Решение
Именем Российской Федерации
07 октября 2010 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тишковец О. И.
при секретаре Базыловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Чернявской У.Д. к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании за Чернявской У.Д. право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий в границах Орловского сельского поселения Марьяновского района Омской области на период реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» в 1991-1993 годах, обязании Администрации Марьяновского муниципального района Омской области выделить Чернявской У.Д. для оформления в собственность из земель фонда перераспределения Марьяновского муниципального района Омской области земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий, признании за Чернявской У.Д. право на имущественный пай колхоза «Знамя коммунизма», реорганизованного ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Знамя», взыскании государственной пошлины, суд
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд в интересах Чернявской У.Д. к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области о признании за Чернявской У.Д. право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий в границах <данные изъяты> на период реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» в 1991-1993 годах, обязании Администрации Марьяновского муниципального района Омской области выделить Чернявской У.Д. для оформления в собственность из земель фонда перераспределения Марьяновского муниципального района Омской области земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий.
В обоснование иска указалл, что Прокуратурой района по поступившей жалобе Чернявской У.Д. проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой установлены следующие факты.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Исходя из положений ст. 6 «Земельного кодекса РСФСР», утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 за № 1103-1 совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).
Согласно п. 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было определено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Согласно п. 2 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213. В них включаются:
работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.1992.
Между тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» предусматривалось, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).
В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств.
В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
Также в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» устанавливалось, что все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.
Кроме того, проведенной прокуратурой района проверкой было установлено, что реорганизация колхоза «Знамя Коммунизма» в ЗАО «Знамя» произошла ДД.ММ.ГГГГ, Чернявская У.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зарегистрированы по месту жительства в <адрес> с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год.
Чернявская У.Д. работала в колхозе «Знамя Коммунизма» по <данные изъяты> года (согласно книге по учету труда и расчетов с членами колхоза за 1971 год), является пенсионером данной организации.
То есть, исходя из действующего, на момент 1992 года законодательства Российской Федерации Чернявская У.Д. имела право на получение бесплатного земельного пая. На момент реорганизации Чернявская У.Д. на территории Марьяновского района Орловского сельского поселения не проживала, местная администрация и руководство колхоза «Знамя Коммунизма» Чернявскую У.Д. о происходящей реорганизации не проинформировало, а также о том, что она имеет право на получение бесплатного земельного пая.
В силу вышеуказанного законодательства трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, должны были направить в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий заявку на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме, а к заявке приложить списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213, в которые включаются:
работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях.
Данные действия и были выполнены администрацией колхоза «Знамя Коммунизма» и администраций Орловского поселения, без установления местонахождения и информирования Чернявской У.Д. о реорганизации колхоза, а также о том, что она имеет право на получение бесплатного земельного пая.
Таким образом, Чернявская У.Д. в процессе реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» не получила земельную долю в размере 12.4 га сельскохозяйственных угодий, исходя из имеющейся информации от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области Марьяновский отдел, а также администрации Марьяновского муниципального района Омской области.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации - исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Исходя из положений ст. 6 и 7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
К земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.
Данным фондом на территории Марьяновского муниципального района распоряжается администрация Марьяновского муниципального района Омской области, на основании Федерального закона от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», решения президиума Марьяновского района Совета народных депутатов от 11.04.1991 № 144 «О создании районного специализированного земельного фонда» и Устава муниципального образования Марьяновский муниципальный район Омской области.
Также, Чернявская У.Д. юридического образования не имеет.
В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно п.п. 1.1, 1.5 п. 1 Постановления Совета адвокатской палаты Омской области, утвержденного на заседании Совета адвокатской палаты Омской области от 06.10.2004 при оказании юридической помощи адвокатам предписано руководствоваться следующими ставками оплаты: простая устная консультация - 200 рублей, составление простого искового заявления - 1000 рублей. Кроме того, согласно п.п.1.10.п.1 размер оплаты работы адвоката в качестве представителя в гражданском судопроизводстве исчисляется от 5000 рублей.
