о признании незаконным и отмене постановления, и об обязании восстановить. как участника Великой Отечественной войны, в очереди на улучшении жилищных условий



Дело № 2-41-12                                                                                                г. Мариинский Посад

                                                               Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

    

      13 февраля 2012 года Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего федерального судьи Д.Ф. Макашкина,

при секретаре судебного заседания Ильине А.А.,

с участием: заявителя Прытченковой Анны Васильевны;

представителя заявителя Прытченкова Геннадия Николаевича;

представителя администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Александрова Е. Н.

представителя заинтересованного лица - отдела социальной защиты населения Мариинско-Посадского района Львовой О. И.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прытченковой Анны Васильевны о признании незаконным и отмене п. 36 постановления главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики № 99 от 24 апреля 2006 года, и об обязании администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики восстановить её, как участника Великой Отечественной войны, в очереди на улучшении жилищных условий с 10 ноября 2002 года,

У С Т А Н О В И Л:

     Прытченкова А. В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене п. 36 постановления главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики № 99 от 24 апреля 2006 года, которым она исключена из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и об обязании администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики восстановить её, как участника Великой Отечественной войны, в очереди на улучшении жилищных условий с 10 ноября 2002 года.

       Заявитель Прытченкова А. В. поддержала своё заявление, и пояснила, что она со своим сыном Прытченковым Г. Н. проживает в <адрес>. Данный дом щитовой, построен ещё 1954 году, и признан ветхим домом ещё в 2000 году.

        Постановлением Мариинско-Посадской городской администрации № 196 от 10 ноября 2002 года, она как участница Великой Отечественной войны, была принята на учёт лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. После этого она жила в ожидании улучшении жилищных условий.

      Только в 2009 или в 2010 году она узнала, что её семья снята с очереди на улучшение жилищных условий, но её никто не вручил постановление администрации города об исключении её из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и никто ей не разъяснил, что она имеет право обжаловать данное постановление в суд.

        В заявлении неправильно написано, что о снятии её с учёта ей стало известно в 2006 году. Тогда ей об этом никто ничего не говорил. Только тогда, когда на основании Указа Президента участникам Великой Отечественной войны стали выдавать сертификаты на улучшение жилищных условий, ей сообщили, что она снята с учёта ещё в 2006 году.

      Жилой дом, в котором она проживает со своей семьёй до сих пор остаётся ветхим, никто этот дом не ремонтировал, не было в доме ни капитального ремонта, ни текущего ремонта.

       Считает, что её и членов её семьи незаконно в 2006 году сняли с очереди на улучшении жилищных условий, поскольку она проживает ветхом жилом доме, и она, как участник Великой Отечественной войны, на основании Федерального закона «О ветеранах» имеет право на улучшении жилищных условий за счёт государства. Она не утратила это право, после постановке её на учёт на улучшение жилищных условий, продолжает оставаться нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    В виду преклонного возраста, состояния здоровья, и по причине юридической неграмотности она не знала о существовании каких-либо сроков обжалования действий и решений органов местного самоуправления, и не знала, что она имеет право на обжалование в суд таких решений.

      Поэтому она просит признать уважительным пропуск срока обжалования, на этом основании восстановить ей срок обжалования постановления администрации городского поселения от 2006 года в части снятия её с очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обязать администрацию Мариинско-Посадского городского поселения восстановить её в очереди на улучшении жилищных условий со дня первоначальной постановки на учёт - с 10 ноября 2002 года.

      Представитель заявителя Прытченковой А. В. - Прытченков Г. Н. на судебном заседании поддержал доводы своей доверительницы, и просил удовлетворить её заявление по основаниям, изложенным в заявлении.

      Представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения Александров Е. Н. согласился с доводами заявителя <данные изъяты> и пояснил, что заявление Прытченковой А. В. о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, как участника Великой Отечественной войны с 2002 года и восстановлении её прав на получение свидетельства о социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства жилого дома администрация городского поселения оставляет на усмотрение суда и не возражает против восстановления её в очереди на улучшении жилищных условий с 2002 года.

     Представитель отдела социальной защиты населения Мариинско-Посадского района Львова О. И. поддержала заявление заявителя Прытченковой А. В., и просила восстановить её, как участника Великой Отечественной войны, в очереди на улучшении жилищных условий со дня первоначальной постановки её на учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку в 2006 году она необоснованно снята с этой очереди.      

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

      В силу п.п.3 п.1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

     Согласно справке№ 138 от 06 сентября 2002 года, выданной военным комиссаром Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Прытченкова Анна Васильевна, 1922 года рождения является участницей Великой Отечественной войны.

В деле также имеется удостоверение серии ВВ от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Прытченковой Анне Васильевне. Предъявитель удостоверения имеет право и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годы.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ , выданной администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, и из домовой книги на <данные изъяты>, видно, что Прытченкова А. В. зарегистрирована и проживает в <адрес> со своим сыном Прытченковым Г. Н., <данные изъяты>. и снохой <данные изъяты>.

