Дело № 2-718/2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2010 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи О.И. Тишковец,
при секретареА.В. Базыловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Росприроднадзора по Омской области к ООО «Гидротранссервис» о признании использования водного объекта р. Иртыш в отсутствие разрешительных документов незаконными, приостановлении разведки и добычи песка до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, обязании освобождения акватории водного объекта р.Иртыш,
у с т а н о в и л :
Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в суд с иском к ООО «Гидротранссервис» о признании использования водного объекта р. Иртыш в отсутствие разрешительных документов незаконным, приостановлении разведки и добычи песка до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, обязании освобождения акватории водного объекта р.Иртыш,.
В обоснование требований указало, что на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Омской области о проведении внеплановой выездной проверки от 09.09.2010 года № 235 н проведена внеплановая выездная проверка ООО «Гидротранссервис». В ходе надзорных мероприятий, проведённых Управлением Росприроднадзора по Омской области установлено: 22.09.2010 года в 10 час. 30 мин. на участке 1916,4 км от устья р. Иртыш плавкраном КПЛ 5-30 № 825 проводились работы по погрузке грунта на баржу МПП-1034. По информации Омского линейного отдела Обь-Иртышского Управления Государственного морского и речного надзора от 09.09.2010 04.2-8/139 (вх. от 09.09.2010 г. № 2822) плавкран КПЛ 5-30 № 825 принадлежит ООО «Речник», зарегистрирован 24.08.2007, регистрационный номер 24-24, идентификационный номер ОИ-11-100 и находится в аренде у ООО «Гидротранссервис».
ООО «Гидротранссервис» имеет лицензию на право пользования недрами ОМС 80078 ТЭ от 13.08.2010 с целью разведки и добычи песков на Покровском участке недр. Участок расположен в 0,5 км юго-западнее пос. Покрово-Иртышское на отрезке 1914,8-1918,4 км основного судового хода р. Иртыш (по лоцманской карте 2001 года). Длина участка соглашения составляет 3,6 км, ширина 04-05 км, площадь 162,83 га. План развития горных работ на 2010 год согласован Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора (протокол рассмотрения календарных планов развития горных работ на 2010 год № 100). Объем горных работ на 2010 год составляет 13,560 тыс. куб.м. проверочными действиями выявлено, что Решения о предоставлении водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых ООО «Гидротранссервис» неимеет, чтоподтверждается объяснительной от 22.09.2010 года директора ООО «Гидротранссервис» Рыжевского Ю.В., постановлением о назначении административного наказания № В-496/1 -в.
В силу ч. 1 ст. 9 ВК РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ (договор водопользования, решение о предоставлении водного объекта в пользование ст.ст. 11-23).
Согласно ст. 11 ВК РФ основанием для водопользования в целях разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов является решение о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.Вместе с тем проверка показала, что ООО «Гидротранссервис» решения Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области о предоставлении в пользование водного объекта - реки Иртыш на указанном выше участке русловой части для каких-либо целей не получало.
В соответствии со ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе платности использования водных объектов.
В силу ч. 3 ст. 10 ВК РФ основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решениюсуда является использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 19 Методики исчисления вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 13.04.2009 № 87 установлен порядок исчисления вреда водным объектам загрязнением взвешенными веществами при разведке и добыче полезных ископаемых без наличия документов на основании которых возникает право пользования водными объектами.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с п. 4.1.4. Положения об Управлении Росприроднадзора по Омской области» от 25.11.2008г. № 484 Управление Росприроднадзора по Омской области осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Представитель Управления Росприроднадзора по Омской области Щербаков А.Ф. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявлением просил дело рассмотреть в их отсутствие, заявленные требования поддержал в полном объеме и уточнил, что на первой странице акта ошибочно указано, что проверка исполнения требований природоохранного законодательства проведена Управлением 21.09.2010 года, тогда как фактически проверка была проведена 22.09.2010 года, в связи, с чем просит считать указанную в акте дату «21.09.2010 г.» опиской.