Таким образом, для обращения к адвокату с целью получения консультации по сути правового конфликта и подготовки иска в суд истцу необходимо оплатить минимум 1200 рублей.
Чернявская У.Д. в настоящее время не работает, пенсионер, находится в преклонном возрасте, 10.04.1914 года рождения, испытывает финансовые затруднения, в связи с тем указанная сумма - 1200 рублей для нее является значительной.
Согласно ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ, юридическая помощь предоставляется бесплатно лишь в определённых случаях и определённым категориям граждан, среднедушевой доход которых ниже установленного в субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума: истцам по делам, рассматриваемым судами первой инстанции, о взыскании алиментов и возмещении вреда, причинённого смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; участникам ВОВ по вопросам не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам при составлении заявлений о назначении пений и пособий; пострадавшим от политических репрессий по вопросам, связанным с реабилитацией. Из данной нормы следует, что право на бесплатную адвокатскую помощь на всех стадиях гражданского судопроизводства имеют лишь участники ВОВ по всем делам и лица, пострадавшие от политических репрессий, по вопросам реабилитации.
Таким образом, Чернявская У.Д. не обладает правом на получение бесплатной юридической помощи, но ее право на получение юридической помощи гарантировано Конституцией РФ, в связи с чем, прокурор вправе защищать интересы истца в судебном порядке.
Кроме того, в соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Просил признать за Чернявской У.Д. право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий в границах Орловского сельского поселения Марьяновского района Омской области, на период реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» в 1991-1993 годах и обязать администрацию Марьяновского муниципального района Омской области выделить Чернявской У.Д. для оформления в собственность из земель фонда перераспределения Марьяновского муниципального района Омской области земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий и взыскать с ответчика государственную пошлину в федеральный бюджет.
Определением Марьяновского районного суда Омской области от 24 сентября 2010 года принято к производству измененные требования в интересах Чернявской У.Д. к Администрации Марьяновского муниципального района и ЗАО «Знамя» о признании за Чернявской У.Д. право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий в границах Орловского сельского поселения Марьяновского района Омской области на период реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» в 1991-1993 годах, обязании Администрации Марьяновского муниципального района Омской области выделить Чернявской У.Д. для оформления в собственность из земель фонда перераспределения Марьяновского муниципального района Омской области земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий, признании за Чернявской У.Д. право на имущественный пай колхоза «Знамя коммунизма», реорганизованного ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Знамя», взыскании государственной пошлины.
В обоснование изменения исковых требований прокурор указал, что исходя из положений ст. 6 «Земельного кодекса РСФСР», утвержденного ВС РСФСР 25.04.1991 за № 1103-1 совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).
Согласно п. 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было определено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.
В соответствии с п.8 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 года № 708 в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные и земельные паи.
В силу п.13 раздела 2 указанного Постановления определение размера индивидуальных имущественных паёв определяется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия.
Пунктом 14 данного Постановления предусмотрен перечень лиц, имеющих право на имущественные доли, в который включаются работающие в хозяйстве, временно отсутствующие по уважительным причинам работники, пенсионеры хозяйства.
Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень, работников объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных из хозяйства по сокращению численности работников после 1 января 1992 года.
В силу п.15 Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708 имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учётом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и может осуществляться с учётом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей.
Согласно п. 2 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213. В них включаются:
работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.1992.
Между тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» предусматривалось, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).
В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств.
В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
Также в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» устанавливалось, что все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.
Кроме того, проведенной прокуратурой района проверкой было установлено, что реорганизация колхоза «Знамя Коммунизма» в ЗАО «Знамя» произошла ДД.ММ.ГГГГ, Чернявская У.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зарегистрированы по месту жительства в <адрес> с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год.
Чернявская У.Д. работала в колхозе «Знамя Коммунизма» по сентябрь 1971 года (согласно книге по учету труда и расчетов с членами колхоза за 1971 год), является пенсионером данной организации.