Как видно из перечня домов Мариинско-Посадского ПОЖКХ, входящих в ветхий жилой фонд по состоянию на 1 мая 2000 года, утверждённой главой администрации г. Мариинский Посад, <данные изъяты> признан ветхим жилым домом.

      Согласно п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

        Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Прытченкова А. В., как участник Великой Отечественной войны, проживающая в ветхом жилом доме по адресу: <адрес>. обоснованно и на законных основаниях постановлением Мариинско-Посадской городской администрации от 10 ноября 2002 года № 196 была поставлена на учёт лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

                                                              - 2 -

       С момента постановки Прытченковой А. В. на учёт её жилищные условия не улучшились, она продолжает жить в этом же ветхом жилом помещении.

        Представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения Александров Е. Н. не предоставил суду подтверждающие его доводы о проведении в <адрес>, и об исключении этого дома из перечня ветхого жилого фонда.

      Не соответствует действительности указание в постановлении о том, что Прытченкова А. В. проживает в указанном жилом помещении одна.

      Как было установлено в ходе судебного разбирательства, вместе с Прытченковой А. В. в её квартире постоянно проживают её сын Прытченков Г. Н. и её сноха <данные изъяты>

       Поэтому в 2006 году у администрации Мариинско-Посадского поселения не было никаких оснований для снятия Прытченковой А. В.с учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Данный вывод суда подтверждается и заключением межведомственной комиссии от 05 июля 2011 года, которым жилое помещение Прытченковой А. В. - <адрес> признан непригодным для проживания в виду его ветхости.

     При таких обстоятельствах суд считает невозможным признать законным и обоснованным постановление администрации Мариинско-Посадского городского поселения от 24 апреля 2006 года в части снятия Прытченковой А. В. с учёта лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.

           На судебном заседании заявитель Прытченкова А. В. также просила восстановить ей срок обжалования постановления главы администрации Мариинско-Посадского городского поселения по тем основаниям, что в виду преклонного возраста - 90 лет, состояния здоровья, и по причине юридической неграмотности она не знала о существовании каких-либо сроков обжалования действий и решений органов местного самоуправления, и не знала, что она имеет право на обжалование в суд таких решений.

           Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

         Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

        Причина пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

       Анализируя указанную норму гражданско-процессуального закона, суд приходит к выводу, что пропуск трёхмесячного срока для обращения в суд без уважительных причин может стать основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении заявления.

      Соответственно в случае пропуска трёхмесячного срока по уважительным причинам данный срок может быть судом восстановлен и, признав пропуск срока уважительным, суд может вынести решение об удовлетворении заявление.

     Как видно из копии паспорта Прытченковой А.В., она родилась ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ ей исполнится 90 лет, и является инвалидом второй группы. На момент снятия её с учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Прытченковой А. В. исполнилось 84 года.

        Из объяснений Прытченковой А. В. видно, что о снятии её с учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий она узнала только в 2009 или 2010 году, и в виду юридической неграмотности она не знала о существовании каких-либо сроков обжалования действий и решений органа местного самоуправления, и не знала, что она имеет право на обжалование в суд таких решений.

       В постановлении администрации Мариинско-Посадского городского поселения от 24 апреля 2006 года о снятии с очереди граждан, состоящих на учёте получения жилья нет записи о разъяснении гражданам их прав об оспаривании в суде данного постановления, и нет записи о вручении заинтересованным лицам копии постановления.

       Представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения Александров Е. Н. не предоставил суду какие-либо доказательства, опровергающие доводы заявителя Прытченковой А. В. о не вручении ей копии постановления администрации о снятии её в 2006 году с учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

      Принимая во внимание данные обстоятельства, пропуск Прытченковой А. В. трёхмесячного срока обжалования решения органа местного самоуправления от 24 апреля 2006 года суд признаёт уважительным. Поэтому считает необходимым восстановить ей срок обжалования постановления администрации Мариинско-Посадского городского поселения от 24 апреля 2006 года № 99 в части снятия её с учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и удовлетворить её заявление в полном объёме.

          На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд

                                                   Р Е Ш И Л:

Заявление Прытченковой Анны Васильевны удовлетворить.

       Прытченковой Анне Васильевне восстановить трёхмесячный срок обжалования постановления администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской республики от 24 апреля 2006 года № 99.

         Признать незаконным и отменить п. 36 постановления администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики от 24 апреля 2006 года № 99, в части снятия Прытченковой А. В. с очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики восстановить участнику Великой Отечественной войны Прытченкову Анну Васильевну, <данные изъяты> восстановить в очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня первоначальной постановки её на учёт - с 10 ноября 2002 года

          Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его оглашения.

                                 Председательствующий:             Д. Ф. Макашкин

                        Копия верна: федеральный судья:                Д. Ф. Макашкин