Решение по делу № 2-138/2011 по иску прокурора в интересах Николаева Л.К. к администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района о признании действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий незакон



Дело № 2-138/2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 марта 2011 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи О.И. Тишковец,

при секретаре Базыловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Николаева Л.К. к администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К. незаконным и возложении обязанности на администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К., взыскания государственной пошлины,

у с т а н о в и л :

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Николаева Л.К. к администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К. незаконным и возложении обязанности на администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К., взыскания государственной пошлины.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Марьяновского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Доступное комфортное жилье -гражданам России» на территории Марьяновского района, в рамках которой проверено соблюдение администрацией Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

По результатам проверки установлено, что администрацией поселения в части учета граждан указанной категории граждан не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 года № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).

Обеспечение жильем ветеранов ВОВ (членов семей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, должно было быть завершено к 01.05.2010 года согласно предыдущей редакции Указа. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 года № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 года. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), предоставляется следующая мера социальной поддержки -обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что Николаевым Л.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющимся участником Великой Отечественной войны, было подано заявление о принятии на учет на улучшение жилищных условий, однако администрацией Васильевского сельского поселения было отказано Николаеву Л.К. в постановке на учет на основании ст. 53 ЖК РФ, поскольку жилой дом, общей площадью 44,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий ему на праве собственности, согласно договора купли -продажи земельного участка с домовладением от ДД.ММ.ГГГГ был передан в собственность ФИО7

Администрацией Васильевского сельского поселения отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий, мотивируя тем, что Николаев Л.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющийся участником Великой Отечественной войны, при этом имеющий инвалидность второй группы (общее заболевание), намеренно ухудшил свое жилищное положение.

Однако сделка по отчуждению жилого помещения была совершена в целях переезда к своим родственникам, по причине невозможности осуществлять в силу возраста уход за собой, в связи с чем, отказ администрации нельзя признать правомерным.

Своим действием по отказу в постановке на учет на улучшение жилищных условий, администрация Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К..

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также гражданина, который по возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Грициков К.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что считает отказ администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области необоснованным. Николаев Л.К. в силу своего возраста и инвалидности не может самостоятельно осуществлять за собой уход. Просил признать действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К. незаконным и возложить обязанности на администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К.

Соистец Николаев Л.К. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, заявлением просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, так как приехать не может по состоянию здоровья.

Представитель ответчика администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Рыбьяков А.Г., действующий на основании доверенности в суде пояснил, что Николаеву Л.К. 97 лет, в жилом доме, в котором он проживал, отсутствовал газ, водопровод. Дочь ФИО3, ФИО5 обратилась в администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области с вопросом о постановке на учет на улучшение жилищных условий её отца, участника Великой Отечественной войны. ФИО5 принесла следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Николаев Л.К. собственником данного жилого помещения не является; справки ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области; договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Николаев Л.К. продал <адрес> земельный участок находящиеся по адресу: <адрес>; военный билет; удостоверение участника Великой Отечественной войны, имеющего право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах»; справку ВТЭК, удостоверяющую, что Николаев Л.К. имеет вторую группу инвалидности; справку администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о составе семьи. Согласно протоколу № заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Васильевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение оботказе в постановке на учет Ветерану Великой Отечественной войны Николаеву Л.К. Комиссия руководствовалась ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. С исковыми требованиями прокурора согласен.

Представитель третьего лица администрации Марьяновского муниципального района Омской области Антонишин Д.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования признал, в суде пояснил, что согласно Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». В связи с этим необходимо поставить на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К.

Представитель третьего лица Правительства Омской области Мельникова Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №/ПП-516/01 надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, заявлением просила суд рассмотреть дело в её отсутствие. В заявлении указала, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной работе, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В статье 2 Федерального закона «О ветеранах» указан перечень лиц, относящихся к ветеранам Отечественной войны - это лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.

