Дело № 2-115/2011 Решение именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Мариинский Посад Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Мальчугина А.Н. при секретаре Крыловой Л.Г., с участием помощника прокурора Мариинско-Посадского района Каюкова А.М., представителя Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики Ипатьева А.В., представителя администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Сергеевой К.В., представителя третьего лица Васильевой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о понуждении оформить право собственности на объекты культурного наследия, о понуждении оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия, о понуждении изготовить паспорта на объекты культурного наследия, расположенные на территории Мариинско-Посадского района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, установил: Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о понуждении оформить право собственности на объекты культурного наследия, о понуждении оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия, о понуждении изготовить паспорта на объекты культурного наследия, расположенные на территории Мариинско-Посадского района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. В ходе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял требования и в конечном итоге просит обязать Министерство культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики и администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики оформить право собственности на следующие объекты культурного наследия: дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под объектом культурного наследия; дом № 28 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под объектом культурного наследия; дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним; дом № 14 по улице Ленинская (ул. Казанская д. 16) г. Мариинский Посад и земельный участок под ним; дом № 16 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под ним; дом № 16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, обязать Министерство культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, администрацию Мариинско-Посадского района оформить охранные обязательства на следующие объекты: дом № 10 по улице Горького г. Мариинский Посад; дом № 17 по улице Казанская г. Мариинский Посад; дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский Посад; дом № 15 по улице Нахимова г. Мариинский Посад; дом № 12 по улице Николаева г. Мариинский Посад; дом № 14 по улице Малинина г. Мариинский Посад; дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад; дом № 30 по улице Набережная г. Мариинский Посад; дом № 15 по улице Уткина г. Мариинский Посад, обязать Министерство культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики и администрацию Мариинско-Посадского района изготовить паспорта на все объекты культурного наследия, расположенные на территории Мариинско-Посадского района и включенные в реестр, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. Иск мотивирован тем, что на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республики расположено 67 объектов культурного наследия. Все они местного значения. В том числе: памятники градостроительства и архитектуры, в т. ч. культовые - 35, памятники истории - 8, памятники монументального искусства - 1, памятники археологии - 14. По сведениям администрации Мариинско-Посадского района техническое состояние объектов культурного наследия удовлетворительное. Частично утрачено 2 объекта, полностью утрачено 3 объекта. Охранные обязательства оформлены на 15 объектов культурного наследия, ещё на 2 объекта документы в стадии оформления. Перечень объектов культурного наследия утвержден Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 25.02.1974г. № 128 «Об утверждении списка памятников истории и культуры Чувашской АССР, подлежащих государственной охране» и Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990г. № 299 «О дополнении списка памятников истории и культуры местного АССР значения, подлежащих государственной охране». По сведениям администрации Мариинско-Посадского района паспорта объекта культурного наследия выданы только двум объектам культурного наследия. Это Свято-Троицкий собор и Церковь Казанской иконы Божией Матери. Оба объекта находятся в собственности Епархии. В нарушение требований законодательства меры по охране объектов культурного наследия администрацией Мариинско-Посадского района не приняты, а именно: охранные обязательства на большинство объектов культурного наследия не оформлены; паспорта объектов культурного наследия не составлены; не приняты меры по оформлению ограничений на использование объектов культурного наследия. В том числе не оформлены ограничения на объекты культурного наследия, находящегося в муниципальной собственности. На территории Мариинско-Посадского района ограничения по использованию оформлены на 2 объекта культурного наследия: дом, в котором в 1919 году выступала Н.К. Крупская, расположенный по адресу: г. Мариинский Посад ул. Набережная д. 12, здание бывшей школы, где учился дважды Герой Советского Союза А.Г. Николаев, расположенной по адресу: Мариинско-Посадский район с. Шоршелы. В указанном здании в настоящее время расположена церковь святых Андриана и Натальи. Кроме того, Министерством культуры и администрацией Мариинско-Посадского района не оформлено право собственности на многоквартирные жилые дома и здания, отнесенные к объектам культурного наследия по следующим объектам: дом № 28 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под объектом культурного наследия; дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним; дом № 14 по улице Ленинская (ул. Казанская д. 16) г. Мариинский Посад и земельный участок под ним; дом № 16 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под ним; дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под ним; дом № 16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним. Неисполнение Министерством культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики администрацией Мариинско-Посадского района обязанности по государственной охране объектов культурного наследия местного значения может привести к утере и уничтожению объектов культурного наследия. Несоблюдение требований законодательства по оформлению паспорта объекта культурного наследия нарушает права неопределенного круга лиц на сохранение и изучение объектов культурного наследия. В судебном заседании прокурор Каюков А.