Решение о признании незаконным бездействие по постановке объекта на учет



Дело № 2-626/ 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тишковец О.И.

при секретаре Базыловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Марьяновского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района по непринятию мер заявительного порядка по постановке на учёт бесхозяйного объекта (водозаборной (разведочно-эксплуатационной) скважины, расположенной в <адрес>), в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и обязании совершить действия заявительного характера по постановке на учёт,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района по непринятию мер заявительного порядка по постановке на учёт бесхозяйного объекта (водозаборной (разведочно-эксплуатационной) скважины, расположенной в <адрес>), в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и обязании совершить действия заявительного характера по постановке на учёт.

В обосновании заявления указал, что в соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.5 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003 года принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправлении, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

При этом на основании п.7 названного Положения документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества не были зарегистрированы.

В ходе проверки установлено, что Администрацией Степнинского сельского поселения, указанные требования законодательства в полном объёме не соблюдаются.

Так, на территории Степнинского сельского поселения в <адрес> находится действующая водозаборная (разведочно-эксплуатационная скважина, которой осуществляется добыча подземной воды. Устье данной скважины не расположено в павильоне, закрываемом на замок, не оборудована системой приборов, позволяющих регистрировать её дебит и уровень, кроме того, водозаборная скважина не загерметизирован должным образом, ограждение территории первого пояса скважины отсутствуют.

Ранее указанная скважина находилась на балансе ОАО «Искра» для использования в хозяйственной деятельности в агропромышленной сфере и которое согласно информации межрайонной инспекции ФНС № 11 по Омской области ликвидировано вследствие банкротства 04.08.2008 года. В настоящее время собственник скважины не известен по сведениям Росприроднадзора по Омской области.

В связи с тем, что водозаборная скважина является бесхозяйной, предъявить требования об устранении данных нарушений не представляется возможным, несмотря на то, что указанные нарушения в области недропользования, могут повлечь истощение водных подземных

В судебном заседании старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Кудрявцев С.С. требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель органа местного самоуправления, чьи действия обжалуются - Глава администрации Степнинского сельского поселения - Глава сельского поселения Раковский А.С. с требованиями прокурора согласен. В суде пояснил, что данная скважина находится в 30 метрах от котельной <адрес>, ею пользовалось ОАО «Искра», которое ликвидировано и в настоящее время скважиной пользуется ООО «Золотая Нива». Он не знал, что скважина бесхозяйная, а когда получил исковое заявление прокурора, то обращался в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, чтобы поставить скважину на учёт, но там сказали, что для этого необходим технический паспорт. В бюджете поселения не предусмотрены денежные средства для оплаты изготовления технического паспорта скважины и постановки её на учёт как бесхозяйное имущество. Для выделения денежных средств из районного бюджета необходимо решение Совета муниципального района.

Выслушав старшего помощника прокурора Марьяновского района Кудрявцева С.С. и Главу Степнинского сельского поселения Раковского А.С., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление прокурора Марьяновского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Степнинского сельского поселения подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности.

Согласно ст. 4 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе земли, недра, почвы, а также поверхностные и подземные воды.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 15 ч. 2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Способы защиты гражданских прав осуществляются способами, установленными ст.12 ГК РФ.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; достоверный учет извлекаемых запасов полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 "О недрах" закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.

Согласно ст. 1.2. Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью

В силу ст. 6 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 13 ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", п.п. 1,4 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года N 400, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и в области использования и охраны недр, наделены правом обращения в суд с такими требованиями в интересах государства или граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 1. Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

В соответствии со ст. 8. Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу п.3 ст. 9. Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно ст. 9. Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ст. 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование (на основании лицензии) и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. 11 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с п. 2.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами (утв. постановлениемВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1) недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Согласно п. 2.2. Положения о порядке лицензирования пользования недрами (утв. постановлениемВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1) предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на Геолком России и его территориальные подразделения.