То есть, исходя из действующего, на момент 1992 года законодательства Российской Федерации Чернявская У.Д. имела право на получение бесплатного земельного пая. На момент реорганизации Чернявская У.Д. на территории Марьяновского района Орловского сельского поселения не проживала, местная администрация и руководство колхоза «Знамя Коммунизма» Чернявскую У.Д. о происходящей реорганизации не проинформировало, а также о том, что она имеет право на получение бесплатного земельного пая.
В силу вышеуказанного законодательства трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, должны были направить в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий заявку на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме, а к заявке приложить списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213. В которые включаются:
работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях.
Данные действия и были выполнены администрацией колхоза «Знамя Коммунизма» и администраций Орловского поселения, без установления местонахождения и информирования Чернявской У.Д. о реорганизации колхоза, а также о том, что она имеет право на получение бесплатного земельного и имущественного пая.
Таким образом, Чернявская У.Д. в процессе реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» не получила земельную долю в размере 12.4 га сельскохозяйственных угодий, исходя из имеющейся информации от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области Марьяновский отдел, а также администрации Марьяновского муниципального района Омской области.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации - исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Исходя из положений ст. 6 и 7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
К земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольном отказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.
Данным фондом на территории Марьяновского муниципального района распоряжается администрация Марьяновского муниципального района Омской области, на основании Федерального закона от 25.01.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», решения президиума Марьяновского района Совета народных депутатов от 11.04.1991 № 144 «О создании районного специализированного земельного фонда» и Устава муниципального образования Марьяновский муниципальный район Омской области.
Также, Чернявская У.Д. юридического образования не имеет.
В соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно п.п. 1.1, 1.5 п. 1 Постановления Совета адвокатской палаты Омской области, утвержденного на заседании Совета адвокатской палаты Омской области от 06.10.2004 при оказании юридической помощи адвокатам предписано руководствоваться следующими ставками оплаты: простая устная консультация - 200 рублей, составление простого искового заявления - 1000 рублей. Кроме того, согласно п.п.1.10.п.1 размер оплаты работы адвоката в качестве представителя в гражданском судопроизводстве исчисляется от 5000 рублей.
Таким образом, для обращения к адвокату с целью получения консультации по сути правового конфликта и подготовки иска в суд истцу необходимо оплатить минимум 1200 рублей.
Чернявская У.Д. в настоящее время не работает, пенсионер, находится в преклонном возрасте, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, испытывает финансовые затруднения, в связи с тем указанная сумма - 1200 рублей для нее является значительной.
Прокурор Марьяновского района просит признать за Чернявской У.Д. право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий в границах Орловского сельского поселения Марьяновского района Омской области на период реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» в 1991-1993 годах, обязании Администрации Марьяновского муниципального района Омской области выделить Чернявской У.Д. для оформления в собственность из земель фонда перераспределения Марьяновского муниципального района Омской области земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий, признать право на имущественный пай колхоза «Знамя Коммунизма», реорганизованного ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Знамя».
Старший помощник прокурора Марьяновского района Кудрявцев С.С., действующий в интересах Чернявской У.Д. требования поддержал. В суде пояснил, что в соответствии с постановлением правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на имущественный и земельный пай. На момент реорганизации колхоза право у Чернявской У.Д. было. Процедурные вопросы передачи земельных участков в собственность указаны в Указе Президента РФ от 2 марта 1992 года № 213, где указывалось, что в число лиц, работающих в сельском хозяйстве включаются работники колхозов и совхозов, пенсионеры этих хозяйств. В постановлении правительства РФ № 86 не указывается, что право на имущественный пай связывается с проживанием на территории организации. По вопросу наделения земельными и имущественными паями было только собрание и объявление на стенде. Чернявская У.Д. не знала, что идёт реорганизация колхоза, родственников в поселении у неё нет. Срок исковой давности течёт с того времени, когда она узнала. Просил удовлетворить заявление.