Меры социальной поддержи членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» В качестве одной из мер предусмотрено однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, средства па их реализацию ежегодно предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций и рассчитываются для каждого из лиц исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

Судом установлено, что Николаев Л.К. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается копией удостоверения серии ВВ № выданного Отделом социальной защиты населения Марьяновского МО ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

Из копии военного билета серии АИ № следует, что Николаев Л.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. призван по мобилизации Марьяновским РВК Омской области 12.07.1941 года. Демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25.09.1945 года.

Из копии справки сер МСЭ-006 № от ДД.ММ.ГГГГ, Николаев Л.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет вторую группу инвалидности. Общее заболевание. Инвалидность установлена бессрочно (л.д.19).

Согласно договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ Николаев Л.К. продал <адрес> и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес> (л.д.14-16).

Из справки администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Николаев Л.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживают ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - зять, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- дочь (л.д.17).

Согласно Акту обследования жилищных условий Николаева Л.К., проживающего по адресу: <адрес>, в жилом помещении имеется водопровод, канализация, санузел, центральное отопление (л.д.30).

В материалах дела представлена информация Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что сведения о правах Николаева Л.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес> не может быть представлена, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав отсутствуют (л.д.10-11).

Согласно копии протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Васильевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Николаеву Л.К. отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ на основании предоставленного документа договора купли - продажи рег. округа № от ДД.ММ.ГГГГ. Ветераны, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действия.

В силу ст. 23.2Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилья, указанных в ст. 14-19, 21 Закона "О ветеранах", то есть в том числе и членов семей умерших участников Великой Отечественной войны.

Во исполнение ст. 23.2 указанного закона Правительство России постановлением от 15.10.2005 года N 614 утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

В целях реализации указанного полномочия и на основании статьи 13 Закона Омский области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ Кодекс Омской области «О социальной защите отдельных категорий граждан» Правительством Омской области принято постановление от 26 июля 2006 года № 99-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17 -19 и 21 Закона «О ветеранах».

Согласно пункту 7 Порядка органы местного самоуправления Омской области формируют списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Граждане, претендующие на включение в указанный список, представляют в орган местного самоуправления следующие документы:

  1. заявление о предоставлении социальной выплаты, содержащее согласие гражданина на обработку предусмотренных заявлением персональных данных гражданина;
  2. копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
  3. документ, подтверждающий отнесение заявителя к соответствующей категории граждан;
  4. копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение;
  5. копию финансового лицевого счета или выписку из домовой книги по месту жительства;
  6. справки из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" о наличии (отсутствии) в собственности у гражданина и членов его семьи жилых помещений на территории Омской области.

Орган местного самоуправления Омской области рассматривает заявление и по его результатам принимает решение о включении либо об отказе во включении заявителя в список граждан, претендующих на получение социальных выплат (пункты 8, 9 Порядка).

Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Министерство труда и социального развития Омской области, которое ежегодно формирует сводный список и передаст его в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании пунктов 5, 12, 13 Порядка является единственным уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам выплат, удостоверенных соответствующим свидетельством, на строительство или приобретение жилого помещения и ежегодно готовит и представляет в Правительство Омской области предложения по распределению средств, предусмотренных на предоставление выплат гражданам. Правительство Омской области ежегодно утверждает распределение данных средств по муниципальным образованиям Омской области.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися и жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение содержатся в разделе II Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», при несоответствии данным требованиям жилое помещение признается непригодным для проживания.

В соответствии с пунктами 7, 8 Положения признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, па основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям.

Таким образом, Николаев Л.К. являясь участником Великой отечественной войны, инвалидом 2 группы, общее заболевание, инвалидность установлена бессрочно, не способный к трудовой деятельности был вынужден продать, принадлежащее жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, которое не являлось благоустроенным и не соответствовало требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

Исходя их изложенного Николаев Л.К. участник Великой отечественной войны имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.

При указанных обстоятельствах исковое заявление прокурора следует удовлетворить, признать действия администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К. незаконным и обязать администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К..

Согласно подпункту 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Николаева Л.К. к администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К. незаконным и возложении обязанности на администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К., взыскания государственной пошлины удовлетворить.

Признать действия администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К. незаконным.

Обязать администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий участника Великой Отечественной войны Николаева Л.К..

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.

Судья О.И. Тишковец