Дело № 2-169-10 г. Мариинский Посад РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 апреля 2010 года Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего федерального судьи Д. Ф. Макашкина при секретаре судебного заседания Красильникове М. А. с участием ст. помощника прокурора Димитриевой Н.С., представителя ответчика - главы Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Баринова Г.П., ответчика Исаева Владимира Михайловича и его представителя Исаевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Короткова И.Н. в интересах Чувашкой Республики в лице Министерства финансов ЧР к администрации Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района ЧР, Исаеву Владимиру Михайловичу о признании протокола № рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, применении последствий недействительности ничтожной сделки - муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ: взыскании с Исаева В.М. в пользу республиканского бюджета Чувашской Республики денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, обязании администрации Кугеевского сельского поселения возвратить жилой <адрес> д. <адрес> <адрес> Чувашской Республики Исаеву В.М., УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Коротков И.Н. в интересах Чувашкой Республики в лице Министерства финансов ЧР обратился в суд с исковым заявлением к администрации Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района ЧР, Исаеву Владимиру Михайловичу о признании протокола № рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, применении последствий недействительности ничтожной сделки - муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ: взыскании с Исаева В.М. в пользу республиканского бюджета Чувашской Республики денежные средства в размере 742500 рублей, обязании администрации Кугеевского сельского поселения возвратить жилой <адрес> <адрес> Чувашской Республики Исаеву В.М. 8 апреля 2010 года прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики представил дополнение к исковому заявлению, в котором привел дополнительные доводы в обоснование своего иска. В судебном заседании ст. помощник прокурора Димитриева Н.С. исковые требования и дополнение к нему поддержала и пояснила, что прокуратурой Мариинско-Посадского района 30 октября 2009 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в Кугеевском сельском поселении Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. В ходе проверки выявлено, что администрацией Кугеевского сельского поселения в лице главы Баринова Г.П. в нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 21 сентября 2009 года заключен муниципальный контракт № с физическим лицом Исаевым В.М на приобретение жилого дома с земельным участком для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой. Заключению муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ способствовало размещение в газете «Государственный заказ Чувашской Республики» № 59(357) от 07.08.2009 г. извещения администрации Кугеевского сельского поселения о проведении открытого конкурса на приобретение одного жилого дома с земельным участком или жилого помещения для детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, где было указано, что обязательными условиями приобретаемого жилого дома являются: наличие газового отопления, централизованного водоснабжения, износ жилого дома не должен превышать 30%, жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим нормам, противопожарным требованиям, а также площадь жилого дома должна быть не менее 33 кв.м. Предметом муниципального контракта в извещении определено приобретение одного жилого дома вместе с земельным участком. В соответствии с п. 1.1 муниципальный заказчик приобрел жилой дом, находящийся по адресу: Мариинско - <адрес>, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., стоимостью <данные изъяты> рублей, характеристики которого соответствуют обязательным условиям приобретаемого жилого дома. В соответствии со ст. 21 п. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» изменение предмета конкурса не допускаются. Вместе с тем, приобретенный жилой дом по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ не имел централизованного водоснабжения и газового отопления, износ жилого дома согласно техническому паспорту составляет 52%, износ электропроводки составляет 55%, установлена полная потеря эластичности изоляции проводов, что не соответствует противопожарным требованиям. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м. Кроме того, предметом муниципального контракта является жилой дом, земельный участок предметом контракта не является. Исходя из этого, следует, что дом, принадлежащий Исаеву В.М., не соответствовал требованиям, указанным в извещении о проведении конкурса, как по площади, так и по техническому состоянию. Таким образом, администрацией Кугеевского сельского поселения нарушены объявленные условия заключения муниципального контракта и фактически изменены обязательные условия предмета открытого конкурса, в связи с чем данный муниципальный контракт является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ, все полученное по сделке стороны обязаны возвратить друг другу. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 20 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика с участником размещения заказа не допускается. Проверкой установлено, что данное положение закона сторонами также было нарушено. Ответчики по делу до заключения муниципального контракта вели переговоры по поводу предмета муниципального контракта. Глава Кугеевского сельского поселения Баринов Г.П. знал об отсутствии в приобретаемом по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ жилом доме централизованного водоснабжения и газового отопления, но продавец Исаев В.М. пообещал ему провести данные работы после продажи дома. Представитель Министерства финансов Чувашской Республики, третье лицо Тихонов С.М. в судебное заседание по неизвестным причинам не явились, несмотря на то, что о слушании дела были надлежащим образом извещены. Ответчик Исаев В.М. и его представитель Исаева Т.В. в судебном заседании исковые требования признали. При этом ответчик Исаев В.М. представил суду письменное заявление, в котором указал о признании им исковых требований в части недействительности заключенного муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ и обязался возвратить в пользу республиканского бюджета Чувашии полученные денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Ответчик представитель Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - глава сельского поселения Баринов Г.П. в судебном заседании исковые требования также признал, в то же время пояснил, что переговоры относительно предмета муниципального контракта между ним и Исаевым В.М. не проводились. Суд, изучив материалы дела и выслушав мнение сторон, приходит к следующему. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17.12.2009) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Законодательство закрепляет за органами местного самоуправления и уполномоченными ими муниципальными учреждениями право выступать заказчиками на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, т.