о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности



Дело № 2-332-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                        г. Мариинский Посад

Мариинско-Посадский суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Николаевой Л.И.,

с участием истицы Елегоновой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елегоновой Елены Михайловны к Управлению пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

установил:

Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики (далее - УПФ РФ в Мариинско-Посадском районе ЧР) № 84 от 2 июня 2011 года Елегоновой Е.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической работы. Продолжительность специального стажа установлена 24 года 1 месяц 23 дня.

В специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не были включены следующие периоды:

- нахождения на курсах повышения квалификации с 11 января 2010 года по 30 января 2010 года;

- нахождения в оплачиваемых учебных отпусках с 5 июня 1997 года по 5 июля 1997 года, с 5 января 1998 года по 22 января 1998 года, с 1 июня 1998 года по 16 августа 1998 года, с 5 января 1999 года по 22 января 1999 года, с 3 июня 1999 года по 17 июля 1999 года, с 5 января 2000 года по 10 февраля 2000 года, с 10 мая 2000 года по 22 мая 2000 года;

- работы в ясли саду «Звёздочка» с 1 ноября 1999 года по 22 декабря 1999 года.

Не согласившись с указанным решением, Елегонова Е.М., окончательно уточнив свои исковые требования 10 августа 2011 года, обратилась в суд с иском о признании его незаконным и отмене, включении вышеуказанных периодов в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии со дня обращения за ней - 30 мая 2011 года.

В судебном заседании истица Елегонова Е.М. поддержала свои исковые требования с учетом дополнений и пояснила, что она с 9 апреля 1985 года по настоящее время работает воспитателем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Звёздочка» в с. Первое Чурашево Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Она выработала необходимый специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако ей было отказано в назначении пенсии по мотиву отсутствия необходимого 25-летнего педагогического стажа. С решением она не согласна, поскольку на курсы повышения квалификации она направлялась по инициативе работодателя, в указанные периоды она повышала и совершенствовала свои профессиональные знания, за ней сохранялась заработная плата. Во время обучения в Чувашском государственном педагогическом институте ей предоставлялись оплачиваемые отпуска для консультаций, подготовки к экзаменам и сдачи экзаменов. Учебные отпуска относятся к дополнительным оплачиваемым отпускам. Поэтому ответчик незаконно не включил эти периоды в её специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. Ответчик включил в специальный стаж период ее работы воспитателем ясли сада совхоза «Звёздочка» и МДОУ детский сад «Звёздочка», однако не включил период ее работы воспитателем в ясли саду «Звёздочка». Хотя изменилось только наименование дошкольного учреждения, а ее должностные инструкции и характер выполняемой работы не изменились. С учетом указанных периодов её специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, составит более 25 лет.

Просит отменить решение комиссии по пенсионным вопросам Управления пенсионного фонда об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, включить в её специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды нахождения в учебных отпусках и период работы в ясли саду «Звёздочка», обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня первоначального обращения за назначением пенсии - с 30 мая 2011 года.

Ответчик - Управление пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования не признал.

Изучив материалы дела, выслушав доводы истицы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 (в редакции ФЗ от 30.12.2008 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, т.е. 55 лет, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными данным Постановлением.

Списком № 463 предусмотрено, что в педагогический стаж засчитываются все виды педагогической деятельности в должности «воспитатель» в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли), независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, предусмотрены должности воспитателя в детских садах, детских садах комбинированного типа.

Как видно из трудовой книжки истицы Елегоновой Е.М., она с 9 апреля 1985 года по настоящее время постоянно работает воспитателем в детском дошкольном учреждении, и ее непрерывный педагогический стаж составляет более 25 лет.

Так, 7 мая 1992 года Елегонова Е.М. принята в порядке перевода воспитательницей ясли-сада «Звёздочка» Первочурашевского сельского Совета Мариинско-Посадского района. 27 декабря 1999 года Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ясли-сад «Звёздочка» переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» постановлением Мариинско-Посадской районной администрации ЧР № 189/3 от 23 декабря 1999 года.

