о включении в общий трудовой стаж периодов работы во время войны



Дело № 2-131-11 г. Мариинский Посад

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего председателя суда Д. Ф. Макашкина,

при секретаре Красильникове М. А.,

с участием: истицы Гойко Тамары Ильиничны,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Мариинско-Посадском районе Карповой Е. К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гойко Тамары Ильиничны к Управлению пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе о включении в его трудовой стаж периодов работы в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского во время Великой Отечественной войны с 1943 по 1945 годы, и после войны в 1946 году,

УСТАНОВИЛ:

Гойко Т. И. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе о включении в её трудовой стаж периодов её работы в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района во время Великой отечественной войны - с 1943 по 1945 годы и после войны в 1946 по тем основаниям, что установление трудового стажа ей необходимо для установления надбавок к пенсии по старости, как труженику тыла.

На судебном заседании истица Гойко Т. И. поддержала своё исковое заявление и пояснила, что она родилась в <данные изъяты>, и в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, она вместе с матерью начала работать в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района,

В колхозе она работала вместе со своими сверстниками. Однако из них в живых остались только В., С., остальные жители д. Тинсарино, которые вместе с ней работала в колхозе «Молния» во время войны, уже умерли.

В колхозе они работали во время летних каникул с 1 июня по 31 августа, и выполняли разные виды сельскохозяйственных работ, пропалывали грядки помидор огурцов, капусты. С речки в вёдрах таскали воду и поливали грядки. Также работали на заготовке кормов, на уборке урожая, на току вручную молотили зерно.

30 ноября 2010 года она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе с заявлением о включении в её трудовой стаж периоды работы в колхозе «Молния» во время Великой отечественной войны с 1943 по 1945 года и после войны в 1946 году. Однако в Управлении пенсионного фонда ей отказали включить в её трудовой стаж эти периоды работы в колхозе «Молния».

О том, что она в годы войны с 1943 по 1946 годы и послевоенные годы работала в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района могут подтвердить свидетели С. и В., проживающие в д. Тинсарино Мариинско-Посадского района, и работавшие вместе с ней в годы войны в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района.

Поэтому она просит включить в её трудовой стаж периоды её работы в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района во время летних каникул с 1 июня по 31 августа 1943 года, с 1 июня по 31 августа 1944 года, с 1 июня по 31 августа 1945 года, с 1 июня по 31 августа 1946 года в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района.

Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе Карпова Е. К. исковое заявление Гойко Т. И. не признала, и пояснила следующее.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, при оценке свидетельских показаний и установление на их основании периодов работы в колхозе в подростковом возрасте могут засчитываться периоды работы не ранее чем общеустановленного трудоспособного возраста - с 16 лет. Исключение из общего правила, подтверждение трудового стажа в годы Великой Отечественной войны и исключительно в целях приобретения права на повышение пенсии в соответствии с п. «ж» ст. 110 от 20 ноября 1990 года установлено ли для несовершеннолетних граждан, работавших в годы Великой Отечественной войны во время летних каникул. Указанным гражданам в соответствии с Указом Президента РФ от 10 декабря 1993 года, работа в годы Великой отечественной войны в общий трудовой стаж засчитывается с 12 лет.

Из пенсионного дела Гойко Т. И. видно, что ей 12 лет исполнилось только 17 марта 1943 года. Также согласно справке, выданной ТОО «Дубовское» Мариинско-Посадского района № 19, от 10 апреля 1995 года, архивные документы бывшего колхоза «Молния» д. Тинсарино Мариинско-Посадского района с 1941 по 1947 годы в архиве не сохранились. Поэтому комиссия по пенсионным вопросам Управления пенсионного фонда правомерно отказала Гойко Т. И. в установлении стажа работы в бывшем колхозе «Молния» с 1941 по 1947 годы.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения. Места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определённого возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.

Право на пенсию у Гойко Т.И. возникло по достижению ею 55-летнего возраста в 1988 году, то есть в период действия Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Данный закон для включения периодов трудовой деятельности в трудовой стаж и назначения пенсии, не предусматривает условия достижения определённого возраста, с которого начинается трудовая деятельность.

В соответствии со ст. 89 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору.

