасность при деятельности с генерирующими источниками ионизирующего излучения в медицине».

В судебном заседании с очевидность установлено, что Мариинским филиалом ГКУЗ КО «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер»:

при обращении с рентгеновским медицинскими аппаратами Флюарком 12 ФК-1, РУМ-20М не предусмотрено определение индивидуальных доз облучения пациентов при проведении рентгенологических исследований;

не обеспечено проведение индивидуального контроля и учета индивидуальных доз пациентов;

не проведена подготовка и аттестация специалистов <...> участвующих в проведении рентгенологических исследований, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

не выполнено заключение Управления Роспотребнадзора о мероприятиях по обеспечению Радиационной безопасности на 2011 год, что свидетельствует о несоблюдении требований ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, ст.18 ФЗ «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01.1996 года, п. 2.8, 2.10, 6.2 СанПиН 2.6.1.1192-03» Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований» и влечет административную ответственность, предусмотренную ст.6.3 КРФобАП.

При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его материальное положение, и считает целесообразным, с учетом того, что ГКУЗ КО «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» привлекается в административной ответственности впервые, назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь ст.ст., 6.4, 23.1, 29.9, 29.10 КРФобАП,

ПОСТАНОВИЛ:

Мариинский филиал Государственного Казенного Учреждения Здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический противотуберкулезный диспансер» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КРФобАП и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, с перечислением на расчетный счет УФК по Кемеровской области, (Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области) № 40101810400000010007, ИНН 4205081760 БИК 043207001, КПП 420501001, ОКАТО 32422000 000 ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области, г. Кемерово КБК 141 1 16 90050 05 6000 140.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток через Мариинский городской суд.

Судья- подпись

Верно: Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- В.В. Губенко

Постановление вступило в законную силу 15.05.2012 года.

Судья- С.А.Зайцева

Секретарь- В.В. Губенко