Соистица Чернявская У.Д. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Представитель ответчика, Администрации Марьяновского муниципального района Омской области Калашников Е.Н., действующий на основании доверенности в суде пояснил, что в части наделения Чернявской У.Д. земельной доли требования не признаёт, так как она на момент реорганизации и в настоящее время не проживала на территории поселения и территории Марьяновского района, а проживала с 1976 года в г.Омске, поэтому в соответствии с законодательством о Земельной реформе прав, на земельный пай не имела. Право на имущественный пай колхоза «Знамя коммунизма» у Чернявской У.Д. теоретически есть. По пропуску срока исковой давности полагал, что он пропущен, с заявлением о восстановлении срока исковой давности Чернявская У.Д. не обращалась. В заявлении в Областную прокуратуру дочь Чернявской У.Д. пишет, что они регулярно ездили на могилы своих родителей и сельский совет не известил их. Реорганизация шла долго, все жители знали о реорганизации, даже бывшие работники колхоза, проживающие в Германии обращались во внутрихозяйственную комиссию о выделении им земельного пая, то есть даже в другом государстве знали о Земельной реформе и реорганизации колхоза. Чернявская У.Д. должна была заявить в течение трёх лет в комиссию о своих правах. Имели право на земельную долю пенсионеры хозяйства, проживающие на его территории. В соответствии с законодательством при реорганизации колхоза была сформирована комиссия, которая формировала списки и вывешивала на видные места. Граждане ознакомившись со списками могли в течение нескольких месяцев ознакомиться и заявить о своих правах. Реформа по реорганизации колхозов и совхозов проходила на территории государства, Чернявская не могла не знать. Списки лиц, имеющих право на земельный пай передавались в администрацию района, но в настоящее время их нет, нет их и в муниципальном архиве. Списки лиц, имеющих право на имущественный пай не передавались в Администрацию района. В настоящее время прошло 20 лет, Чернявская должна была заявить о своих правах на имущественный пай, так как перераспределение имущества, внесенного учредителями, собственниками имущественных паёв будет нарушать интересы акционеров.
Представитель ответчика ЗАО «Знамя» Журавлёв А.В., действующий на основании доверенности с требованиями не согласен. В суде пояснил, что Постановление правительства РФ № 86 принято раньше, чем Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 В постановлении правительства № 708 говорится, что право на получение земли в собственность имеют, в том числе пенсионеры хозяйств, проживающие на их территориях. Указ Президента № 213 разъясняет процедуру установления нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан. В ЗАО «Знамя» сведений о Чернявской У.Д. не было с 1976 года. Обязанности уведомлять её у организации не было. В части включения Чернявской У.Д. в Списки лиц, имеющих право на получение земельного пая не было, так как она на территории хозяйства не проживала. Указом Президента РФ № 323 постановлено колхозам и совхозам обязанность в 1992 году провести реорганизацию в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». ЗАО «Знамя» в срок, указанный Указом президента уложилось, АОЗТ «Знамя» зарегистрировано в декабре 1992 года. Акты Президента и Правительства опубликовывались в прессе. Нормативные акты по реорганизации колхозов и совхозов отменены, так как земельная реформа закончилась. Считал, что Чернявская У.Д. пропустила срок исковой давности, поэтому в требованиях о признании права на имущественный пай должно быть отказано. Прокурор района в письме Чернявской У.Д. также указывает на пропуск ею срока исковой давности. Списки лиц имеющих право на получение земельной доли, составлялись на основании данных Сельского совета о регистрации лиц, проживающих на территории сельсовета, поэтому лицам, проживающим в Германии и обратившемся с заявлениями о выделении земельных участков было отказано по причине не проживания на территории сельсовета, как это было предусмотрено законодательством.
Третье лицо, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Гернер С.В., действующая на основании доверенности требования не поддерживает. В суде пояснила, что после реорганизации колхозов и совхозов им передавались сельскими советами только вторые экземпляры свидетельств, выданных гражданам на земельные доли, книги регистрации и вторые экземпляры свидетельств, выданных гражданам на земельные участки в границах населенных пунктов, под жилыми домами.