В статье 97 указанного закона предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.

Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 1073 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при подсчёте страхового стажа периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи стихийным бедствиям и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе на основании свидетельских показаний, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. п.29, 30 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, подтверждение стажа допускается на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Доводы истицы Гойко Т. И. о её трудоучастии в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства.

Из списка колхозников колхоза «Молния» Мариинско-Посадского района видно, что Гойко Т. И., <данные изъяты>, является членом колхоза «Молния» по д. Тинсарино Мариинско-Посадского района, и за 1941 и 1942 годы имеются записи о её трудоучастии в этом колхозе «Молния».

Согласно справке № 63 от 8 февраля 1993 года Гойко Тамара Ильинична действительно работала в колхозе «Молния Мариинско-Посадского района в 1941 году выработала 9 трудодней, а в 1942 году выработала 32 трудодня

В трудовой книжке свидетеля Гойко Т. И. имеется запись о том, что её трудовой стаж работы в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района согласно акту комиссии по установлению трудового стажа, утверждённого решением исполкома Мариинско-Посадского районного Совета народных депутатов Чувашской АССР от 5 марта 1965 года, составляет 18 лет 4 месяца 15 дней.

Из справки № 199 от 24 марта 1993 года, выданной СХПК «Дубовский» Мариинско-Посадского района, видно, что архивные документы бывшего колхоза «Молния» д. Тинсарино за 1943, 1944, 1945 годы не сохранились и на хранение в архив не сданы.

Таким образом, документы истицы Гойко Т. И., подтверждающие её работу в эти годы в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района, отсутствуют, и в связи с чем их невозможно получить.

В целях подтверждения доводов истицы Гойко Т. И. о её трудоучастии в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района в годы Великой Отечественной войны допрошены свидетели С. и В., которые документально подтвердили о своей работе в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района в годы Великой отечественной войны и послевоенный период.

Из показаний указанных свидетелей видно, что, они являются постоянными жителями д. Тинсарино Мариинско-Посадского района и хорошо знают Гойко Т. И., которая вместе с ними в годы Великой Отечественной войны, начиная с 1941 года, во время летних каникул с 1 июня по 31 августа постоянно работала в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района.

Факт трудоучастия свидетелей С. и В. в годы Великой Отечественной войны в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами.

Так из списка колхозников колхоза «Молния» Мариинско-Посадского района видно, что свидетель В. является членом колхоза «Молния» Мариинско-Посадского района.

В деле имеется копия решения Мариинско-Посадского районного суда от 28 января 2006 года. Из данного решения видно, что судом установлен факт трудоучастия свидетеля В. в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района во время летних каникул с 1 июня по 31 августа 1942 года, с 1 июня по 31 августа 1942 года, с 1 июня по 31 августа 1943 года, с 1 июня по 31 августа 1944 года, и эти периоды работы В. в годы Великой отечественной войны на основании решения суда включены в его общий трудовой стаж.

Из пенсионного дела свидетеля С. видно, что свидетельскими показаниями установлено её трудоучастие в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района в 1943, 1944, 1945 годах.

Проанализировав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что Гойко Т. И.. в годы Великой Отечественной войны, во время летних каникул в 1943, 1944, 1945 годах, и после войны с 1 июня по 31 августа 1946 года, действительно работала рядовой колхозницей в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района.

Поэтому суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Гойко Т. И. и обязать ответчика включить в её трудовой стаж периоды его работы в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района во время летних каникул в годы Великой Отечественной войны и после вой войны - в 1946 году.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, районный суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Гойко Тамары Ильиничны к Управлению пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе удовлетворить.

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Мариинско-Посадском районе включить в общий трудовой стаж Гойко Тамары Ильиничны, <данные изъяты> периоды её работы в колхозе «Молния» Мариинско-Посадского района в годы Великой Отечественной войны, во время летних каникул - с 1 июня по 31 августа 1943 года, с 1 июня по 31 августа 1944 года, с 1 июня по 31 августа 1945 года, после войны - с 1 июня по 31 августа 1946 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий: Д. Ф. Макашкин

Копия верна: председатель суда: Д. Ф. Макашкин