Дело № 2-79/2012 Решение Именем Российской Федерации 23 апреля 2012 г. г. Мариинский Посад Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Мальчугина А.Н. при секретаре Крыловой Л.Г., с участием представителя истцов ФИО8, представителя ответчика ФИО10, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО3 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики о понуждении предоставить жилое помещение, по иску ФИО6 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики о понуждении предоставить жилое помещение, установил: ФИО1 B.C. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, ФИО5 Республики о обязании предоставить ему с составом семьи из одного человека вне очереди в течение трех месяцев благоустроенное отдельное жилое помещение по договору социального найма. Исковые требования мотивированы тем, что после уничтожения пожаром жилого <адрес>, в котором проживала его семья, их семье, состоящей из него, отца - ФИО2, брата - ФИО1, в декабре 2003 года было предоставлено временное жилье в муниципальном жилом доме, по адресу <адрес>, который по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Этот двухэтажный муниципальный жилой дом непригоден для проживания, печка развалилась, отапливать квартиру невозможно. В доме опасно жить, провисли и прогнили потолочные перекрытия, разбиты и частично отсутствуют дверные проемы. Указывая на то, что данное жилое помещение является непригодным для проживания, а также на отсутствие у него другого жилого помещения, и ссылаясь на п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, истец просил возложить на ответчиков обязанность по предоставлению ему с составом семьи из одного человека вне очереди в течение трех месяцев благоустроенное отдельное жилое помещение по договору социального найма. ФИО1 обратился в суд с аналогичным исковым заявлением, в котором, ссылаясь на эти же обстоятельства, просил возложить на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики обязанность по предоставлению ему с составом семьи один человека вне очереди в течение трех месяцев благоустроенное отдельное жилое помещение по договору социального найма. Определением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела, возбужденные по искам ФИО1 B.C. и ФИО1, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ истцами ФИО1 B.C. и ФИО1 в суд были поданы дополнения к своим исковым заявлениям, в которых они просили возложить на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики и ФИО5 Республики обязанность предоставить им вне очереди в течение трех месяцев благоустроенные отдельные жилые помещения по договорам социального найма: ФИО1 B.C. на семью из двух человек, включая его самого и его отца ФИО2, ФИО1 на семью из трех человек, включая его самого, его малолетнюю дочь ФИО4 и его супругу ФИО3. В дополнение к иску ФИО1 B.C. в качестве истцов были указаны сам ФИО1 B.C. и ФИО2, а подписано оно было только ФИО1 B.C. и его представителем ФИО8, при этом к нему не было приложено документов, подтверждающих наличие у них полномочий по подаче и подписанию искового заявления от имени ФИО2 В дополнение к иску ФИО1 в качестве истцов были указаны сам ФИО1 и ФИО3, а подписано оно было только ФИО1 B.C., действующим в своих интересах и интересах своей малолетней дочери ФИО4, и его представителем ФИО8, при этом к нему не было приложено документов, подтверждающих наличие у них полномочий по подаче и подписанию искового заявления от имени ФИО3 Указанные дополнения к исковым заявлениям были приняты к производству Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики в судебном заседании, состоявшемся по настоящему делу ДД.ММ.ГГГГ. Определением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление ФИО1 в интересах себя и несовершеннолетней ФИО4, ФИО3 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения, ФИО5 Республики о понуждении предоставить в течение трех месяцев благоустроенное жилое помещение, исковое заявление ФИО6, ФИО2 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения, ФИО5 Республики о понуждении предоставить в течение трех месяцев благоустроенное жилое помещение оставлено без рассмотрения. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ определение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в части оставления без рассмотрения искового заявления ФИО1 в интересах себя и несовершеннолетней ФИО4 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения, ФИО5 Республики о понуждении предоставить в течение трех месяцев благоустроенное жилое помещение на него и его несовершеннолетнюю дочь ФИО4, и искового заявления ФИО6 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения, ФИО5 Республики о понуждении предоставить ему одному в течение трех месяцев благоустроенное жилое помещение отменено, дело в указанной части направлено на рассмотрение по существу в тот же суд. ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 и ФИО3 представил в суд заявление ФИО1 и ФИО3 в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, ФИО5 Республики о понуждении предоставить с составом семьи три человека вне очереди, в течение трех месяцев благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В судебное заседание ФИО1, ФИО3, ФИО6 не явились, их представитель ФИО8 исковые требования поддержал, объяснив следующее. Основания исковых заявлений ФИО1, ФИО3, ФИО6 следует понимать таким образом, что истцы нуждаются в предоставлении им жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что они утратили единственное жилье в 1999г. вследствие пожара, произошедшего в <адрес> жилое помещение им не было предоставлено. Квартира № <адрес> им не предоставлялась на каком-либо праве, они там только зарегистрировались, но не проживали, так как проживать там невозможно. ФИО1 и ФИО6 в настоящее время представляют из себя разные семьи. ФИО4 проживает в другом месте, это место ФИО8 не известно. ФИО3 зарегистрирована в квартире матери ФИО9 Эта квартира не приватизирована, поэтому ФИО3 права на нее не имеет, она не должна учитываться при предоставлении жилого помещения семье ФИО1. То обстоятельство, что истцы на момент пожара проживали в <адрес>, и это помещение для них являлось единственным, подтверждается постановлением Мариинско-Посадской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что ФИО2 проживает с семьей из трех человек, включая ФИО6 и ФИО1 в <адрес>, который на то момент сгорел. Представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения ФИО10 иск не признал, указав, что <адрес> является домом блокированной застройки, в связи с чем в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления не обязан предоставлять гражданам, проживающим в таких домах, жилые помещения по договорам социального найма. <адрес> в установленном порядке ветхим не признан, его нет в Приложении к Постановлению ФИО5 Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканской целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008 - 2012 годы» - «Перечне многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ В установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации». Какими-либо документами, подтверждающими то обстоятельство, что администрация Мариинско-Посадского городского поселения предоставило истцам <адрес> на каком-либо праве, администрация Мариинско-Посадского городского поселения не располагает. Представитель Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ФИО11, представляя интересы ФИО5 Республики, в суд не явился, представив заявление о рассмотрении дела без его участия. Иск не признал, указав следующее. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома по установленным требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании жилого помещения жилым помещением пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции». Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с республиканской целевой программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008 - 2012 годы участниками программы, получающими финансовую поддержку за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), могут быть муниципальные образования, которые выполнили условия, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Положениями республиканской целевой программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований ежегодно уточняют и формируют перечни жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В рамках республиканской программы переселяются граждане, проживающие в многоквартирных домах (две и более квартиры), не отнесенные к домам блокированной застройки, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа. При этом многоквартирные дома, признанные с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, могут быть включены в республиканскую программу только в случае отсутствия на территории муниципального образования, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, либо в случаях, если все такие многоквартирные дома, расположенные на территории данного муниципального образования, включены в республиканскую программу и (или) если правовыми актами муниципального образования либо республиканской программой предусмотрено финансирование переселения граждан из таких многоквартирных домов за счет бюджетных средств и (или) иных источников. По информации администрации <адрес> не включен в реестр аварийных многоквартирных домов и в перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008-2012 годы, так как от собственника вышеуказанного жилого помещения заявления в межведомственную комиссию на проведение оценки соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям не поступало. Кроме того, по информации МУП БТИ «Техиндом» <адрес>, № по <адрес> относится к жилому дому блокированной застройки, соответственно семью ФИО1 в рамках республиканской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2008 - 2012 годы переселить не представляется возможным. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам органов местного самоуправления. Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В силу ст.ст. 49, 51 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, или имеющим право состоять на данном учете (ст. 89 Жилищного кодекса РФ). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения. В силу ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При распределении между сторонами бремени доказывания суд исходит из того, что в соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. При этом с заявлениями о принятии на учет гражданами должны быть представлены документы, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, обязанность доказать то обстоятельство, что ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО6 нуждаются в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, лежит на них. В ходе рассмотрения дела судом представителю истцов неоднократно предлагалось представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые истцы ссылаются в качестве основания иска. В частности, истцам предлагалось представить доказательства того, что они проживали в муниципальном <адрес>, какова была площадь этого помещения, что им после пожара, произошедшем в данном доме, была предоставлена <адрес>, а также того, что в настоящее время данный дом непригоден для проживания, а также не подлежит ремонту или реконструкции. В связи с этим рассмотрение дела неоднократно откладывалось. Таких доказательств суду не представлено. Из текста доверенностей, выданных ФИО8 видно, что ФИО1, ФИО6 в настоящее время зарегистрированы в <адрес>. Из пояснений участвующих в деле лиц следует, что <адрес>, в которой зарегистрированы ФИО1 и ФИО6, им в установленном порядке не предоставлялась на каком-либо праве. В качестве доказательства того, что ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО6 проживали в <адрес> суду представлено постановление Мариинско-Посадской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что ФИО2, не являющийся стороной настоящего спора, проживает один в <адрес> и занимает помещение площадью 21,5 кв.м. Документов, указывающих на то, что <адрес> был уничтожен пожаром, и то, что истцы на момент пожара проживали в этом доме по договору социального найма или на ином самостоятельном праве суду не представлено. В справке ОГПН <адрес> ГУ МЧС России по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) указывается лишь, что в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был пожар. Таким образом, истцы не доказали обстоятельства, указанные в исковом заявлении в качестве основания иска, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении иска ФИО1 в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4, ФИО3 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, ФИО5 Республики о понуждении предоставить с составом семьи три человека вне очереди, в течение трех месяцев благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказать. В удовлетворении иска ФИО6 к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, ФИО5 Республики о понуждении предоставить с составом семьи один человек вне очереди, в течение трех месяцев благоустроенное жилое помещение по договору социального найма отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: А.Н. Мальчугин мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