Представитель третьего лица, администрации Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Кузнецова В.В., действующая на основании доверенности с требованиями не согласна. В суде пояснила, что Чернявская У.Д. на территории Орловского сельского совета не проживает с 1976 года, родственники её тоже не проживают, домик они свой продали, поменялось уже пять хозяев. По реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» никаких документов в администрацию не передавалось. Она социальный работник и им же была на период реорганизации колхоза, земельный пай она получила, ей выдали Свидетельство на право Собственности на землю. Супруг её являлся членом колхоза, поэтому он получил земельный пай и имущественный пай, на который имеет акции, так как внёс имущественный пай в акционерное общество. Она знает, что проводилось собрание колхоза по наделению земельными и имущественными паями. Перед собранием было объявление на доске объявлений в Доме культуры. Пенсионеры хозяйства, проживающие на территории поселения все были наделены земельными долями, так как она специалист администрации Орловского сельского поселения по налогам и проверяла для взыскания налогов выдачу свидетельств на землю.
Представитель третьего лица, ГУ - УПФ Р в Марьяновском районе Омской области Попков А.А. надлежащим образом извещён о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что реорганизация колхоза «Знамя Коммунизма» в акционерное общество закрытого типа «Знамя» осуществлена в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлениями правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса».
Согласно п.3 Указа Президента Российской Федерации № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Постановлением Главы Администрации Марьяновского района Омской области № 458 от 25.12.1992 года (л.д.136) зарегистрирован Устав акционерного общества закрытого типа «Знамя» (л.д. 226-249).
Пунктом. 4 названного Указа определено, что районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учётом качества земель.
Постановлением Главы Администрации Марьяновского района Омской области № 68 от 17.02.1993 года «О передаче земель трудовым коллективам в собственность, пользование, аренду» утверждены расчёты среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан, согласно приложению № 1 (л.д.76).
Из приложения № 1 к указанному Постановлению Главы Администрации Марьяновского района Омской области № 68 от 17.02.1993 года (расчёт среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 213), бесплатная норма передачи земель в собственность «Знамя» равна - 12.4 га, количество работающих, пенсионеров хозяйства и работников социальной сферы - 812 человек (л.д.77).
В соответствии с пунктом 4 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» № 708 от 04.09.1992 года, реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Порядок работы указанных комиссий устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации».
Архивным сектором Администрации Марьяновского муниципального района в материалы дела предоставлен Протокол № 2 собрания уполномоченных колхозов «Знамя Коммунизма» от 16 декабря 1992 года (л.д.137-144 том 1), всего уполномоченных -151 человек, присутствовало - 134 человека, повестка дня: утверждение объектов входящих в неделимый фонд, распределение имущества и установление стоимости имущественного пая, утверждение перечня лиц, имеющих право на земельный и имущественных пай, выдвижение представителей трудового коллектива во внутрихозяйственную комиссию по приватизации земли и имущественного пая, реорганизация колхоза.
Из указанного Протокола, усматривается, что по первому вопросу принято решение просить администрацию Марьяновского района предоставить причитающуюся по среднерайонной норме землю в коллективно-долевую собственность, по второму вопросу выделены в неделимый фонд: жилищный фонд, дороги, водогазоснабжение, животноводческие постройки, оборудование, зернохранилище и другое имущество; выделены в делимый фонд: продуктивный фонд, рабочий скот, автомобильный парк, тракторный парк, самоходные орудия, с/х машины, комбайны, зерновые, силосные, прочее; по третьему вопросу решили выбрать заработную плату всех работающих с 1965 года по 1991 год, заработная плата составила - 35 млн. рублей, в среднем по 13.9 копеек на 1 рубль заработной платы и решили утвердить имущественные паи в стоимостном выражении по конкретным лицам, согласно прилагаемого списка; по четвертому вопросу слушали председателя колхоза, который зачитал список членов, которые имеют право на земельный и имущественный пай, решили установить размер земельного пая __ (площадь не указана) га сельхозугодий по конкретным лицам, членам колхоза, пенсионерам, ушедшим из колхоза на пенсию, установить размер земельного пая __ (площадь не указана), работающим в социальной сфере, исключением работающих в «Водоканале», установить земельный пай пенсионерам, ушедшим на пенсию из социальной сферы по фамилиям. Зачитали заявление ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о предоставлении им земельного пая, в настоящее время проживают в Германии, решили: в связи с тем, что по закону земельный пай предоставляется только работающим и проживающим на территории сельского совета в земельном пае отказать; по пятому вопросу избрали внутрихозяйственную комиссию по приватизации земли и реорганизации колхоза; по шестому вопросу решили в соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» реорганизовать колхоз «Знамя Коммунизма» в акционерное общество закрытого типа «Знамя».
