Дело № 2-529/ 2010 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
17 августа 2010 года р.п.Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тишковец О.И.
при секретаре Базыловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Российской Федерации к Государственному предприятию Омской области «Марьяновское ДРСУ» о признании незаконным невыполнение требований военно-транспортной обязанности по обеспечению техники, предназначенной к поставке в Вооруженные Силы комплектами запасных частей и обязании ГП «Марьяновское ДРСУ» укомплектовать технику - грузовой автомобиль фургон ГАЗ 5201, предназначенную к поставке в Вооруженные Силами комплектами запасных частей в полном объёме, взыскании государственной пошлины,
Установил:
Прокурор Марьяновского района Омской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в интересах Российской Федерации в суд с иском к Государственному предприятию Омской области «Марьяновское ДРСУ» о признании незаконным невыполнение требований военно-транспортной обязанности по обеспечению техники, предназначенной к поставке в Вооруженные Силы комплектами запасных частей и обязании ГП «Марьяновское ДРСУ» укомплектовать технику - грузовой автомобиль фургон ГАЗ 5201, предназначенную к поставке в Вооруженные Силами комплектами запасных частей в полном объёме, взыскании государственной пошлины.
В обоснование иска указал, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о мобилизации в части военно-транспортной обязанности на территории Марьяновского района Омской области, в том числе в деятельности государственного предприятия Омской области «Марьяновское ДРСУ», в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Статья 13 Федерального закона № 31-ФЗ от 26.02.1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» регламентирует, что для обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность. Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан - владельцев транспортных средств. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденной Указом Президента РФ от 02.10.1998 года № 1175 (далее - Положение) военно-транспортная обязанность распространяется на организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками и владеющими на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и по иному основанию транспортными средствами.
Статья 5 Положения предусматривает, что исполнение военно-транспортной обязанности в мирное время посредством проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями.
Согласно ст. 14 Положения для обеспечения мобилизационной готовности транспортных средств, организации обязаны осуществлять содержание транспортных средств в состоянии готовности к предоставлению войскам, формированиям и органам; подготовительные мероприятия для установки на транспортных средствах специального оборудования, накопление, хранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва и другого имущества; проверки наличия и технического состояния транспортных средств; проверки готовности к обеспечению работы транспортных средств.
На основании ст. 9 Положения комиссией в составе начальника и инспектора ГИБДД ОВД по Марьяновскому муниципальному району, представителя отдела ВКОО по Марьяновскому району 31 мая 2010 года проведена проверка технического состояния машин, предназначенных к постановке в Вооруженные Силы и готовности предприятий к постановке техники в соответствии со сводным нарядом, в ГП «Марьяновское ДРСУ».
Согласно акту проверки, укомплектованность запасными частями грузового автомобиля фургон ГАЗ 5201 составляет 75%.
В соответствии с требованиями ст.4 Конституции Российской Федерации Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. В силу ст. 71 Конституции Российской Федерации - в исключительном ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность. Часть 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации регламентирует, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Части 1, 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, охраняемых законом интересов государства. Требования ч.ч.3,4 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривают право прокурора обращения в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Не выполнение ГП «Марьяновское ДРСУ» военно-транспортной обязанности напрямую затрагивает интересы непосредственно государства, так как в установленные сроки указанная организация не предоставит транспортные средства войскам в технически исправном состоянии и обеспеченные по нормам.
Между тем, военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.
В судебном заседание помощник прокурора Марьяновского района Омской области Киселева М.В. исковое заявление поддержал в полном объёме и показала, что норма Федерального закона об обязанности учреждения, за которым закреплена техника для поставки в Вооруженные Силы РФ, согласно которой у них должен имеется дополнительный комплект запчастей для автомашины. Укомплектованность хранимого ГП «Марьяновское ДРСУ» комплекта запчастей составляет 75%. Был составлен акт, в присутствии представителя военкомата, сотрудника ОГИБДД и директора ДРСУ. С директора ДРСУ было взято объяснение, в котором он обязался исправить недостатки.
Представитель ответчика ГП «Марьяновское ДРСУ» Шилаев С.В. исковые требования признал и суду пояснил, что финансовое положение предприятия не позволяет укомплектовать автомобиль запчастями. Данный автомобиль не эксплуатируется. В наличии имеется 8 автомашин. Проводилась проверка 31.05.2010 года в составе сотрудника ОГИБДД, представителя военкомата и их представителя. Проверяли наличие техники, её технического состояния и комплектацию. По 7 машинам не было замечаний, а по восьмой машине ГАЗ 52 01 не была укомплектована запасными частями на 25%, так как в настоящее время машина не эксплуатируется и находится на консервации. Данная машина использовалась ранее для перевозки людей. В настоящее время приобретена Газель, которая используется для перевозки людей. Водитель ГАЗ уволился. Сколько необходимо денежных средств на комплектацию запасных частей не знает, так как этим вопрос не занимался. До 05.09.2010 года автомашина будет доукомплектована.
Представитель третьего лица Отдела военного комиссариата Омской области по Марьяновскому району Плотников Е.Г. исковые требования поддержал и суду пояснил, что 31.05.2010 года, согласно графику техосмотров, комиссия, в составе сотрудника ОГИБДД, представителя ОВК, выехала для проверки. Они проверяли технику для поставки в Вооруженные Силы. Они проверяли не просто возможность выехать на трассу, но и коэффициент технической возможности. ЗИПы были укомплектованы на 75%, а к остальным машинам претензий не было. Перечень ЗИПов имеется у всех механиков и инженеров в виде выписки. В ДРСУ на учете стояло 8 машин, столько же стоит и в настоящее время.