В силу статьи 17.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случаи реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Административный регламент права пользования участками недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 года № 315 определяет последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

Пунктом 61 вышеуказанного Административного регламента предусмотрено, что государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, расположение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в случае, в том числе, при реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы.

В материалах дела имеется копия лицензии на право пользования недрами серии ОМС №, выданная ФГУ «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Омской области» Открытому акционерному обществу «Искра» с целевым назначением и видами работ: добыча технических подземных вод технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов из водоносных песков олигоценовых отложений Журавской (1 скв.), черталинской (6 скв) свит на Степном участке недр. Участок недр расположен в с.с. <адрес>, <адрес>. Право на пользование земельными участками получено от комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> (предварительное согласование № 137 от 16.11.2004 г.). Участок недр имеет статус горного отвода. Срок действия лицензии 01.02.2005 года.

Из Справки о состоянии эксплуатационных скважин на воду, принадлежащих ОАО «Искра» Марьяновского района усматривается о наличии 7 скважин на территории с.с. Малая Степнинка, Степное, в том числе скважина под № 3-879, 1979 года бурения, глубина скважины 160 метров, расположенная у котельной <адрес>, что подтверждается паспортом разведочно-эксплуатационной скважины № 3-879.

Согласно Письму Федеральной налоговой службы УФЕС России по Омской области Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Омской области № 7-02-2010 от 17.08.2010 года, ОАО «Искра» ИНН 5520005759 ликвидировано вследствие банкротства 12.12.2009 года.

Пунктом 1 и 3 ст.225 ГКРФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, спорный объект недвижимого имущества - водозаборная разведочно-эксплуатационная скважина расположена в <адрес> на территории Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, а поэтому бездействие Администрации Степнинского сельского поселения в части не обращения о постановке на учёт как бесхозяйного имущества в Управление Федеральной службы государственной регистрации, картографии по Омской области свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч.3 ст.225 ГК РФ, о чём прокурором указывается в заявлении.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 4202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными министерствами, государственными комитетами, службами иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Фактическое неисполнение вышеуказанных положений Федерального законодательства администрацией Степнинского селського поселения напрямую затрагивает интерсы непосредственно государства и неопределенного круга лиц, так как нормы о постановке на учёт бесхозяйного объекта (водозаборной (разведочно-эксплуатационной) скважины, расположенной в <адрес>), в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество закрепелены в Федеральных законах, в том числе прямо установлены частью 3 ст.225 ГК РФ..

Также, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ предусматривает право прокурора в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, которыми нарушаются права и свободы. Части 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 4202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, охраняемых законом интересов государства. Требования ч.ч. 3, 4 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 4202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращения в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст.14.1 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 данной статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 настоящего федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счёт собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета субъекта Российской Федерации).

Из ст.11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу в необходимости обязания Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области совершить действия заявительного характера по постановке на учёт бесхозяйного объекта (водозаборной (разведочно-эксплуатационной) скважины, расположенной в <адрес>), в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Марьяновского района Омской области.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая финансовое положение Администрации Степнинского сельского поселения и то, что расходы по постановке на учёт указанного бесхозяйного имущества в бюджете муниципального образования на 2010 год не предусмотрены, суд считает возможным уменьшить размер взыскиваемой в бюджет Марьяновского муниципального района Омской области государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.98, 194 - 198, 255 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Марьяновского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района по непринятию мер заявительного порядка по постановке на учёт бесхозяйного объекта (водозаборной (разведочно-эксплуатационной) скважины, расположенной в <адрес>), в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и обязании совершить действия заявительного характера по постановке на учёт удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в части непринятия мер заявительного порядка по постановке на учёт бесхозяйного объекта (водозаборной (разведочно-эксплуатационной) скважины, расположенной в <адрес>), в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и обязать Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области совершить действия заявительного характера по постановке на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество объекта водозаборную разведочно-эксплуатационную скважину, расположенную в <адрес>.

Взыскать с Администрации Степнинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в бюджет Марьяновского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.

Судья О.И. Тишковец

.