Представитель ответчика Администрации района, представитель ответчика ЗАО «Знамя», представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, представитель третьего лица Администрации Орловского сельского поселения в суде пояснили, что материалы внутрихозяйственной комиссии у них отсутствуют, что подтверждается Справок ЗАО «Знамя» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49 том 1).
Представитель Администрации Марьяновского муниципального района Омской области Калашников Е.Н. в суде пояснил, что Списки лиц колхоза «Знамя Коммунизма», имеющих право на земельный пай в Администрации были, так как Постановление Главы Администрации Марьяновского района Омской области № 68 от 17.02.1993 года принималось на основании Списков хозяйств, а Списки на имущественный пай не требовались, что также подтвердил в суде представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Гернер С.В., так как в период реорганизации колхозов и совхозов Комитет по земельным ресурсам и землеустройству являлся структурным подразделением Администрации района.
Отсутствие Списков лиц, имеющих право на земельные и имущественные пай подтверждаются Справками Администрации Орловского сельского поселения и Администрации Марьяновского муниципального района Омской области (л.д.250 т.1 и л.д. 2 том 2).
Письмом Архивного сектора Администрации Марьяновского муниципального района Омской области от 08 июня 2010 года (л.д.39 том 1) подтверждается отсутствие документов по реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма», списков лиц, имеющих право на имущественный и земельный пай, а также других документов.
Таким образом, материалы внутрихозяйственной комиссии у сторон и в Архивном секторе Администрации Марьяновского муниципального района отсутствуют.
Из Устава АОЗТ «Знамя» (л.д. 226- 240) следует, что уставный капитал общества сформирован в размере 13615,2 тыс.рублей, в учредительном договоре (л.д.241- 249 том 1) указывается, что базовый уставной капитал формируется путём вложения имущественного и земельного пая каждого члена акционерного общества.
Представитель ответчика ЗАО «Знамя» Журавлёв А.В. пояснил, что земельный пай в уставный фонд АОЗТ «Знамя» не вносился.
Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Кроме того, по запросу суда Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области направило в суд Списки, выданных свидетельств на земельные доли участникам долевой собственности на земельный участок в границах Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района при реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» (л.д. 3-50 том 2) и информацию о том, что в Книге регистрации права на земельные паи о предоставлении земельного пая Чернявской У.Д. отсутствует (л.д.51 том 2).
Судом установлено, что согласно Справки Территориального пункта УФМС России по Омской области в Марьяновском районе от ДД.ММ.ГГГГ Чернявская У.Д. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и её супруг ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ г.р. были зарегистрированы в <адрес> с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год (л.д.42 том 1), что подтверждается Справкой Администрации Орловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44 том 1) и копией похозяйственной книги (л.д. 45-46 том 1).
Из Справки ЗАО «Знамя» от 14 июня 2010 года (л.д.49 том 1). Следует, что Чернявская У.Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения работала в колхозе «Знамя Коммунизма» по <данные изъяты> года (согласно книге по учёту труда и расчётов с членами колхоза за 1971 год).
По запросу суда в материалы дела ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г.Омска направило копию выписки из протокола заседания комиссии по назначению пенсий и пособий совета социального обеспечения Марьяновского района Омской области, копию заявления Чернявской У.Д. о назначении пенсии по старости, копию представления Совета социального обеспечения колхоза «Знамя Коммунизма» Орловского с/с Марьяновского района на пенсию по старости Чернявской У.Д., копию справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Орловским сельским Советом, копию трудовой книжки (л.д.171-181 том 1).