М. поддержал требования, изложенные в иске. Представитель Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики Ипатьев А.В. иск признал частично, просил суд предоставить министерству время для оформления паспортов культурного наследия до конца 2012г. Законодательство не предусматривает при смене собственника или передаче помещений в аренду согласование договоров с органом охраны объектов культурного наследия. Факты смены собственника объекта культурного наследия могут быть выявлены специалистами Минкультуры Чувашии только в ходе осуществления контроля за состоянием объектов культурного наследия, проводимого один раз в пять лет согласно ст. 33 Федерального закона. В 2011 году Правительством Чувашской Республики планируется принять нормативный правовой акт о предоставлении физическим и юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия, компенсацию произведенных затрат. Возможно, таким образом можно будет заинтересовать собственников. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия с учетом требований, изложенных в охранном обязательстве. Правоотношения в части владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, как объекта недвижимого имущества, урегулированы ГК РФ. Минкультуры Чувашии не является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере управления и распоряжения имуществом, и не имеет полномочий по регистрации прав собственности на указанные объекты культурного наследия. Паспортизация памятников требует вложения значительных средств. Необходимо определить предмет охраны, установить границы территории земельного участка памятника, утвердить правовой режим земельных участков в границах территории объекта культурного наследия, зон охран, режим использования земель и градостроительных регламентов. Для этого нужно провести историко-архивные изыскания, натурные обследования, фотофиксации и обмеры. До 2011 года в республиканском бюджете Чувашской Республики не предусматривались средства на эти цели. В текущем году выделено 300000 руб., планируется оформить 44 паспорта объектов культурного наследия, расположенных на территории Мариинско-Посадского района, в том числе 30 памятников архитектуры, 14 - археологии. При существующем финансировании завершить паспортизацию по объектам культурного наследия, находящимся на территории Мариинско-Посадского района, планируется к 2013 году. Представитель администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Сергеева К.В. иск не признала, указав, что дома, на которые прокурор просит обязать оформить право собственности находятся в собственности физических лиц, администрация Мариинско-Посадского района не является надлежащим ответчиком. Представитель третьего лица ГУП «Государственный центр по охране культурного наследия» в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия. В заявлении указано, что в архиве ГУП «Государственный центр по охране культурного наследия» находится 6 паспортов зданий-памятников Мариинско-Посадского района. Паспортизация памятников сопряжена с историко-архивными изысканиями, натурными обследованиями, фотофиксацией и обмерами, оформлением документов согласно утвержденной формы. Данной деятельностью могут заниматься юридические и физические лица, имеющие соответствующую лицензию Минкультуры России. В настоящее время принимаются меры по разработке в 2011 г. за счет средств бюджета Чувашской Республики 40 паспортов. Вероятно, деятельность администрации должна быть направлена на решение вопросов софинансирования паспортизации и оказания содействия ГУП «Государственный центр по охране культурного наследия» в проведении историко-архивных изысканий. Представитель третьего лица ООО «Коммунальные технологии» в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия. В заявлении указано, что дом №12 по ул. Николаева г. Мариинский Посад принадлежит ООО «Коммунальные технологии» на основании договора купли-продажи от 28.01.2009г. На момент заключения договора каких-либо охранных обязательств предусмотрено не было. Дом №12 по ул. Николаева г. Мариинский Посад никакой культурной ценности не представляет. Представитель третьего лица Васильева Н.К. оставила удовлетворение иска на усмотрение суда, пояснив, что для исполнения Болдиным В.И. охранных обязательств необходимо восстановить границы земельного участка, на котором расположен дом №30 по ул. Набережная г. Мариинский Посад. Третьи лица Данилов Н.С., Степанов Ю.Г., Ролдугин А.П., Михайлова Р.А. Семёнова А.В. в суд не явились, извещены надлежащим образом, суд признаёт причины неявки неуважительными и рассматривает дело без их участия. Заслушав участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним дом <адрес> находится в собственности Степанова Ю.Г., дом <адрес> находится в собственности Данилова Н.С., дом <адрес> находится в собственности Ролдугина А.П., дом <адрес> находится в собственности ООО «Коммунальные технологии», дом <адрес> находится в собственности Михайловой Р.А., дом <адрес> находится в собственности Болдина В.И. Дом <адрес> находится в собственности Семёновой А.В., право собственности не зарегистрировано. Право собственности на дом № 28 по улице Набережная г. Мариинский Посад, дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад, дом № 14 по улице Ленинская г. Мариинский Посад, дом № 16 по улице Набережная г. Мариинский Посад, дом № 16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад не зарегистрировано. Дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский в настоящее время разрушен. Все указанные объекты отнесены к памятникам градостроительства и архитектуры местного значения постановлениями Совета Министров Чувашской АССР №128 от 25.02.1974г. и №299 от 23.10.1990г. Оценивая требования прокурора о понуждении администрации Мариинско-Посадского района и Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики зарегистрировать право собственности на дом № 28 по улице Набережная г. Мариинский Посад, дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под объектом культурного наследия, дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 14/16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 16 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст.ст. 15, 21, 33, 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если предложения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по перечням объектов не поступили в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, Российская Федерация вправе: - в установленном порядке зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, на которые не зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а также осуществлять пользование, владение и распоряжение указанными объектами, в том числе включение таких объектов в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности; - требовать государственной регистрации права собственности Российской Федерации в судебном порядке на объекты культурного наследия, на которые зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, если до 1 марта 2008 года соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование не оформили отказ от права собственности на указанные объекты. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2008 г. № 224 уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в Чувашской Республике в соответствии с законодательством Российской Федерации определено Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики. Статьями 6, 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - выявленные объекты культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Иными словами на органы охраны объектов культурного наследия возложена обязанность представления в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, сведения о недвижимом имуществе, информации об объектах культурного наследия, но не обязанность регистрировать право собственности на них. При таких обстоятельствах в удовлетворении иска прокурора о понуждении администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики оформить право собственности на дом № 28 по улице Набережная г. Мариинский Посад, дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под объектом культурного наследия, дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 14/16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 16 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним следует отказать. Согласно ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Из представленных документов следует, что охранные обязательства на дом № 10 по улице Горького г. Мариинский Посад, дом № 17 по улице Казанская г. Мариинский Посад, дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский Посад, дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад оформлены по поручению Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики ГУП «Государственный центр по охране культурного наследия». В связи с чем в удовлетворении иска прокурора в этой части следует отказать. На дом № 15 по улице Нахимова г. Мариинский Посад, дом № 12 по улице Николаева г. Мариинский Посад, дом № 14 по улице Малинина г. Мариинский Посад, дом № 30 по улице Набережная г. Мариинский Посад, дом № 15 по улице Уткина г. Мариинский Посад охранные обязательства не оформлены, что создаёт угрозу того, что объекты культурного наследия будут изменены или будут утрачены. Оформление охранного обязательства должно быть осуществлено до 31 декабря 2010г. В силу изложенного иск прокурора в этой части подлежит удовлетворению. Из объяснений участвующих в деле лиц следует, что паспорта объектов культурного наследия ни на один объект, находящийся в Мариинско-Посадском районе, не оформлены. Оформление данных паспортов в силу закона является обязательным для органа охраны объектов культурного наследия, которым по памятникам архитектуры местного значения является администрация Мариинско-Посадского района. Финансирование данных мероприятий осуществляется Министерством культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики Иск прокурора в этой части подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении иска прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о понуждении администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Министерства культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики оформить право собственности на дом № 28 по улице Набережная г. Мариинский Посад, дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под объектом культурного наследия, дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 14/16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 16 по улице Набережная г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, дом № 16 по улице Ленинская г. Мариинский Посад и земельный участок под ним, о понуждении оформить охранные обязательства на дом № 10 по улице Горького г. Мариинский Посад, дом № 17 по улице Казанская г. Мариинский Посад, дом № 18 по улице Казанская г. Мариинский Посад, дом № 18 по улице Набережная г. Мариинский Посад отказать. Обязать администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики оформить охранные обязательства на дом № 15 по улице Нахимова г. Мариинский Посад, дом № 12 по улице Николаева г. Мариинский Посад, дом № 14 по улице Малинина г. Мариинский Посад, дом № 30 по улице Набережная г. Мариинский Посад, дом № 15 по улице Уткина г. Мариинский Посад. Обязать Министерство культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики и администрацию Мариинско-Посадского района изготовить паспорта на все объекты культурного наследия, расположенные на территории Мариинско-Посадского района и включенные в реестр объектов культурного наследия, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики. Председательствующий А.Н. Мальчугин мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