Дело № 2-139/2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2011 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи О.И. Тишковец,
при секретаре А.В.Базыловой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Хрокало В.А. к администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А. незаконным и возложении обязанности на администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А., взыскания государственной пошлины,
у с т а н о в и л :
Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Хрокало В.А. к администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А. незаконным и возложении обязанности на администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А., взыскания государственной пошлины.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Марьяновского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации приоритетного национального проекта «Доступное комфортное жилье -гражданам России» на территории Марьяновского района, в рамках которой проверено соблюдение администрацией Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
По результатам проверки установлено, что администрацией поселения в части учета граждан указанной категории граждан не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 года № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).
Обеспечение жильем ветеранов ВОВ (членов семей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, должно было быть завершено к 01.05.2010 года согласно предыдущей редакции Указа. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 года № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 года. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляется следующая мера социальной поддержки -обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что Хрокало В.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющейся вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, было подано заявление о принятии на учет на улучшение жилищных условий, однако администрацией Васильевского сельского поселения было отказано Хрокало В.А. в постановке на учет на основании ст. 53 ЖК РФ, поскольку жилой дом, общей площадью 44,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий ей на праве собственности, согласно договора купли - продажи земельного участка с домовладением от ДД.ММ.ГГГГ был передан в собственность ФИО7
Администрацией Васильевского сельского поселения отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий, мотивируя тем, что Хрокало В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющаяся вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, при этом имеющая инвалидность второй группы (общее заболевание), намеренно ухудшила свое жилищное положение.
Однако, сделка по отчуждению жилого помещения была совершена задолго до издания Указа, а также в целях переезда к своим родственникам по причине невозможности осуществлять в силу возраста уход за собой, помимо этого, в проданной Хрокало В.А. квартире отсутствовали водопровод, канализация, в связи с чем, отказ администрации нельзя признать правомерным.
Своим действием по отказу в постановке на учет на улучшение жилищных условий, администрация Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы умершего участника Великой Отечественной Войны Хрокало В.А..
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также гражданина, который по возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Грициков К.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснил, что считает отказ администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области необоснованным. Хрокало В.А., как вдова умершего участника Великой Отечественной войны проживала в жилом помещении, в котором отсутствовали необходимые для жизни удобства, не могла самостоятельно ухаживать за собой. Просил признать действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А. незаконным и возложить обязанности на администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А.
Соистец Хрокало В.А. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, заявлением просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, так как приехать не может по состоянию здоровья.
Представитель ответчика администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Рыбьяков А.Г., действующий на основании доверенности в суде пояснил, что невестка Хрокало В.А., ФИО4 обратилась в администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области с вопросом о постановке на учет на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А. ФИО4 принесла следующие документы: справки ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области; справку администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о составе семьи; удостоверение, выданное Управлением министерства труда и социального развития Омской области по Марьяновскому району Омской области ДД.ММ.ГГГГ о том, что Хрокало В.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших военнослужащих; договор купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Хрокало В.А. продала квартиру № № и земельный участок находящиеся по адресу: <адрес>; справку МСЭ-2001 №, удостоверяющую, что Хрокало В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет вторую группу инвалидности. Согласно протоколу № заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Васильевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение оботказе в постановке на учет вдове умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А. Комиссия руководствовалась ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок. С исковыми требованиями прокурора согласен.
Представитель третьего лица администрации Марьяновского муниципального района Омской области Антонишин Д.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования признал, в суде пояснил, что согласно Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». В связи с этим необходимо поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А.
Представитель третьего лица Правительства Омской области Мельникова Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №/ПП-516/01 надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, заявлением просила суд рассмотреть дело в её отсутствие. В заявлении указала, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» с учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной работе, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В статье 2 Федерального закона «О ветеранах» указан перечень лиц, относящихся к ветеранам Отечественной войны - это лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Меры социальной поддержи членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлены статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» В качестве одной из мер предусмотрено однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения.
В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, средства на их реализацию ежегодно предусматриваются в Федеральном фонде компенсаций и рассчитываются для каждого из лиц исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Судом установлено, что Хрокало В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является женой умершего военнослужащего, участника, инвалида Великой Отечественной войны Хрокало В.З., что подтверждается копией свидетельства о браке, выданного Васильевским сельским советом ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке Управления министерства труда и социального развития Омской области по Марьяновскому району Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, Хрокало В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Хрокало В.З. и имеет право на льготы, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д.19).