Представитель третьего лица Администрации Марьяновского муниципального района надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав помощника прокурора Марьяновского района Омской области Киселёву М.В., представителя ответчика ГП ОО «Марьяновское ДРСУ» Шилаева С.В., представителя третьего лица Отдела военного комиссариата Омской области по Марьяновскому району Плотникова Е.Г., исследовав материалы дела, дав в совокупности всем доказательствам оценку, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В соответствии с п.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела установлено.
Из Сводного наряда ВКОО по Марьяновскому району от 27.07.2010 года № 1109 следует, что с объявлением мобилизации или получением распоряжения военного комиссариата ГП ОО «ДРСУ Марьяновское» подлежит предоставить транспортные средства по адресу: р.п. Марьяновка, <адрес>, ОАО «<данные изъяты>» (л.д.7).
Из Акта проверки технического состояния машин, предназначенных к поставке в Вооруженные Силы и готовности предприятий к поставке техники ГП ОО «Марьяновского ДРСУ» от 31.05.2010 года усматривается, что коэффициент технической готовности предприятия к поставке предназначенной техники по КТГ составляет 90%. Укомплектованность хранимого комплекта ЗИП составляет 75% (л.д.6).
Согласно п. п. 1.4, 1.6 Уставу ГП ОО «Марьяновское ДРСУ» предприятие является коммерческой организацией, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральным законодательством (л.д.9-21).
В силу п. 7 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 26.02.1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» организации обязаны, в частности обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации.
Согласно ст. 13 ФЗ от 26.02.1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность. Военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, в том числе на порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств, а также на граждан - владельцев транспортных средств. Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определяется Положением о военно-транспортной обязанности, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2, 3 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента РФ от 2.10.1998 года № 1175 военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.Военно-транспортная обязанность распространяется на: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации; граждан - владельцев транспортных средств.
Согласно п. 4 указанного Положения о военно-транспортной обязанности должностные лица и граждане несут ответственность за ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Положения о военно-транспортной обязанности военно-транспортная обязанность исполняется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями: в мирное время - путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями.
Согласно п. 12 Положения о военно-транспортной обязанности подготовка и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями и включает в себя выполнение мероприятий и обязательных требований по обеспечению мобилизационной готовности указанных транспортных средств в соответствии с настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам военно-транспортной обязанности.
В соответствии с п. 14 Положения о военно-транспортной обязанности для обеспечения мобилизационной готовности транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, организации обязаны осуществлять: отбор транспортных средств совместно с представителями войск, формирований и органов; содержание транспортных средств в состоянии готовности к предоставлению войскам, формированиям и органам; подготовительные мероприятия для установки на транспортных средствах специального оборудования, накопление, хранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва и другого имущества в соответствии с мобилизационными заданиями; проверки наличия и технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями действующих инструкций и правил; проверки готовности к обеспечению работы транспортных средств; представление войскам, формированиям и органам информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств; проведение других мероприятий по мобилизационной подготовке транспортных средств, определяемых нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам военно-транспортной обязанности.
Согласно п. 18 Положения о военно-транспортной обязанности доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организаций.
В силу п. 7 Приказа Министерства обороны РФ от 28 декабря 1998 года № 590 «О мерах по исполнению в Министерстве обороны РФ и Указа Президента РФ от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» военным комиссарам ежегодно необходимо выносить на рассмотрение суженных заседаний органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы исполнения военно-транспортной обязанности с предложениями (проектами соответствующих решений, законодательных и нормативных правовых актов) по совершенствованию этой работы.
Таким образом, военно-транспортная обязанность организаций независимо от форм собственности установлена в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, что позволяет ограничивать Федеральным законом их гражданские права, в том числе право собственности, при проведении мероприятий по мобилизационной подготовке транспортных средств, поэтому отсутствие бюджетного финансирования не освобождает ответчика ГП «Марьяновское ДРСУ» от выполнения военно-транспортной обязанности.
Руководствуясь вышеизложенным, суд пришел к выводу, что исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области к Государственному предприятию Омской области «Марьяновское ДРСУ» о признании незаконным невыполнение требований военно-транспортной обязанности по обеспечению техники, предназначенной к поставке в Вооруженные Силы комплектами запасных частей и обязании ГП «Марьяновское ДРСУ» укомплектовать технику - грузовой автомобиль фургон ГАЗ 5201, предназначенную к поставке в Вооруженные Силами комплектами запасных частей в полном объёме, взыскании государственной пошлины подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с тяжелым финансовым положением ГП ОО «Марьяновское ДРСУ» суд, руководствуясь положением п.2 ст.333.22 НК РФ, считает возможным снизить размер подлежащей с него взысканию государственной пошлины до 2000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области к Государственному предприятию Омской области «Марьяновское ДРСУ» о признании незаконным невыполнение требований военно-транспортной обязанности по обеспечению техники, предназначенной к поставке в Вооруженные Силы комплектами запасных частей и обязании ГП «Марьяновское ДРСУ» укомплектовать технику - грузовой автомобиль фургон ГАЗ 5201, предназначенную к поставке в Вооруженные Силами комплектами запасных частей в полном объёме, взыскании государственной пошлины удовлетворить.
Признать незаконным невыполнение Государственным предприятием Омской области «Марьяновское ДРСУ» требований военно-транспортной обязанности по обеспечению техники, предназначенной к поставке в Вооруженные Силы комплектами запасных и обязать ГП ОО «Марьяновское ДРСУ» укомплектовать технику - грузовой автомобиль фургон ГАЗ 5201, предназначенную к поставке в Вооруженные Силами комплектами запасных частей в полном объёме.
Взыскать с Государственного предприятия Омской области «Марьяновское ДРСУ» государственную пошлину в размере 2000 рублей в бюджет Марьяновского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Марьяновский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья О.И. Тишковец