Представитель ООО «Гидротранссервис» Вадимова И.А., действующая на основании доверенности, требования не признала, суду пояснила, что в акте проверки от 30.09.2010 года указана дата выявления правонарушения - 21.09.2010 года, а в исковом заявлении указана дата 22.09.2010 года. По правонарушению, установленному 22.09.2010 года, организация и руководитель были привлечены к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ. Постановления обжалованы не были, так как в организации не было юриста. Штрафы по двум постановлениям были оплачены. Основаниями внеплановой проверки в соответствии с п. 10 Административного регламента, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 26.08.2008 года № 192 могут быть: истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений; по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, информации СМИ, органов местного самоуправления о следующих фактах: возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда здоровью животных, окружающей среде, безопасности государства; причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Посчитав, что есть такой случай Росприроднадзор инициировал проверку и составил акт. В соответствии с п. 4 Регламента конечным результатом мероприятия по федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов является составление акта проверки. В случае выявления в ходе мероприятия по контролю нарушений должностное лицо Росприроднадзора или его территориального органа на основании акта проверки выдает уполномоченному представителю юридического или физического лица предписание об устранении выявленных нарушений. В пункте 28 Регламента указано, что к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы. В данном случае таких документов нет. Статьей 10 Водного кодекса РФ указаны случаи, когда уполномоченный орган вправе обращаться в суд, то есть после вынесения предупреждения, возможно имеется ввиду предписание. Позже 22.09.2010 года никто ничего не проверял. Без соблюдения досудебной процедуры, иск не подлежит удовлетворению. В пункте 2 ст. 11 Водного кодекса РФ указано, что водные объекты предоставляются в пользование на основании решений, но есть п. 15 ч. 3 Водного кодекса РФ, где указано, что не требуется принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае добычи полезных ископаемых. У организации имеется лицензия на добычу песков, решение о предоставлении водного объекта в пользование отсутствует.
Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 15 ч. 2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Право собственности на водные ресурсы установлено Конституцией РФ, Водным кодексом РФ и другими актами.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.8 ч.5 ст. 36 Водного кодекса РФ Управление Росприроднадзора по Омской области, как орган, осуществляющий указанные полномочия вправе предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Из материалов дела судом установлено.
Согласно Распоряжению Управления Росприроднадзора по Омской области от 09 сентября 2010 года проведена внеплановая проверка соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Гидротранссервис» (л.д.13), по результатам которой составлен акта проверки Управления Росприроднадзора по Омской области ООО «Гидротранссервис» № В-496-в от 30.09.2010 года и протокол об административном правонарушении № В-496/1 от 22 сентября 2010 года.
Управление Росприроднадзора по Омской области» осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов в соответствии с п. 4.1.4. Положения об Управлении Росприроднадзора по Омской области» от 25.11.2008 года № 484.
Из акта проверки Управления Росприроднадзора по Омской области ООО «Гидротранссервис» № В-496-в от 30.09.2010 года следует, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения п. 6 ч.2 ст. 11 Водного Кодекса - пользование водным объектом для разработки и добычи полезных ископаемых осуществляется без решения о предоставлении водного объекта. Лицом, допустившим правонарушение, является ООО «Гидротранссервис» и должностное лицо - директор ООО «Гидротранссервис» Рыжевский Ю.В. (л.д. 10).
Из справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области от 30 сентября 2010 года следует, что в ходе проведения проверки установлено: 22 сентября 2009 года в 10 часов 30 минут ООО «Гидротранссервис» на 1916.4 км от устья р. Иртыш плавкраном КПЛ 5-30 № 825 проводились работы по погрузке грунта на баржу МПП-1034. ООО «Гидротранссервис» имеет лицензию на право пользования недрами ОМС 80078 ТЭ от 13.08.2010 с целью разведки и добычи песков на Покровском участке недр. Участок расположен в 0,5 км юго-западнее пос. Покрово-Иртышское на отрезке 1914,8-1918,4 км основного судового хода р. Иртыш (по лоцманской карте 2001 года). Длина участка соглашения составляет 3,6 км, ширина 04-05 км, площадь 162,83 га. План развития горных работ на 2010 год согласован Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора (протокол рассмотрения календарных планов развития горных работ на 2010 год № 100). Объем горных работ на 2010 год составляет 13,560 тыс. куб.м. проверочными действиями выявлено, что Решения о предоставлении водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых ООО «Гидротранссервис» не имеет л.д.11).
Согласно протоколу об административном правонарушении № В-496/1 от 22 сентября 2010 года, 22 сентября 2009 года в 10.30 часов установлено, что ООО «Гидротранссервис» на 1916,4 км от устья р.Иртыш плавкраном КПЛ 5-30 № 825 проводились работы по погрузке грунта на баржу МПП - 1034. ООО «Гидротранссервис» осуществляет работы на Покровском участке недр, на отрезке 1914,8 - 1918,4 км реки Иртыш при отсутствии решения о предоставлении объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, что является нарушением требований ст.11 ч.2 п.6 Водного кодекса РФ, в действиях юридического лица ООО «Гидротранссервис», содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий (л.д. 6).