Из сообщения департамента ЗАГС Министерства государственно-правового развития Омской области - Марьяновский район от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в архиве департамента ЗАГС Министерства государственно- правового развития Омской области - Марьяновский район имеется запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Хрокало В.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дата смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии удостоверения серии ВВ №, выданного Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Марьяновскому району, Хрокало В.А. имеет право и льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» и копия удостоверения серии В №, выданной Управлением министерства труда и социального развития Омской области по Марьяновскому району Омской области ДД.ММ.ГГГГ о том, что Хрокало В.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен умерших военнослужащих (л.д.18).
Из копии справки сер МСЭ-2001 № от ДД.ММ.ГГГГ, Хрокало В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет вторую группу инвалидности. Общее заболевание, ограничение способности к трудовой деятельности третей степени. Инвалидность установлена бессрочно. Не способна к трудовой деятельности (л.д.20).
Согласно договору купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ Хрокало В.А. продала <адрес> и земельный участок находящиеся по адресу: <адрес> (л.д.15-16).
Из справки администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Хрокало В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ней проживают ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- сын, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - невестка (сноха), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - внук (л.д.13).
Согласно Акту обследования жилищных условий Хрокало В.А., проживающей по адресу: <адрес>, в жилом помещении имеется водопровод, канализация, санузел, центральное отопление (л.д.25).
В материалах дела представлена информация Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что сведения о правах Хрокало В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес> не может быть представлена, поскольку в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав отсутствуют (л.д.10-11).
Согласно копии протокола № 11 заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Васильевского сельского поселения от 24.11.2010 года, Хрокало В.А. отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий. В соответствии с п. 3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ на основании предоставленного документа договора купли- продажи рег. № от ДД.ММ.ГГГГ. Ветераны, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действия.
В силу ст. 23.2Федерального закона РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилья, указанных в ст. 14-19, 21 Закона "О ветеранах", то есть в том числе и членов семей умерших участников Великой Отечественной войны.
Во исполнение ст. 23.2 указанного закона Правительство России постановлением от 15.10.2005 года N 614 утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.
В целях реализации указанного полномочия и на основании статьи 13 Закона Омский области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ Кодекс Омской области «О социальной защите отдельных категорий граждан» Правительством Омской области принято постановление от 26 июля 2006 года № 99-п, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17 -19 и 21 Закона «О ветеранах».
Согласно пункту 7 Порядка органы местного самоуправления Омской области формируют списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Граждане, претендующие на включение в указанный список, представляют в орган местного самоуправления следующие документы:
Орган местного самоуправления Омской области рассматривает заявление и по его результатам принимает решение о включении либо об отказе во включении заявителя в список граждан, претендующих на получение социальных выплат (пункты 8, 9 Порядка).
Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Министерство труда и социального развития Омской области, которое ежегодно формирует сводный список и передаст его в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании пунктов 5, 12, 13 Порядка является единственным уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению гражданам выплат, удостоверенных соответствующим свидетельством, на строительство или приобретение жилого помещения и ежегодно готовит и представляет в Правительство Омской области предложения по распределению средств, предусмотренных на предоставление выплат гражданам. Правительство Омской области ежегодно утверждает распределение данных средств по муниципальным образованиям Омской области.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися и жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение содержатся в разделе II Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», при несоответствии данным требованиям жилое помещение признается непригодным для проживания.
В соответствии с пунктами 7, 8 Положения признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, па основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям.
Таким образом, Хрокало В.А. являясь женой умершего инвалида Великой Отечественной войны Хрокало В.З., инвалидом 2 группы, ограничение способности к трудовой деятельности третей степени, инвалидность установлена бессрочно, не способная к трудовой деятельности была вынуждена продать, принадлежащее жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ, которое не являлось благоустроенным и не соответствовало требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исходя их изложенного Хрокало В.А. являясь членом семьи (женой) умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах исковое заявление прокурора следует удовлетворить, признать действия администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А. незаконным и обязать администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А..
Согласно подпункту 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Хрокало В.А. к администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании действия в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А. незаконным и возложении обязанности на администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А., взыскания государственной пошлины удовлетворить.
Признать действия администрации Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в части отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий вдовы умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А. незаконным.
Обязать администрацию Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поставить на учет на улучшение жилищных условий вдову умершего участника Великой Отечественной войны Хрокало В.А..
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.
Судья О.И. Тишковец