Решение по иску прокурора о признании незаконными действий ЗАО `Дружба`



Дело № 2-425/2010 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2010 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тишковец О.И.

при секретаре Базыловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Дружба» о признании действий по добыче подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873, расположенных на территории Марьяновского района Омской области без специального разрешения (лицензии) незаконной, о возложении обязанности на ЗАО «Дружба» приостановить добычу подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873 до получения специального разрешения (лицензии), взыскании государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Дружба» о признании действий по добыче подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873, расположенных на территории Марьяновского района Омской области без специального разрешения (лицензии) незаконной, о возложении обязанности на ЗАО «Дружба» приостановить добычу подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873 до получения специального разрешения (лицензии), взыскании государственной пошлины.

В обоснование иска прокурор указал, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о недрах в деятельности ЗАО «Дружба» Марьяновского района Омской области.

В ходе проверки установлено, что с 2002 года ЗАО «Дружба» осуществляет добычу подземной воды из 5 водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин, расположенных в д. Старая Шараповка (скважина № 54-875), д. Новая Шараповка (скважины № № 54-878, 35-880), д. Александровка (скважина № 27-879), д. Петровка (скважина № 47-873) Марьяновского района Омской области.

Вышеуказанные скважины числятся на балансе ЗАО «Дружба», имеют паспорта и являются действующими.

Добываемая подземная вода используется ЗАО «Дружба» для бытовых и хозяйственных нужд (в основном - для поения скота).

В соответствии со ст. 1.2, 7, 11 Закона РФ «О недрах» недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода на основании выданной лицензии.

Вышеуказанные требования закона ЗАО «Дружба» нарушены.

Добыча воды из водозаборных скважин осуществляется ЗАО «Дружба» самовольно, без лицензии на право пользования недрами, что подтверждается объяснением директора ЗАО «Дружба» Равве Д.Э. от 24.03.2010 года, информацией Управления по недропользованию по Омской области от 23.04.2010 года.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ «О недрах» самовольное пользование недрами является нарушением закона.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; достоверный учет извлекаемых запасов полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения.

Вышеуказанные требования закона соблюдается ЗАО «Дружба» не в полном объеме. Приборы учета воды на скважинах не установлены. Мониторинг подземных вод не проводится.

Таким образом, ЗАО «Дружба», осуществляя самовольную добычу подземных вод, нарушает требования природоохранного законодательства РФ в области недропользования, которое может повлечь истощение водных подземных ресурсов и иные негативные последствия, в том числе и загрязнение подземных вод, что в будущем может негативно отразиться на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении и прекращении деятельности юридических или физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.

Контроль за пресечением самовольного использования подземных вод входит в компетенцию Управления Росприроднадзора по Омской области, а полномочия по выдаче, оформлению и регистрации лицензий - в компетенцию Управления по недропользованию по Омской области, в связи с этим Управление Росприроднадзора по Омской области и Управление по недропользованию по Омской области являются по данному иску третьими лицами.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов.

В связи с тем, что водозаборные (разведочно-эксплуатационные) скважины №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873 расположены на территории Марьяновского района Омской области, данное исковое заявление направляется для рассмотрения в Марьяновский районный суд Омской области.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

В судебное заседание представитель ответчика ЗАО «Дружба» не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства судебной повесткой с уведомлением, о причинах неявки не сообщил и не просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Кудрявцев С.С. согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Гражданское дело рассмотрено в порядке заочного производства.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Кудрявцев С.С., действующий на основании доверенности от 07.07.2010 года, исковое заявление Омского межрайонного природоохранного прокурора поддержал и в судебном заседании уточнил, просил признать действия ЗАО «Дружба» по добыче подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873, расположенных на территории Марьяновского района Омской области без специального разрешения (лицензии) незаконными и обязать ЗАО «Дружба» приостановить добычу подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873 до переоформления специального разрешения (лицензии). Суду пояснил, что с 2002 года ЗАО «Дружба» осуществляет добычу подземной воды из 5 водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин, расположенных в д. Старая Шараповка (скважина № 54-875), д. Новая Шараповка (скважины № № 54-878, 35-880), д. Александровка (скважина № 27-879), д. Петровка (скважина № 47-873) Марьяновского района Омской области. Вышеуказанные скважины числятся на балансе ЗАО «Дружба», имеют паспорта и являются действующими. Добываемая подземная вода используется ЗАО «Дружба» для бытовых и хозяйственных нужд (в основном - для поения скота). Между тем, добыча воды из водозаборных скважин осуществляется ЗАО «Дружба» самовольно, без лицензии на право пользования недрами, что подтверждается объяснением директора ЗАО «Дружба» Равве Д.Э. от 24.03.2010 года, информацией Управления по недропользованию по Омской области от 23.04.2010 года. Приборы учета воды на скважинах не установлены. Мониторинг подземных вод не проводится. Вышеуказанное противоречит требованиям закона.

