Дело № 2-424/2011 Решение именем Российской Федерации 15 декабря 2011 г. г. Мариинский Посад Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Мальчугина А.Н. при секретаре Крыловой Л.Г., с участием заместителя прокурора Мариинско-Посадского района Короткова И.Н., представителя администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Сергеевой К.В., представителя третьего лица Васильевой Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Семеновой Алле Владимировне, Ролдугину Анатолию Петровичу, ООО «Коммунальные технологии», Болдину Валерию Ивановичу, Михайловой Розе Аркадьевне о понуждении оформить право собственности на объекты культурного наследия, о понуждении оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия, о понуждении изготовить паспорта на объекты культурного наследия, расположенные на территории Мариинско-Посадского района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, установил: Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Семеновой Алле Владимировне, Ролдугину Анатолию Петровичу, ООО «Коммунальные технологии», Болдину Валерию Ивановичу, Михайловой Розе Аркадьевне о понуждении оформить охранные обязательства на объекты культурного наследия: <адрес> Чувашской Республики, <адрес> Чувашской Республики, <адрес> Чувашской Республики, <адрес> Чувашской Республики, <адрес> Чувашской Республики и о понуждении Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики изготовить паспорта на объекты культурного наследия, расположенные на территории Мариинско-Посадского района в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. Иск мотивирован тем, что на территории Мариинско-Посадского района Чувашской Республики расположено 67 объектов культурного наследия. Все они местного значения. В том числе: памятники градостроительства и архитектуры, в т. ч. культовые - 35, памятники истории - 8, памятники монументального искусства - 1, памятники археологии - 14. По сведениям администрации Мариинско-Посадского района техническое состояние объектов культурного наследия удовлетворительное. Частично утрачено 2 объекта, полностью утрачено 3 объекта. Охранные обязательства оформлены на 15 объектов культурного наследия, ещё на 2 объекта документы в стадии оформления. Перечень объектов культурного наследия утвержден Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 25.02.1974г. № 128 «Об утверждении списка памятников истории и культуры Чувашской АССР, подлежащих государственной охране» и Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990г. № 299 «О дополнении списка памятников истории и культуры местного АССР значения, подлежащих государственной охране». По сведениям администрации Мариинско-Посадского района паспорта объекта культурного наследия выданы только двум объектам культурного наследия. Это Свято-Троицкий собор и Церковь Казанской иконы Божией Матери. Оба объекта находятся в собственности Епархии. В нарушение требований законодательства меры по охране объектов культурного наследия администрацией Мариинско-Посадского района не приняты, а именно: охранные обязательства на большинство объектов культурного наследия не оформлены; паспорта объектов культурного наследия не составлены; не приняты меры по оформлению ограничений на использование объектов культурного наследия. В том числе не оформлены ограничения на объекты культурного наследия, находящегося в муниципальной собственности. Неисполнение Министерством культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики администрацией Мариинско-Посадского района обязанности по государственной охране объектов культурного наследия местного значения может привести к утере и уничтожению объектов культурного наследия. Несоблюдение требований законодательства по оформлению паспорта объекта культурного наследия нарушает права неопределенного круга лиц на сохранение и изучение объектов культурного наследия. В судебном заседании прокурор Коротков И.Н. поддержал требования, изложенные в иске. Представители Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, ГУП «Государственный центр по охране культурного наследия», ООО «Коммунальные технологии», Семенова А.В., Ролдугин А.П., Болдин В.И., Михайлова Р.А. в суд не явились, извещены надлежащим образом. Суд находит причины неявки неуважительными и рассматривает дело без их участия. Представитель администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Сергеева К.В. иск не признала, указав, что дома, на которые прокурор просит обязать оформить право собственности находятся в собственности физических лиц, администрация Мариинско-Посадского района не является надлежащим ответчиком. Представитель третьего лица Васильева Н.К. оставила удовлетворение иска на усмотрение суда, пояснив, что для исполнения Болдиным В.И. охранных обязательств необходимо восстановить границы земельного участка, на котором расположен <адрес>. Заслушав участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <адрес> Чувашской Республики находится в собственности Ролдугина А.П., <адрес> Чувашской Республики находится в собственности ООО «Коммунальные технологии», <адрес> Чувашской Республики находится в собственности Болдина В.И., <адрес> Чувашской Республики находится в собственности Михайловой Р.А. <адрес> Чувашской Республики находится в собственности Семёновой А.