Решение по делу № 2-177/2011 года по иску Воробьевой Т.Ф. к ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение и получение трудовой пенсии по старости



Дело № 2-177/2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 мая 2011 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Тишковец О. И.

при секретаре Базыловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Воробьевой Т.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Марьяновском районе Омской области о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение и получение трудовой пенсии по старости, возложении на ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области обязанности назначить пенсию и выплачивать её, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, включении в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве лаборанта-рентгенолога <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Воробьева Т.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Марьяновском районе Омской области о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение и получение трудовой пенсии по старости, возложении на ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области обязанности назначить пенсию и выплачивать её, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, включить в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве лаборанта-рентгенолога <данные изъяты>.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ по Омской области в Марьяновском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия необходимого стажа на день обращения.

В стаж работы с вредными условиями труда не был включен период:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прохождения обучения, без отрыва от производства непосредственно на рабочем месте по специальности «Рентгенлабораторное дело».

В обоснование решения ответчик сослался на разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5, п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, п. 4 Постановления № 516 от 11.07.2002 года, согласно которым в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включаются периоды работы. Во время нахождения на курсах повышения квалификации работа не осуществляется.

С указанным решением ответчика она не согласна.

В спорный период она проходила обучение по специальности «Рентгенлабораторное дело» без отрыва от производства, на рабочем месте полный день, принимала больных, занималась лечебной деятельностью во вредных условиях труда.

Данное обстоятельство подтверждается представленными документами, согласно которых ей выплачивалась заработная плата в полном объеме, кроме того, в спорный период она работала на 1,5 ставки, то есть находилась во вредных условиях более установленного времени.

Кроме того, в спорный период действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, спорного периода.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности рентгенлаборанта относится в периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Основное условие для назначения льготной пенсии - подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня в спорный период ею выполнено.

В судебном заседании истец Воробьева Т.Ф. исковые требования поддержала и суду пояснила, что получила среднее специальное медицинское образование в <данные изъяты>. По окончанию медицинского училища переведена в <данные изъяты> лаборантом рентгенологом с ДД.ММ.ГГГГ и её сразу отправили на курсы повышения квалификации на 4 месяца. Курсы повышения квалификации проходила в рентгенологическом отделении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После специализации работала рентген - лаборантом и на 0.5 ставки лаборантом до ДД.ММ.ГГГГ, это чуть более 7 лет и 6 месяцев. Пенсионный отдел не засчитал ей 4 месяца повышения квалификации, специализации в <данные изъяты>. Просила включить данный период в специальный стаж и назначить пенсию.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ - УПФР РФ в Марьяновском районе Омской области Зырянов О.В., действующий на основании доверенности, иск не признал по основаниям изложенным в отзыве и суду пояснил, что на период обращения истица за назначением пенсии специального стажа было недостаточно, так как в соответствии с нормативными актами нахождение на курсах повышения квалификации не включается в специальный стаж. Воробьевой необходимо специального стажа 7 лет 6 месяцев, не засчитано в специальный стаж 3 месяца 29 дней. Просил в иске отказать.

Представитель третьего лица, МУЗ Марьяновская ЦРБ, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии с п.п. 1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Согласно п.2 ст.27 указанного федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно действовавшему до 1 января 1992 года регулированию, Списку № 1 и Списку № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, лаборанты-рентгенологи, врачи-рентгенологи и другие работники, занятые в рентгеновских кабинетах и лабораториях, были указаны в Списке № 1. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 были утверждены новые Список № 1 и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Эти списки, введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года, применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пунктов «а» и «б» части первой статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 27).

Согласно разделу ХХI Списка № 1 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173) рентгенологи, техники-рентгенологи, инженеры-рентгенологи, лаборанты-рентгенологи, врачи-рентгенологи и другие работники, занятые в рентгеновских кабинетах и лабораториях и раздела XIX Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10) рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, ангиографических и флюорографических кабинетах имеют право на досрочное пенсионное обеспечение.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

В ходе судебного разбирательства и из материалов дела, судом установлены следующие обстоятельства.

