Дело № 2-231/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 мая 2012 года г. Мариинский Посад Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Николаевой Л.И., с участием истицы Верновой В.И. и её представителя по доверенности Вернова И.И., представителя ответчика - администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, главы Назарова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Верновой Валентины Ивановны к администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и возложении обязанности принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, установил: Вернова В.И. обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, в котором просила признать незаконным и отменить постановление главы администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Октябрьского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны. Заявление мотивировано тем, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и имеет права на установленные законом социальные льготы, что подтверждается выданным ей удостоверением. ДД.ММ.ГГГГ с целью реализации своего права на обеспечение жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» Вернова В.И. обратилась в администрацию Октябрьского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии на учет ей было отказано на основании заключения о признании её дома пригодным для постоянного проживания. Не согласившись с данным отказом, она обратилась в Торгово-промышленную палату Чувашской Республики, с целью проведения независимой экспертизы на предмет пригодности её дома для проживания. По заключению экспертной комиссии дом не пригоден для проживания, его физический износ составляет 80%. Жилье на льготных условиях ей предоставлялось. Поэтому считает, что её право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем ответчиком нарушено. В судебном заседании истица Вернова В.И. и её представитель по доверенности Вернов И.И. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, и вновь привели их суду. Представитель ответчика глава администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Назаров С.М. в судебном заседании не возражал в удовлетворении исковых требований и пояснил, что истица действительно относится к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку, в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Своим правом она не пользовалась. Постановление об отказе в принятии Верновой В.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было вынесено на основании заключения межведомственной комиссии о пригодности её дома для проживания. На момент вынесения оспариваемого постановления заключение независимой эксперты еще не было получено. Члены межведомственной комиссии не являются экспертами, обладающими специальными познаниями, и не имеют специальных измерительных приборов, необходимых при обследовании. В связи с чем, при осмотре дома они исходили из внешнего осмотра дома и руководствовались указанными в техническом паспорте сведениями о физическом износе дома, поэтому заключение экспертов Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики он не оспаривает. Изучив материалы дела, выслушав доводы истицы и её представителя, суд приходит к следующему. В силу п.п.4 п.1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с названным Законом меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка. Установлено, что Вернова Валентина Ивановна является супругой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО, о чем имеёт удостоверение серии А № от ДД.ММ.ГГГГ. Предъявитель данного удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен умершего инвалида и участника Великой Отечественной войны. Факт брачных отношений между Верновой Валентиной Ивановной и ФИО установлен решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. Вернова В.И. в повторный брак не вступала. Из справки № ОСиПО/23 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом военного комиссариата Чувашской Республики по Чебоксарскому и <адрес>м, следует, что ФИО являлся участником Великой Отечественной войны, был в действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В силу закона, условием для постановки члена семьи участника Великой Отечественной войны на учет на улучшение жилищных условий является его нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства. Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Порядок и требования для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. 52, 53 ЖК РФ. В соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (ч.2 ст. 57 ЖК РФ). В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в частности к таким основаниям относятся ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Процент физического износа жилых зданий, отнесенных к ветхим, устанавливает Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда, утвержденное приказом Госстроя РФ МДК 2-04.2004. К ветхим отнесены здания с физическим износом свыше 65% для деревянных домов и свыше 70 % для каменных домов. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания. Судом установлено и из материалов дела следует, что заявитель Вернова Валентина Ивановна зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в д. Большое Аккозино <адрес> Чувашской Республики одна. Указанный жилой дом принадлежит ей на праве собственности. Других жилых помещений за заявителем не зарегистрировано. Сведений о том, что Вернова В.И. ранее пользовалась мерами социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в деле не имеется. ДД.ММ.ГГГГ заявитель Вернова В.И. обратилась с заявлением в администрацию Октябрьского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Постановлением главы Октябрьского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, без указания мотивов принятого решения. Основанием для обращения истицы с заявлением послужило отсутствие жилья, пригодного для проживания. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом истицы был признан пригодным для проживания. Между тем, согласно акту экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ физический износ жилого дома Верновой В.И. составляет 80%. Дом не является пригодным для проживания. Отсутствие систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, канализации и водостоков, вентиляции не соответствует п. 4.4 СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные». У суда не имеется оснований сомневаться в вышеизложенных выводах экспертов, поскольку экспертиза проведена с соблюдением установленного порядка экспертами, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности. Кроме того, данное заключение экспертов Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики ответчиком не оспаривалось. Поскольку единственное жилое помещение истицы не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, следовательно, имеются основания для признания истицы нуждающейся в жилом помещении. При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление не может быть признано законным и подлежит отмене. Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Вернова В.И. имеет право на меру социальной поддержки, установленную п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, исковые требования Верновой В.И. обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление Верновой Валентины Ивановны к администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление главы администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Вернову Валентину Ивановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую в <адрес> д. Большое Аккозино <адрес> Чувашской Республики. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения. Председательствующий И.В. Филимонова