об обязании к совершению действий



Дело № 2-417-11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 октября 2011 года                                                                                   г. Мариинский Посад

Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Исачкиной М.В.,

с участием старшего помощника прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Каюкова А.М.,

представителя третьего лица - МОУ «Приволжская СОШ» директора Иванова О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании иск прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики об обязании к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обратился в суд с иском к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах несовершеннолетних граждан - учащихся МОУ «Приволжская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, с требованием о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей. В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ «Приволжская СОШ», расположенном по адресу: г. Мариинский Посад, ул. Чкалова, д.61 «Б». По указанным нарушениям прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений закона. Однако до настоящего времени устранены не все выявленные нарушения. Собственником образовательного учреждения является ответчик, на которого действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению соответствия образовательного учреждения требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако данную обязанность ответчик не выполняет. Бездействие администрации Мариинско-Посадского района ЧР влечет за собой нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к условиям обучения в образовательном учреждении и способствует снижению гарантий уровня безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан, обучающихся в данной школе. В связи с чем, прокурор района просит обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отопительные приборы (радиаторы), расположенные в учебных помещениях под оконными проемами, оградить съемными деревянными решетками и оборудовать регуляторами температуры; помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов оборудовать поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды; произвести ремонт кровли здания.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Каюков А.М. требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам и вновь привел их суду.

Ответчик администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о слушании дела, не обеспечил участие своего представителя в судебном заседании, представив суду заявление об отложении судебного заседания в виду занятости его представителя в судебном заседании в Первом Арбитражном апелляционном суде г. Владимира.

Из смысла ст.ст. 34, 35 и 54 ГПК РФ следует, что участие в судебном заседании по гражданскому делу является правом участвующих в деле лиц и их представителей, которым участники процесса в соответствии с отраженным в ст.ст. 3 и 12 ГПК РФ принципом диспозитивности вправе распоряжаться по своему усмотрению. Следовательно, по своему усмотрению распорядившись процессуальными правами стороны в гражданском деле, представитель ответчика избрал для себя приоритетным участие в другом судебном заседании. Кроме того, ответчик был вправе направить другого представителя для защиты своих интересов в суде.

В данной ситуации, признать уважительной причину неявки представителя ответчика в суд не представляется возможным, что в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица МОУ «Приволжская СОШ» Иванов О.А. исковые требования прокурора в части возложения обязанности поддержал, однако срок, в течение которого прокурор просит устранить нарушения посчитал недостаточным. Дополнительно пояснил, что устранить имеющиеся нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства самостоятельно МОУ «Приволжская СОШ» не может, ввиду того, что на их устранение требуются значительные финансовые затраты, которыми образовательное учреждение не располагает. Все средства, выделенные администрацией района, были направлены для обеспечения надлежащих условий для обучения, однако их не достаточно.

Представитель отдела районного отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц.

Выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что нарушение ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу безопасности несовершеннолетних граждан, обучающихся в образовательном учреждении, поэтому иск прокурора заявлен обоснованно.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 24 ФЗ «Об охране законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов.

Согласно ч.1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в МОУ «Приволжская ООШ» не соблюдаются требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Так, согласно представлению (л.д. 4-5) в ходе проведенной 25 января 2011 года прокуратурой района совместно с территориальным отделом Роспотребнадзора проверки в МОУ «Приволжская ООШ» выявлены нарушения требований законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в указанном образовательном учреждении, а именно в нарушение пунктов 2.5.1 и 2.3.23 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях»:

- отопительные приборы (радиаторы), расположенные в учебных помещениях под оконными проемами, не ограждены съемными деревянными решетками и не оборудованы регуляторами температуры;

- помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов не оборудовано поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды;

- кровля здания не отремонтирована (протекает).

В соответствии с п.п. 1, 3 ч.1 ст. 7 Устава Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, к вопросам местного значения Мариинско-Посадского района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета Мариинско-Посадского района и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Статьей 49 (ч.1) Устава Мариинско-Посадского района Чувашской Республики предусмотрено, что права собственника муниципального имущества Мариинско-Посадского района, если иное не предусмотрено законодательством и решениями Мариинско-Посадского районного Собрания депутатов, осуществляет администрация Мариинско-Посадского района.

Согласно Уставу образовательного учреждения МОУ «Приволжская ООШ» является некомемерческой организацией, финансируемой за счет средств местного бюджета Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, на основе сметы (п. 1.1.). Учредителем МОУ «Приволжская ООШ» является администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (п. 1.6). Имущество за Учреждением на праве оперативного управления закрепляется главой администрации Мариинско-Посадского района. Имущество учреждения является муниципальной собственностью Мариинско-Посадского района, переданной по акту приема-передачи. (5.1).

Таким образом, установлено, что собственником имущества образовательного учреждения МОУ «Приволжская СОШ», его учредителем и распорядителем бюджетных средств является ответчик - администрация Мариинско-Посадского района ЧР.

Соответственно на ответчике лежит обязанность по обеспечению содержания здания указанного образовательного учреждения в соответствии с требованиями и нормами, предусмотренными законом.

Неисполнение администрацией Мариинско-Посадского района ЧР возложенных на нее действующим законодательством обязанностей по обеспечению соответствия здания требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, является нарушением.

При таких обстоятельствах, учитывая, что невыполнение указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает небезопасные условия для неопределенного круга лиц, пребывающих в образовательном учреждении, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по устранению вышеуказанных нарушений.

В связи с тем, что для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, суд полагает целесообразным определить ответчику трехмесячный срок исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ «Приволжская ООШ» по ул. Чкалова д. 61 «Б» г. Мариинский Посад, а именно:

- отопительные приборы (радиаторы), расположенные в учебных помещениях под оконными проемами, оградить съемными деревянными решетками и оборудовать регуляторами температуры;

- помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов оборудовать поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды;

- произвести ремонт кровли здания.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

судья                                                                                                               И.В. Филимонова

Мотивированное решение составлено 12 октября 2011 года.