26.01.2011 года истица обратилась в ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области с заявлением о назначении ей досрочно трудовой пенсии (л.д.6).

Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определены документы, необходимые для установления трудовой пенсии.

В процессе судебного разбирательства и в соответствии с документами пенсионного дела установлено, что истицей были представлены указанные документы в ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

Согласно Протоколу заседания комиссии ГУ - УПФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Воробьевой Т.Ф., исключены из специального стажа периоды курсов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8).

Решением комиссии ГУ - УПФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Воробьевой Т.Ф. отказано в установлении пенсии по п.п.1 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ (л.д.9).

Согласно копии трудовой книжки истицы (л.д.10-19), Воробьева Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность р/лаборанта в <данные изъяты> районную больницу и командирована на специализацию в <данные изъяты> по циклу «Ренген/лаборант». Согласно записи от ДД.ММ.ГГГГ считать вернувшейся со специализации.

В материалах дела имеется Справка, выданная ГУ «Управление Здравоохранения <данные изъяты> области» ГКП на ПВХ «<данные изъяты> областная больница» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Катрич Т.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила первичную специализацию по разделу «рентлабораторное дело» на базе <данные изъяты> областной больницы в рентгенологическом отделении (л.д.32).

В соответствии с копией Свидетельства о заключении брака I-КЖ №, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, Воробьев Г.Г. и Катрич Т.Ф. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия: «Воробьева» (л.д.41).

Согласно Справкам, выданным Государственным учреждением <данные изъяты> районного архива <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, имеются начисления заработной платы Воробьевой (Катрич) Т.Ф. за август, сентябрь, ноябрь 1988 год (л.д.33-34).

Согласно Рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 418 «Об оплачиваемых учебных отпусках», период оплачиваемого учебного отпуска (курсов повышения квалификации) должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Действовавшим в период спорных правоотношений трудовым законодательством, а именно ст.112 КЗОТ РСФСР, предусматривалось, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно п.1 Постановления Минтруда РФ от 17 октября 2003г. № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Период нахождения на специализации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Суд считает необходимым обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на работе с вредными условиями труда в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период нахождения истицы на специализации в рентгенологическом отделении Кокчетавской областной больницы с 13.07.1988 года по 12.11.1988 года в календарном порядке.

Таким образом, на период обращения, ДД.ММ.ГГГГ, истица имела специальный стаж 7 лет 2 месяца 10 дней + 03 месяца 29 дней (период нахождения на специализации) = 07 лет 06 месяцев 9 дней, что является достаточным для назначения досрочно трудовой пенсии по старости в в связи с вредными условиями труда по охране здоровья населения.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о необходимости признать незаконным решение комиссии ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии, признать за Воробьевой Т.Ф. право на досрочное назначение и получение трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и возложить на ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области обязанность назначить Воробьевой Т.Ф. указанную выше пенсию и выплачивать ее, начиная с 26 января 2011 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы

В суде истица отказалась от взыскания уплаченной государственной пошлины с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Воробьевой Т.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Марьяновском районе Омской области о признании решения по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, признании права на досрочное назначение и получение трудовой пенсии по старости, возложении на ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области обязанности назначить пенсию и выплачивать её, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, включении в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве лаборанта-рентгенолога <данные изъяты> ЦРБ <данные изъяты> удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии и обязать ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области включить Воробьевой Т.Ф. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на работе с вредными условиями труда в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период нахождения на специализации в рентгенологическом отделении <данные изъяты> больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке.

Признать за Воробьевой Т.Ф. право на досрочное назначение и получение трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и возложить на ГУ - УПФ РФ в Марьяновском районе Омской области обязанность назначить Воробьевой Т.Ф. указанную выше пенсию и выплачивать ее, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд.

Судья О.И. Тишковец