Третье лицо, представитель Управления Росприроднадзора по Омской области, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Третье лицо, представитель Управления по недропользованию по Омской области Фалалеев Н.К., надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, согласно заявления от 05.07.2010 года просит дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Выслушав представителя истца, рассмотрев материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ст. 15 ч. 2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из материалов дела судом установлено.

Согласно п.п. 1.1., 1.2 Устава ЗАО «Дружба» является юридическим лицом. Общество создано путем преобразования колхоза «Дружба» и является его правопреемником.

В соответствии с п.п. 3.1., 3.3 Устава ЗАО «Дружба» целью общества является извлечение прибыли. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно Инвентарных карточек учета объекта основных средств Артизианские скважины №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873 числятся на балансе ЗАО «Дружба» (л.д.31-35).

В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

Из объяснения директора ЗАО «Дружба» Равве Д.Э. усматривается, что лицензии на недропользование у ЗАО «Дружба» нет, есть лицензия на право пользования недрами АОЗТ «Дружба» сроком до 30.04.2017 года. В настоящее время ЗАО «Дружба» подготавливает пакет документов для переоформления лицензии на недропользование.

Согласно запроса Управлению по недропользованию по Омской области от 21.04.2010 года № 7-14-797-10 Омский межрайонный природоохранный прокурор просит направить информацию о наличии лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземной воды у ЗАО «Дружба» (л.д.40).

Из письма Управления по недропользованию по Омской области от 23.04.2010 года № 02-12/308 следует, что ЗАО «Дружба» лицензий на право пользования недрами не имеет, но получило в Омскнедра перечень документов, необходимых для получения лицензии (л.д.39).

Постановлением № Н-114 о назначении административного наказания от 07 апреля 2010 года (л.д.44-46) должностное лицо - директор ЗАО «Дружба» Равве Д.Э. признан виновным в нарушениях, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Согласно ст. 1. Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

В соответствии со ст. 8. Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 4 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе земли, недра, почвы, а также поверхностные и подземные воды.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 "О недрах" закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.

Согласно ст. 1.2. Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

В силу п.3 ст. 9. Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно ст. 9. Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ст. 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование (на основании лицензии) и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. 11 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с п. 2.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами (утв. постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1) недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Согласно п. 2.2. Положения о порядке лицензирования пользования недрами (утв. постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1) предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на Геолком России и его территориальные подразделения.

В силу статьи 17.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаи реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.

Административный регламент права пользования участками недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315 определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

Пунктом 61 вышеуказанного Административного регламента предусмотрено, что государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, расположение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в случае, в том числе, при реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы.

Из Объяснения начальника Управления по недропользованию по Омской области Максимова А.П. от 15.06.2010 года следует, что 25.03.2010 года ЗАО «Дружба» обращалось в Омскнедра за консультацией по лицензированию. На настоящий момент заявочный пакет документов на оформление лицензии на право пользования недрами от ЗАО «Дружба» в Омскнедра не представлен (л.д. 63).

Доказательств отказа в переоформлении лицензии на пользование участком недр ответчиком в суд не представлено.

В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды (в том числе вследствие несоблюдения установленного порядка пользования недрами) влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, при этом такие действия направлены на защиту прав и интересов государства и граждан Российской Федерации.

Таким образом, суд пришел к выводу, что действия ЗАО «Дружба» по добыче подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин являются незаконными.

На основании вышеизложенного суд считает, что уточненные требования Омского межрайонного природоохранного прокурора о признании действий ЗАО «Дружба» по добыче подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873, расположенных на территории Марьяновского района Омской области без специального разрешения (лицензии) незаконной, о возложении обязанности на ЗАО «Дружба» приостановить добычу подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873 до переоформления специального разрешения (лицензии) подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ЗАО «Дружба» о признании действий по добыче подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873, расположенных на территории Марьяновского района Омской области без специального разрешения (лицензии) незаконной, о возложении обязанности на ЗАО «Дружба» приостановить добычу подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873 до переоформления специального разрешения (лицензии), взыскании государственной пошлины удовлетворить.

Признать действия ЗАО «Дружба» по добыче подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873, расположенных на территории Марьяновского района Омской области без специального разрешения (лицензии) незаконными.

Обязать ЗАО «Дружба» приостановить добычу подземной воды из водозаборных (разведочно-эксплуатационных) скважин №№54-875, 54-878, 35-880, 27-879, 47-873 до переоформления специального разрешения (лицензии).

Взыскать с ЗАО «Дружба» государственную пошлину в размере 4 000 рублей в бюджет Марьяновского муниципального района Омской области.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий О.И. Тишковец