Из указанных материалов, предоставленных ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном административном округе г.Омска следует, что ДД.ММ.ГГГГ Чернявская У.Д. подала заявление о назначении пенсии по старости в Комиссию по назначению пенсий Марьяновского района с приложением трудовой книжки колхозника, в которой указывается о периодах её работы в колхозе «Знамя Коммунизма», в том числе окончание работы в 1971 году.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 02 марта 1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» предусмотрено, что в число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств.
Согласно п.9 «Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года № 708, действовавшему в период реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» трудовые коллективы принимали решение о выборе формы собственности на землю. В районную комиссию по приватизации земель подавалась заявка с приложением списка лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом президента РФ от 02 марта 1992 года № 213. В них включались, в том числе работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях.
В соответствии с п.7 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, утвержденные Постановлением Правительством РФ от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паёв», на получение в собственность земельных долей имеют право, в том числе пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на её территории.
В материалах дела имеется Письмо Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35 том 1), направленное дочери Чернявской У.Д. - ФИО17, согласно которому ей разъясняется, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 1992 года № 708 при реорганизации совхозов и колхозов право на получение земли в собственность имели: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях. Как следует из вашего письма, в 1992 году ваши родители (пенсионеры колхоза «Знамя Коммунизма») не проживали на территории реорганизуемого хозяйства, следовательно, они не имели законных оснований для включения в перечень лиц, имеющих право на получение земельной доли в собственность бесплатно.
Таким образом, реорганизация колхоза «Знамя Коммунизма» Марьяновского района Омской области происходила в 1992 году. Соистица Чернявкая У.Д. в период с 1976 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Списки лиц имеющих право на получение земельной доли, составлялись на основании данных Сельского совета о регистрации лиц, проживающих на территории сельсовета.
Регистрация по месту жительства носит заявительный характер. Чернявская У.Д. заявила о своём месте жительства в <адрес>, снявшись в 1976 году с регистрационного учёта в <адрес> и зарегистрировавшись в <адрес>.
При таких обстоятельствах, оснований для включения её в списки на получение земельной доли реорганизованного колхоза «Знамя Коммунизма» Марьяновского района не имелось.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Закон Омской области от 08 февраля 2006 года № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» в ст.7 содержит аналогичные нормы о предоставлении земельных участков в собственность.
Так согласно п.3 ст.7 названного закона право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков из земель, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности имеют, в том числе граждане, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности.
Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86, все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
В силу п.15 Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708 имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учётом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и может осуществляться с учётом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей.
В соответствии с п.9 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, утвержденные Постановлением Правительством РФ от 1 февраля 1995 года № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паёв» на получение имущественных паёв имеют право, в том числе пенсионеры сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий), а также пенсионеры, указанные в абзаце третьем и четвертом пункта 7.
Указанные нормативные акты о получении имущественных паёв пенсионерами колхоза «Знамя Коммунизма» не содержат условий их получения с проживанием на территории сельскохозяйственной организации, поэтому Чернявская вправе была заявить о предоставлении ей бесплатного имущественного пая в общей долевой собственности с учётом вклада в создание данного фонда.
При изложенных обстоятельствах, Чернявская У.Д., проработав в колхозе «Знамя Коммунизма» до 1971 года, и уйдя на пенсию по старости в 1969 года имеет право на получение имущественного права реорганизованного колхоза «Знамя Коммунизма».
Представитель ЗАО «Знамя» Журавлёв А.В. в судебном заседании заявил, что Чернявской У.Д. и прокурором, действующим в её пропущен срок исковой давности, поэтому в иске следует отказать.
В Письме Прокурора Марьяновского района Ярошевской Р.М. дочери Чернявской У.Д. от 22.06.2010 года также указывается, что информация о реорганизации колхозов, совхозов в 1991-1992 годах в Российской Федерации освещалась в СМИ и была общедоступной, о чем могла знать и Чернявская У.Д., а также о пропуске ею срока исковой давности
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации - исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются ГК РФ и иными законами.