е. право на муниципальный заказ, для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий (Ст. 54 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с п. 1 ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Пункт 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закона) предусматривает, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона. Согласно статье 10 Закона размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в - 2 - форме конкурса или аукциона. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком (уполномоченным органом). На основании статьи 22 Закона заказчиком разрабатывается конкурсная документация, которая должна содержать, в т.ч. критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. В судебном заседании установлено, что муниципальным заказчиком - администрацией Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района в информационном бюллетене «Государственный заказ Чувашской Республики» № 59(357) от 07.08.2009 г. размещено извещение о проведении открытого конкурса на приобретение одного жилого дома вместе с земельным участком для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в 2009 году. Согласно условиям конкурсной документации приобретаемый жилой дом с земельным участком должен удовлетворять следующим обязательным условиям: наличие газового отопления, централизованного водоснабжения, износ жилого дома не должен превышать 30%, жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим нормам, противопожарным требованиям, а также площадь жилого дома должна быть не менее 33 кв.м. Как видно из материалов дела, по результатам проведенного конкурса администрация Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района и Исаев В.М. ДД.ММ.ГГГГ заключили муниципальный контракт, по которому заказчик - администрация Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района приобрела у Исаева В.М. жилой дом, находящийся по адресу: Мариинско - <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей. В силу пункта 4 части 1 статьи 12 Закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе, в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации. В соответствии со ст. 21 п. 4.1 Закона изменение предмета конкурса не допускаются. Как следует из технического паспорта на <адрес> <адрес> от 4 декабря 2008 года износ жилого дома составляет 52%, износ электропроводки составляет 55%, также указано, что имеется полная потеря эластичности изоляции проводов. Сведений о наличии централизованного водоснабжения и газового отопления в техническом паспорте не имеется. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ площадь указанного жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. В нарушение требований, установленных в извещении о проведении открытого конкурса, предметом муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ является жилой дом без земельного участка. Из протокола № рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам рассмотрения заявки Исаева В.М., конкурсная комиссия приняла решение о заключении с ним муниципального контракта. Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что конкурсная комиссия не рассматривала вопрос о соответствии конкурсной заявки Исаева В.М. требованиям, установленным в извещении о проведении открытого конкурса, чем нарушила статью 27 Закона. Данное обстоятельство повлекло заключение муниципального контракта на приобретение жилого дома не соответствующего требованиям, указанным в извещении о проведении конкурса. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 20 Закона при проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В нарушение данного положения Закона заказчик в лице главы Кугеевского сельского поселения Баринова Г.П. до заключения муниципального контракта вел переговоры с участником размещения заказа Исаевым В.М. по поводу предмета муниципального контракта. Данный факт подтверждается копией объяснения главы Кугеевского сельского поселения Баринова Г.П., принятого в ходе прокурорской проверки. Из которой следует, что Баринов Г.П. знал об отсутствии в приобретаемом по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ жилом доме централизованного водоснабжения и газового отопления, но продавец Исаев В.М. пообещал ему провести данные работы после продажи дома. В соответствии с п.1 ст. 20 Закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Поскольку муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ между ответчиками заключен с нарушением правил проведения торгов в форме конкурса, установленных ст.ст. 20, 27 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», суд приходит к выводу о наличии оснований, достаточных для признания торгов недействительными. Исходя из смысла ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Материалами дела установлено, что администрация Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района из средств республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках исполнения муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ уплатила Исаеву В.М. за приобретаемый жилой дом денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Как видно из постановления главы Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Баринова Г.П. № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о возвращении жилого дома, находящегося по адресу: Мариинско - <адрес> владельцу дома Исаеву В.М. Между тем, установленная законом процедура передачи недвижимого имущества ответчиками в полной мере не соблюдена. В связи с чем, принятие данного постановления не может служить достаточным доказательством исполнения обязанности по возвращению имущества полученного по недействительной сделке. При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным протокола № рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ и применении последствий недействительности ничтожной сделки - муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ в виде двусторонней реституции подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, районный суд РЕШИЛ: Исковое заявление и.о. прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах Чувашкой Республики в лице Министерства финансов ЧР к администрации Кугеевского сельского поселения <адрес> ЧР, Исаеву Владимиру Михайловичу удовлетворить. Признать протокол № рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от ДД.ММ.ГГГГ конкурсной комиссии Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики незаконным. Признать муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого дома, находящегося по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес> для обеспечения жилым помещением детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения на территории Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в 2009 году, заключенный между Кугеевским сельским поселением Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в лице главы Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Баринова Геннадия Прохоровича и Исаевым Владимиром Михайловичем, недействительным. Взыскать с Исаева Владимира Михайловича, проживающего по адресу: Чувашская Республика, <адрес> <адрес> денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в пользу республиканского бюджета Чувашской Республики. Обязать администрацию Кугеевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики возвратить жилой дом, находящийся по адресу: Чувашская Республика, <адрес> Исаеву Владимиру Михайловичу. Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его оглашения. Председательствующий: Д. Ф. Макашкин