Таким образом, истица Елегонова Е.М. после 1 ноября 1999 года продолжала работать в должности воспитателя в одном и том же дошкольном образовательном учреждении, в результате переименования воспитательные и образовательные задачи и функции учреждения каких-либо изменений не претерпели, должностные обязанности истицы, как воспитателя, также не изменялись.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, наименованиям учреждений, включенных в Списки, само по себе не может служить основанием для отказа во включении периода ее работы с 1 ноября 1999 года по 22 декабря 1999 года в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, следовательно, указанный период подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет.

Оценивая доводы Елегоновой Е.М. о включении в специальный стаж периодов нахождения в оплачиваемых учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, суд учитывает следующее.

В соответствии с п.п. 4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемое постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно п. 9 указанных Правил, не включается в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости только периоды отстранения от работы и периоды простоя.

Как усматривается из материалов дела, в периоды с 5 июня 1997 года по 5 июля 1997 года, с 5 января 1998 года по 22 января 1998 года, с 1 июня 1998 года по 16 августа 1998 года, с 5 января 1999 года по 22 января 1999 года, с 3 июня 1999 года по 17 июля 1999 года, с 5 января 2000 года по 10 февраля 2000 года, с 10 мая 2000 года по 22 мая 2000 года истица находилась в дополнительных оплачиваемых отпусках, связанных с обучением по заочной форме в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева, о чем свидетельствуют копии приказов (л.д. 8-9). В период обучения работодателем предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, следовательно, производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд, а поэтому указанные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, курсы повышения квалификации непосредственно связаны с педагогической деятельностью Елегоновой Е.М., проходила она их по плану образовательного учреждения и по приказу руководителя образовательного учреждения с целью повышения своей квалификации (л.д. 10).

За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации трудовой договор не расторгался, ей выплачивалась заработная плата и из ее заработной платы работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд, в связи с чем с 11 января 2010 года по 30 января 2010 года подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Статьей ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В связи с этим не включение указанных истицей периодов в специальный стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте, по основаниям, приведенным представителем ответчика, противоречит смыслу и предназначению закона, предусматривающего право на досрочное назначение пенсии.

В соответствие со ст. 19 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

С учетом периодов, подлежащих включению, при обращении Елегоновой Е.М. 30 мая 2011 года в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе ЧР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ее специальный трудовой стаж составлял более 25 лет.

Поэтому суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Елегоновой Е.М. и обязать Управление пенсионного фонда в Мариинско-Посадском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня первоначального обращения за назначением пенсии - с 30 мая 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, районный суд

р е ш и л:

Исковое заявление Елегоновой Елены Михайловны к Управлению пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики удовлетворить.

Решение комиссии по пенсионным вопросам Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Мариинско-Посадском районе ЧР № 84 от 2 июня 2011 года об отказе в назначении Елегоновой Елене Михайловне досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью признать незаконными и отменить.

Включить в специальный трудовой стаж Елегоновой Елены Михайловны, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды:

- нахождения на курсах повышения квалификации с 11 января 2010 года по 30 января 2010 года (20 дней);

- нахождения в оплачиваемых учебных отпусках с 5 июня 1997 года по 5 июля 1997 года (1 месяц 1 день), с 5 января 1998 года по 22 января 1998 года (18 дней), с 1 июня 1998 года по 16 августа 1998 года (2 месяца 16 дней), с 5 января 1999 года по 22 января 1999 года (18 дней), с 3 июня 1999 года по 17 июля 1999 года (1 месяц 15 дней), с 5 января 2000 года по 10 февраля 2000 года 1 месяц 6 дней), с 10 мая 2000 года по 22 мая 2000 года (13 дней);

- работы в ясли саду «Звёздочка» с 1 ноября 1999 года по 22 декабря 1999 года (1 месяц 22 дня).

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе назначить Елегоновой Елене Михайловне досрочную трудовую пенсию по старости со дня первоначального обращения за назначением пенсии - с 30 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Мариинско-Посадский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий

судья                                                                                                          И.В. Филимонова