Дело № 2-168/2011 Решение Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Мальчугина А.Н. при секретаре Крыловой Л.Г., с участием заявителя Раковой Ф.И., ее представителя Раковой Р.Н., представителя администрации Мариинско-Посадского городского поселения Воронкова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раковой Феклы Ивановны о понуждении администрации Мариинско-Посадского городского поселения поставить в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма как вдову инвалида Великой Отечественной войны, установил: Ракова Ф.И. обратилась в суд с иском о понуждении администрации Мариинско-Посадского городского поселения поставить в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма как вдову инвалида Великой Отечественной войны. Иск мотивирован тем, что 14.09.2010 года Раковой Ф.И., вдовой участника-инвалида Великой Отечественной войны в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения было подано заявление о признании нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку. После этого три раза были проведены заседания жилищной комиссии. После первого заседания 30 сентября 2010г. попросили дополнительные документы по <адрес>. 30.11.2010 г. был дан окончательный ответ об отказе Раковой Ф.И. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. 14 февраля 2011г. Ракова Ф.И. вновь обратилась с заявлением о постановке на учет, приложив дополнительные документы. 25 февраля 2011г. ей дан ответ о том, что 22 февраля 2011г. решением жилищно-бытовой комиссии ей отказано в постановке на учет. С отказом в постановке на учет истица не согласна, так как она сама никаких действий по ухудшению жилищных условий не предпринимала. В судебном заседании Ракова Ф.И. и её представитель Ракова Р.Н. заявление поддержали и пояснили, что в квартире <адрес> проживают в настоящее время Ракова Ф.И., Г., Ракова Р.Н., С., К. У Раковой Ф.И. нет своего жилья. Представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения Воронков А.Г. удовлетворение заявления оставил на усмотрение суда. Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Ракова Ф.И. является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Таким образом, понятие нуждаемости в улучшении жилищных условий определяется жилищным законодательством. В силу ст.ст. 49, 50, 51 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено исключение для членов семьи умерших инвалидов Великой Отечественной войны в виде обеспечения жильем независимо от их имущественного положения. 14 сентября 2010г. Ракова Ф.И. обратилась в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. 28 октября 2010г. ей отказано в постановке на учёт, о чём ей был дан ответ 1 ноября 2010г. об отказе в постановке на учет. 14 февраля 2011г. она вновь обратилась с заявлением, приложив новые документы. 22 февраля 2011г. решением жилищно-бытовой комиссии администрации Мариинско-Посадского городского поселения в постановке на учёт отказано, о чём Раковой Ф.И. сообщено 25 февраля 2011г. Отказ в постановке на учёт мотивирован тем, что ею произведено преднамеренное ухудшение жилищных условий. Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Из представленных Раковой Ф.И. в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения документов следует, что она проживает в квартире <адрес>, принадлежащем на праве собственности в равных долях её внуку С. и правнучке К., квартира пригодна для проживания, имеет общую площадь 41,4 кв.м. Из объяснений истца и её представителя следует, что в квартире проживают: Ракова Ф.И., Г., Ракова Р.Н., С., К. Кроме этого, у Г. и Раковой Р.Н. имелась в собственности по 1/4 доли в праве на квартиру <адрес> площадью 60,2 кв.м. 28 сентября 2010г. Г. и Ракова Р.Н. продали свои доли в указанной квартире М. Таким образом на одного члена семьи Раковой Ф.И. приходится по 41,4/5= 8,28 кв.м. общей площади. Решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения от 17 февраля 2009г. №35/02учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 квадратных метров общей площади на человека. Оценивая доводы истца о том, что она не ухудшала преднамеренно свои жилищные условия, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из этого следует, что могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях граждане, которые совершили действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Из представленных документов следует, что сама Ракова Ф.И. не предпринимала никаких действий по ухудшению своих жилищных условий. В постановке на учет ей отказано необоснованно. При таких обстоятельствах иск следует удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил: Признать недействительным решение жилищно-бытовой комиссии Мариинско-Посадского городского поселения от 22 февраля 2011г. об отказе в постановке Раковой Феклы Ивановны на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, обязать администрацию Мариинско-Посадского городского поселения поставить Ракову Феклу Ивановну в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма как вдову инвалида Великой Отечественной войны. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