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по Омской области Альберти Н.В. от 27 сентября 2010 года № В-496/1-в, ООО «Гидротранссервис» признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 8).
Согласно постановлению государственного инспектора Российской Федерации по Омской области Альберти Н.В. от 27 сентября 2010 года № В-496/2-в, Рыжевский Юрий Владимирович, директор ООО «Гидротранссервис» признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей (л.д. 9).
Представитель ООО «Гидротранссервис» Вадимова И.А. в суде пояснила, что указанные постановления о привлечении юридического лица и должностного лица к административной ответственности они не обжаловали ввиду отсутствия юриста в организации.
Судом установлено, что ООО «Гидротранссервис» предоставлено право разведки и добычи песков на Покровском участке недр. Участок расположен в 0,5 км юго-западнее пос. Покрово-Иртышское на отрезке 1914,8-1918,4 км р. Иртыш (по лоцманской карте 2001 года) в Омском районе Омской области. Срок окончания действия лицензии 31 декабря 2030 года (л.д.14), что подтверждается лицензией на право пользования недрами ОМС 80078 ТЭ от 13.08.2010 года.
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект представляет собой сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, в Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).
Самовольное занятие водного объекта - это его несанкционированный захват с целью дальнейшего использования. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты: право долгосрочного пользования; право краткосрочного пользования; право ограниченного пользования (водный сервитут).
В соответствии со статьей 23 Водного кодекса РФ участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи.
В силу ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водный объект, находящийся в федеральной собственности, предоставляется в пользование на основании решения о предоставлении объекта в пользование.
Река Иртыш, согласно критериям отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640, является объектом, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
В силу ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.
Из объяснительной директора ООО «Гидротранссервис» Рыжевского Ю.В. (л.д.7) следует, что право пользования водным объектом рекой Иртыш в целях разведки и добычи полезных ископаемых не имеют, так как своевременно не подготовили материалы. Сейчас занимаются подготовкой материалов для получения Решения о предоставлении водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых в Минпроме Омской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" установлен порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.
В части 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: обеспечения обороны страны и безопасности государства, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, в том числе для разведки и добычи полезных ископаемых.
В ходе судебного разбирательства факт отсутствия решения о предоставлении водного объекта в пользование представителем ООО «Гидротранссервис» не оспаривался.
Доводы представителя ООО «Гидротранссервис» о том, что не требуется принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае добычи полезных ископаемых, суд считает необоснованными, так как частью 3 ст. 11 Водного кодекса российской Федерации предусмотрено, что не требуется заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, в том числе для разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачина болотах,за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.
В силу ч. 3 ст. 10 ВК РФ основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решениюсуда является использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Гидротранссервис» имеет лицензию на право пользования недрами с целью разведки и добычи песков на Покровском участке недр, между тем, решение о предоставлении водного объекта в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых у ООО «Гидротранссервис» отсутствует, в связи с этим нарушены требования ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ.
Доводы представителя ответчика ООО «Гидротранссервис» о том, что уполномоченный орган вправе обращаться в суд после вынесения предупреждения (предписание) не обоснованы, так как Управлением Росприроднадзора по Омской области заявлены требования о приостановлении разведки и добычи песка до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, а не о прекращении права пользования водным объектом.
На основании вышеизложенного суд пришёл к выводу, что исковое заявление Управления Росприроднадзора по Омской области к ООО «Гидротранссервис» подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Росприроднадзора по Омской области к ООО «Гидротранссервис» о признании использования водного объекта р. Иртыш в отсутствие разрешительных документов незаконными, приостановлении разведки и добычи песка до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, обязании освобождения акватории водного объекта р.Иртыш удовлетворить.
Признать использование ООО «Гидротранссервис» водного объекта р.Иртыш на отрезке 1914,8 - 1918,4 км основного судового хода по лоцманской карте, в 0.5 км юго-западнее с.Покрово - Иртышское с целью разведки и добычи песков в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование незаконным.
Приостановить разведку и добычу ООО «Гидротранссервис» песка на отрезке 1914,8 - 1918,4 км основного судового хода по лоцманской карте, в 0.5 км юго-западнее с.Покрово - Иртышское до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Обязать ООО «Гидротранссервис» освободить акваторию водного объекта р.Иртыш на отрезке 1914,8-1918,4 км основного судового хода по лоцманской карте, в 0.5 км юго-западнее с.Покрово - Иртышское до 01 декабря 2010 года.
Взыскать с ООО «Гидротранссервис» в бюджет Марьяновкого муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья О.И. Тишковец