Дело № 2-764/2010 года
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
31 декабря 2010 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тишковец О.И.
при секретаре Базыловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействие администрации "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по не определению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области незаконными и противоречащими положением статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и возложении обязанности на администрацию "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определить места отбывания исправительных работ на территории "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействие администрации "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по не определению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области незаконными и противоречащими положением статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и возложении обязанности на администрацию "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определить места отбывания исправительных работ на территории "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области.
В обосновании заявления указал, что прокуратурой района в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в деятельности администрации "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, в результате которой выявлены нарушения указанного закона.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Часть 1 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В силу ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Согласно статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
В соответствии со ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ.
В силу ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительнымиинспекциями, по в районе места жительства осужденного.
Из смысла указанных норм лишь органы местного самоуправления определяют места отбытия исправительных работ на территории муниципального образования.
Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главой "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района принято распоряжение №, согласно которому вакантные рабочие места для осужденных к исправительным работам на территории поселения отсутствуют. Таким образом, администрацией "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района перечень мест отбывания исправительных, работ на территории поселения не определен, с уголовно-исполнительной инспекцией не согласован.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту прокурором района главе "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступил ответ на указанное представление за подписью главы "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Гречуха С.Н.
Из указанного ответа видно, что требования прокурора удовлетворены не в полном объеме, до настоящего времени администрацией "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области не определен перечень мест отбывания исправительных работ на территории "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района, несмотря на наличие предприятий, организаций и учреждений.
Таким образом, бездействие администрации "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области негативным образом влияет на достижение целей уголовно-исполнительного законодательства по исправлению осужденных, а также предупреждению совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Фактическое не определение администрацией "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района перечня мест отбывания исправительных работ делает невозможным их исполнение на территории поселения.
Часть 1 статьи 254 ГПК РФ предусматривает право прокурора в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления. Части 1, 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, охраняемых законом интересов государства. Требования ч.ч. 3.4 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращения в суд с заявлением, если что го требует защита интересов государства.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Указанные бездействия администрации "В" сельского поселения напрямую затрагивает интересы непосредственно государства, что находит свое подтверждение в следующем.
Отсутствие перечня мест отбывания исправительных работ на территории поселения говорит о вступлении администрации поселения в противоречие с государством. Администрация поселения фактически вторглась в компетенцию непосредственно Российской Федерации, устанавливая на территории поселения, которая является частью Российской Федерации, отдельный от государства собственный порядок не исполнения уголовных наказаний, в результате чего нарушается принцип единого правового конституционного пространства Российской Федерации, непосредственно суверенность и полнота государственной власти. Нарушая единую систему исполнительной власти, регламентированной ст. 77 Конституции Российской Федерации, администрация "В" сельского поселения исключала часть территории государства от исполнения федеральных конституционных законов (УК РФ, УИК РФ), в том числе и федеральным органом исполнительной власти - уголовно-исполнительной инспекцией № 16 Марьяновского района.
Настоящее обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации в части регулирования порядка с условий исполнения и отбывания наказаний.
В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Киселева М.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и просила признать бездействие администрации "В" сельского поселения в части неисполнения обязанностей по определению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, возложенные Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами РФ на органы местного самоуправления незаконным.
Представитель органа местного самоуправления, чьи действия обжалуются - Глава администрации "В" сельского поселения Гречуха С.Н. в судебном заседании требования прокурора признал и пояснил, что этот вопрос на стадии исполнения.
Выслушав помощника прокурора Марьяновского района Киселеву М.В. и Главу "В" сельского поселения Гречуха С.Н., исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление прокурора Марьяновского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации "В" сельского поселения подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 15 ч. 2 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Способы защиты гражданских прав осуществляются способами, установленными ст.12 ГК РФ.
Материалами дела установлено.
Главой "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение №, согласно которому вакантные рабочие места для осужденных к исправительным работам на территории поселения отсутствуют (л.д.11).
Представлением от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Марьяновского района Омской области предложил Главе "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области принять незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства (л.д.6-7).
Из Информации администрации "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № прокурору Марьяновского района Омской области следует, что представление рассмотрено на аппаратном совещании главы с участием заинтересованных лиц, в организациях, расположенных на территории "В" сельского поселения направлены письма о возможности выделения мест под исправительные работы. После получения ответа на них администрацией "В" поселения будет издано соответствующее постановление (л.д.8).
Согласно Сообщению администрации "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № прокурору Марьяновского района Омской области на ДД.ММ.ГГГГ места для отбывания уголовно-исполнительного наказания в виде исправительных работ на территории "В" сельского поселения не определены. Администрацией был послан запрос ДД.ММ.ГГГГ № в ОАО ПКЗ «Омский» о выделении вакантных мест под исправительные работы, ответ не поступил (л.д.10).
Часть 1 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В силу ч. 2 ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Согласно ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
В соответствии со ст. 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание в виде исправительных работ.
В силу ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительнымиинспекциями, по в районе места жительства осужденного.
Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации федеральными министерствами, государственными комитетами, службами иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а так же органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Фактическое неисполнение вышеуказанных положений Федерального законодательства администрацией "В" селського поселения напрямую затрагивает интерсы неопределенного круга лиц.
Также, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ предусматривает право прокурора в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, которыми нарушаются права и свободы. Части 1, 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, охраняемых законом интересов государства. Требования ч.ч. 3, 4 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращения в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации.
Из ст. 11 ГПК РФ следует, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что заявление прокурора Марьяновского района Омской области обоснованно и подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст.333.36 НК РФ прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобождён.
Статья 333.36 НК РФ предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.98, 194 - 198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействие администрации "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по не определению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области незаконными и противоречащими положением статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и возложении обязанности на администрацию "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в соответствии с требованиями статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определить места отбывания исправительных работ на территории "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в части неисполнения обязанностей по определению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, возложенные Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами РФ на органы местного самоуправления незаконным.
Обязать администрацию "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области определить места отбывания исправительных работ на территории "В" сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.
Судья О.И. Тишковец
.