Другие жилищные споры



Дело № 2-366/2011

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ       г. Мариинский Посад

Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Мальчугина А.Н.

при секретаре Красильникове М.А.,

с участием заявителя Ториной Е.А., представителя администрации Мариинско-Посадского городского поселения Воронкова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ториной Екатерины Алексеевны к администрации Мариинско-Посадского городского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма,

установил:

Торина Е.А. обратилась в суд с иском о признании её нуждающейся в жилом помещении и о понуждении администрации Мариинско-Посадского городского поселения принять её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня обращения с заявлением с 19 января 2011г. Иск мотивирован тем, что с 2010 года истица временно проживает по месту регистрации по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Указанный дом принадлежит на праве собственности её дяде - Н.. Своего жилья на территории Чувашской Республики и на территории Мариинско-Посадского района (города) Торина Е.А. не имеет. 19 января 2011 года она обратилась в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные законом (Порядком). 01 февраля 2011 года администрацией Мариинско-Посадского городского поселения было направлено письмо, в котором администрация по надуманным причинам фактически отказала в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилье. Торина Е.А. считает данный отказ необоснованным, незаконным. Своего жилья она не имеет, проживает временно у другого лица. Кроме того, общая площадь занимаемого жилого помещения не соответствует учетной норме жилой площади на 1 человека на территории Мариинско-Посадского района. Отказ Администрации со ссылкой на необходимость предоставления дополнительных справок (обновленного технического паспорта и правоустанавливающего документа) необоснован, формален, не основан на законе, поскольку все предусмотренные Порядком ведения учета граждан нуждающихся в жилых помещениях документы к заявлению были приложены.

В судебном заседании Торина Е.А. заявление поддержала.

Представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения Воронков А.Г. заявление не признал, указав, что фактически Ториной Е.А. не отказывали в постановке на учёт, ей предложили представить дополнительные документы. Кроме того, её совокупный доход скорее всего не позволит встать на учёт.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Торина Е.А. проживает и зарегистрирована в доме <адрес>. Собственником дома является Н.

19 января 2011г. Торина Е.А. обратилась в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

1 февраля 2011г. Ториной Е.А. направлено уведомление, в котором администрация Мариинско-Посадского городского поселения просит дополнительно представить дополнительные справки: технический паспорт на дом <адрес> и обновлённый технический паспорт на дом <адрес> и правоустанавливающий документ на дом.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст.ст. 51, 52, 54 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поскольку специальный порядок обжалования решения об отказе в постановке на учёт законом не предусмотрен, обжалование такого отказа рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Из объяснений Ториной Е.А. в судебном заседании следует, что ответ от 1 февраля 2011г. она получила в тот же день. С заявлением в суд она обратилась только 22 июля 2011г., то есть с пропуском срока на обращение в суд. В судебном заседании Торина Е.А. не смогла привести обстоятельств, которые не позволили ей по объективным причинам вовремя обратиться в суд с заявлением. В связи с этим в удовлетворении заявления о понуждении администрации Мариинско-Посадского городского поселения принять Торину Е.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня обращения с заявлением с 19 января 2011г. следует отказать.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита права допускается способами, установленными законом.

Законом не предусмотрена возможность, минуя процедуру постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в органах местного самоуправления, в судебном порядке признавать граждан нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма без признания незаконным отказа в постановке на учёт.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Ториной Е.А. в данном случае избран ненадлежащий способ защиты права, в удовлетворении её иска о признании нуждающейся в жилом помещении следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления Ториной Екатерины Алексеевны о признании её нуждающейся в жилом помещении и о понуждении администрации Мариинско-Посадского городского поселения принять её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня обращения с заявлением с 19 января 2011г. отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