Гр. дело № 2-761/2010
ОПРЕДЕЛЕНИЕ28 декабря 2010 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тишковец О.И.,
при секретаре Петушковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, расположенной в <данные изъяты> и возложении обязанности администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Марьяновского муниципального района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, расположенной в <данные изъяты> и возложении обязанности администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходов.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Марьяновского района в городском поселении Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области установлены факты несанкционированного размещения коммунальных отходов. Площадь земельного участка, на котором размещены отходы, составляет свыше <данные изъяты>. Данная свалка находится в <данные изъяты>.
Данный факт подтверждается фотосъемкой прокуратуры района в присутствии двух понятых.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района по очистке территорий муниципального образования от отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке.
Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения городского поселения Марьяновка Марьяновского района, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (круг которых определить невозможно, поскольку, в соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждому гарантировано право свободно передвигаться).
В судебном заседании старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Кудрявцев С.С. от требований прокурора к администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области отказался в связи с добровольным исполнением требований. Просил производство по делу прекратить.
Представитель администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области Зырянов О.В., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что несанкционированная свалка коммунальных отходов, расположенная в <данные изъяты>, ликвидирована.
Выслушав старшего помощника прокурора Марьяновского района Кудрявцева С.С., представителя администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области Зырянова О.В., изучив материалы дела, оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле судом установлено.
Из объяснения от ДД.ММ.ГГГГ Д.Н.Э. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он участвовал в качестве понятого в проводимой прокуратурой Марьяновского района проверке за исполнением законодательства по обращению с отходами производства и потребления. В ходе данной проверки были установлены факты несанкционированного размещения коммунальных отходов. Так, во дворе дома № <адрес> по улице <адрес>, была обнаружена несанкционированная свалка, площадь земельного участка, на котором были размещены отходы, составляет примерно <данные изъяты> Граждан, размещающих отходы на данном участке, установить не удалось (л.д. 16).
Аналогичные объяснения даны Р.Г.Б. (л.д.17).
В материалах дела имеется фотографии (л.д.6-15) на которых усматривается несанкционированная свалка коммунальных отходов.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в недра и на почву.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно Уставу муниципального образования городское поселение Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области (п. 18 ст. 4 Устава) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения.
Право на отказ от иска закреплено в ч.1 ст.39 ГПК РФ. Отказ от иска относится к распорядительным правам истца, напрямую связанную с его материальными притязаниями, является проявлением принципа диспозитивности гражданского процесса. Данное основание является основанием для прекращения производства по гражданскому делу.
Согласно ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если: истец отказался от иска и отказ принят судом.
При изложенных обстоятельствах, суд принимает отказ заявителя от заявленных требований, считает, что отказ от заявления не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по гражданскому делу по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, расположенной в <данные изъяты> и возложении обязанности администрации городского поселения Марьяновка Марьяновского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходов, прекратить в связи с отказом от заявленных требований.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Омский областной суд через Марьяновский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья О.И. Тишковец