Решение № 2-94/2011



Гражданское дело № 2-94/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

17 февраля 2011 года р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области

под председательством судьи Кузнецова И.Г.,

с участием помощника прокурора Марьяновского района Омской области Киселевой М.В.,
главы администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Юрашавича А.А.,
представителя заинтересованного лица начальника УИИ № 16 Марьяновского района ФБУ МРУИИ № 2 УФСИН РФ по Омской области Гаврилова В.Г.,
при секретаре Малых А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Российской Федерации о признании бездействия администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по неопределению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области незаконным и противоречащим положению ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и о возложении обязанности на администрацию Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района - определить места отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области.

Суд,-

установил:

Прокурор Марьяновского района Омской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по неопределению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области незаконным и противоречащим положению ст. 39 УИК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Киселева М.В. поддержала заявленные прокурором Марьяновского района Омской области требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, попросив установить администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области срок для исполнения обязанности по определению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории поселения до 01 апреля 2011 года.

Представитель заинтересованного лица начальник УИИ № 16 Марьяновского района ФБУ МРУИИ № 2 УФСИН РФ по Омской области Гаврилов В.Г. в судебном заседании заявленные прокурором района требования поддержал в полном объеме, предоставив суду копию постановления главы администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 3 от 07 февраля 2011 года, согласно которому вакантные рабочие места для осужденных к исправительным работам на территории поселения отсутствуют.

Глава администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Юрашевич А.А. в судебном заседании заявленные прокурором района требования признал, пояснив, что в связи с ликвидацией ЗАО «Дружба», которое являлось самым крупным предприятием на территории сельского поселения, в настоящее время вакантные рабочие места на территории сельского поселения отсутствуют. Кроме того, у администрации сельского поселения отсутствуют финансовые средства для исполнения обязанности по трудоустройству осужденных к исправительным работам. Возможность определения рабочих мест для отбывания наказания в виде исправительных работ на территории поселения появится при создании нового предприятия на базе ликвидируемого ЗАО.

Выслушав пояснения помощника прокурора Марьяновского района Омской области Киселевой М.В., главы администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Юрашевича А.А., начальника УИИ № 16 Марьяновского района ФБУ МРУИИ № 2 УФСИН РФ по Омской области Гаврилова В.Г., изучив материалы дела, суд находит заявленные прокурором Марьяновского района Омской области требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

В силу ч. 1 ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 50 УК РФ, а также судебного толкования, данного в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 года № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», исправительные работы могут быть назначены лишь осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим это наказание, но в районе места жительства осужденного.

Нормативное положение аналогичного содержания закреплено в ч. 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, п. 64 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009 года.

Как следует из статьи 132 Конституции РФ, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Таким образом, передача органам местного самоуправления указанных выше государственных полномочий Конституции РФ не противоречит.

Осужденные к исправительным работам осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, заводах и так далее независимо от форм собственности, следовательно, на них распространяются и нормы трудового законодательства.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о том, что отсутствие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специального указания об отнесении обязанности органа местного самоуправления определять места для отбывания наказания в виде исправительных работ к вопросам местного значения, не исключает исполнение данной обязанности, поскольку она возложена специальными законами - Уголовным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, являющимися кодифицированными правовыми актами.

Доводы главы администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области об отсутствии финансовых средств для исполнения обязанности по определению мест отбывания наказания в виде исправительных работ не могут быть приняты во внимание, так как действующее законодательство, определяя круг обязанностей субъектов, участвующих в реализации уголовных наказаний, исполнение данных обязанностей под условие финансовой обеспеченности органа местного самоуправления не ставит.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что неопределение администрацией Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории сельского поселения не основано на законе и противоречит уголовному и уголовно-исполнительному законодательству РФ.

Суд приходит к мнению, что срок (до 01 апреля 2011 года), который просит помощник прокурора Марьяновского района Омской области установить администрации сельского поселения для устранения нарушения закона, не является достаточным для исполнения указанной обязанности, и считает необходимым установить срок для определения мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области до 01 июня 2011 года.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36. НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд,-

решил:

Признать бездействие администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по неопределению мест отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области незаконным и противоречащим положению ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Обязать администрацию Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района определить места отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ на территории Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области до 01 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Марьяновский районный суд.

Председательствующий: И.Кузнецов