В силу ст. 202 ГК РФ течение исковой давности приостанавливается: 1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила); 2) если истец или ответчик находятся в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение; 3) в силу установленной на основании закона Правительством РФ отсрочки исполнения обязательства (мораторий); 4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение.
Указанные обстоятельства должны наступить в последние 6 месяцев срока давности. В течение их действия, давность приостанавливается, а с момента прекращения, давность продолжает действовать.
Согласно ст.205 ГК РФ В исключительных случаях, суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью соистца - Чернявской У.Д. (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и так потом), нарушенное право гражданина подлежит защите.
В судебное заседание истица Чернявская У.Д. не являлась, также как и её представитель Ярошевская Р.М., заявление о восстановлении пропущенного срока для признания права на имущественный прав ни прокурор, ни Чернявская У.Д. не подавали, наличие уважительности причин пропуска срока исковой давности судом не установлено.
Закон предоставляет в пределах срока исковой давности (общий срок исковой давности устанавливается в три года - ст.196 ГК РФ) реализовать свои права. Чернявская У.Д. своим бездействием нарушила свои права.
Доказательств препятствий к осуществлению прав, а именно признания права на предоставление земельного пая и имущественного пая в суд не предоставлено.
В письме в областную прокуратуру Омской области дочь Чернявской У.Д. - Ярошевская Р.М. от 12.05.2010 года (л.д.34 том 1) указывает, что на момент реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» сельский совет не известил её родителей, которые переехали жить к ней в город, а также то, что они регулярно ездили в с.Орловка на могилы своих родителей.
Действующее законодательство по неотложным мерам по осуществлению земельной реформы в РСФСР и порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса не содержало нормы об обязанности органов исполнительной власти района, сельскохозяйственной организации извещать пенсионеров, не проживающих на территории сельскохозяйственной организации, так как акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были официально опубликованы в Средствах массовой организации, извещение о проведении собрания колхоза «Знамя «Коммунизма» также было размещено на специально, предназначенных для этого местах.
Из исследованного в суде Протокола № 2 собрания уполномоченных колхозов «Знамя Коммунизма» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жители Германии обращались на собрание уполномоченных колхоза о выделении им земельного пая.
В соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 года № 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав все доказательства по делу и оценив в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении искового заявления прокурора Марьяновского района Омской области интересах Чернявской У.Д. к Администрации Марьяновского муниципального района и ЗАО «Знамя» о признании за Чернявской У.Д. право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий в границах Орловского сельского поселения Марьяновского района Омской области на период реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» в 1991-1993 годах, обязании Администрации Марьяновского муниципального района Омской области выделить Чернявской У.Д. для оформления в собственность из земель фонда перераспределения Марьяновского муниципального района Омской области земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий отказать.
В требованиях прокурора Марьяновского района в интересах Чернявской У.Д. о признании права на имущественный пай колхоза «Знамя коммунизма», реорганизованного 25 декабря 1992 года в ЗАО «Знамя», взыскании государственной пошлины отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора Марьяновского района Омской области интересах Чернявской У.Д. к Администрации Марьяновского муниципального района и ЗАО «Знамя» о признании за Чернявской У.Д. право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий в границах Орловского сельского поселения Марьяновского района Омской области на период реорганизации колхоза «Знамя Коммунизма» в 1991-1993 годах, обязании Администрации Марьяновского муниципального района Омской области выделить Чернявской У.Д. для оформления в собственность из земель фонда перераспределения Марьяновского муниципального района Омской области земельную долю размером 12.4 га сельскохозяйственных угодий отказать.
В требованиях прокурора Марьяновского района в интересах Чернявской У.Д. о признании права на имущественный пай колхоза «Знамя коммунизма», реорганизованного 25 декабря 1992 года в ЗАО «Знамя», взыскании государственной пошлины отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
На решение суда может быть подана жалоба в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.
Председательствующий О.И. Тишковец
.