В., право собственности не зарегистрировано. Все указанные объекты отнесены к памятникам градостроительства и архитектуры местного значения постановлениями Совета Министров Чувашской АССР №128 от 25.02.1974г. и №299 от 23.10.1990г. В соответствии со ст.ст. 15, 21, 33, 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если предложения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по перечням объектов не поступили в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, Российская Федерация вправе: - в установленном порядке зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия, на которые не зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а также осуществлять пользование, владение и распоряжение указанными объектами, в том числе включение таких объектов в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности; - требовать государственной регистрации права собственности Российской Федерации в судебном порядке на объекты культурного наследия, на которые зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, если до 1 марта 2008 года соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование не оформили отказ от права собственности на указанные объекты. Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2008 г. № 224 уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в Чувашской Республике в соответствии с законодательством Российской Федерации определено Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики. Статьями 6, 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - выявленные объекты культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В соответствии со ст. 4 Федерального закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: - объекты культурного наследия федерального значения; - объекты культурного наследия регионального значения; - объекты культурного наследия местного (муниципального) значения. В соответствии со ст. 9.2. указанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения. Согласно ст. 9.3 федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относится государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Согласно ст. 21 федерального закона на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. В соответствии со ст. 48 указанного федерального закона при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; - местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Памятники истории и культуры, принятые на государственную охрану соответствующими нормативными правовыми актами Чувашской Республики, относятся к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения. Указанные в иске памятники истории и культуры приняты на государственную охрану постановлениями Совета Министров Чувашской АССР от 25.02.1974 № 128 «Об утверждении списка памятников истории и культуры Чувашской АССР, подлежащих государственной охране», Совета Министров Чувашской АССР от 23.10.1990 № 299 «О дополнении списка памятников истории и культуры местного АССР значения, подлежащих государственной охране», Совета Министров Чувашской Республики от 29.10.1993 № 372 «О дополнении Списка па мятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране». Доказательств передачи их в ведение Мариинско-Посадского района суду не представлено, следовательно, оформление охранных обязательств должно быть возложено на Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики. В силу изложенного иск прокурора в этой части подлежит удовлетворению к Министерству культуры и по делам национальностей Чувашской Республики. Из объяснений участвующих в деле лиц следует, что паспорта объектов культурного наследия на объекты, находящиеся в Мариинско-Посадском районе, оформлены не все. Оформление данных паспортов в силу закона является обязательным для органа охраны объектов культурного наследия, которым по памятникам архитектуры местного значения является администрация Мариинско-Посадского района. Финансирование данных мероприятий осуществляется Министерством культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики. Иск прокурора в этой части также подлежит удовлетворению к Министерству культуры и по делам национальностей Чувашской Республики. В удовлетворении иска к администрации Мариинско-Посадского района следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Министерство культуры по делам национальностей информационной политики и архивного дела Чувашской Республики оформить охранные обязательства на <адрес>. В удовлетворении иска прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о понуждении оформить охранные обязательства на <адрес> отказать. Обязать Министерство культуры по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики изготовить паспорта на все объекты культурного наследия, расположенные на территории Мариинско-Посадского района и включенные в реестр объектов культурного наследия, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении иска прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о понуждении изготовить паспорта на все объекты культурного наследия, расположенные на территории Мариинско-Посадского района и включенные в реестр объектов культурного наследия, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики. Председательствующий А.Н. Мальчугин мотивированное решение изготовлено 20.12.2011г.