Решение № 2-64/2011



Гражданское дело № 2-64/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года                 р.п. Марьяновка

Марьяновский районный суд Омской области

под председательством судьи Кузнецова И.Г.
при секретаре Малых А.С.,

с участием помощника прокурора Марьяновского района Омской области Грицикова К.А.,
истца Борискина А.И.,
представителя ответчика администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапова Д.В.,
представителя ответчика МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Тыш Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Борискина А.И. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Правительству Омской области, муниципальному учреждению здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия Правительства Омской области и администрации Марьяновского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» Борискина А.И. в виде компенсации расходов по оплате общей площади жилого помещения, компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов по оплате электроэнергии для освещения жилого помещения и о возложении обязанности на Правительство Омской области и администрацию Марьяновского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику Борискина А.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате общей площади жилого помещения, компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов по оплате электроэнергии для освещения жилого помещения.

Суд,-

установил:

Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд в интересах Борискина А.И. с иском о признании действий Правительства Омской области, бездействия главы администрации Марьяновского муниципального района Омской области, МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» по непредоставлению Борискину А.И., как медицинскому работнику МУЗ «Марьяновская ЦРБ», в период с 01.01.2009 года по 31.12.2010 года мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, понесенных расходов на оплату отопления, расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, предусмотренных Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», незаконными, нарушающими ее права, охраняемые Конституцией и законами РФ, и о возложении на Правительство Омской области и главу администрации Марьяновского муниципального района Омской области обязанности установить и предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику МУЗ «Марьяновская ЦРБ» Борискину А.И.

Помощник прокурора Марьяновского района Омской области Грициков К.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом уточнил исковые требования, попросив признать незаконным бездействия Правительства Омской области и администрации Марьяновского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» Борискина А.И. в виде компенсации расходов по оплате общей площади жилого помещения, компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов по оплате электроэнергии для освещения жилого помещения и возложить обязанность на Правительство Омской области и администрацию Марьяновского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику Борискина А.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате общей площади жилого помещения, компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов по оплате электроэнергии для освещения жилого помещения.

Истец Борискин А.И. заявленные прокурором Марьяновского района Омской области уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив суду, что он с 1999 года работает заместителем главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности муниципального учреждения здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница». Он проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ему и жене на праве совместной собственности. В доме до октября 2010 года было центральное отопление, с октября 2010 года - газовое отопление, оплату за которое он производил на основании показаний газового счетчика. В данной квартире он проживает совместно с женой и сыном. В 2008 году ему, как медицинскому работнику, были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на коммунальные услуги. В 2009 и 2010 годах он пользовался мерой социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за электроэнергию как ветеран труда. Мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за отопление он не пользовался. Заявления о предоставлении мер социальной поддержки в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» в 2009 году и в 2010 году он не представлял, так как ему пояснили, что данные меры социальной поддержки отменены. В настоящее время он подал заявление о единовременной компенсационной выплате только за отопление за 2009 и 2010 годы. Задолженности по оплате за отопление он не имеет.

Представитель ответчика администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапов Д.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснив, что в 2008 году из областного бюджета в виде субвенций поступило более 800000 рублей на предоставление мер социальной поддержки работникам муниципального учреждения здравоохранения «Марьяновская ЦРБ». В администрации района отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан муниципальных учреждений здравоохранения. Пунктом 2 ст. 16 Закона Омской области № 1093 действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан с 01 января 2009 года приостановлено. Денежные средства на предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам в 2009 и 2010 годах в районный бюджет не поступали. Кроме того, считает, что пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок давности обращения гражданина с заявлением о нарушении его прав и свобод.

Представитель ответчика МУЗ «Марьяновская ЦРБ» Тыш Н.А. заявленные прокурором Марьяновского района Омской области исковые требования не признала, пояснив, что учредителем учреждения здравоохранения является администрация Марьяновского муниципального района Омской области, которая обязана финансировать мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников. В 2007 и 2008 годах денежные средства для выплат медицинским работникам компенсации по предоставлению льгот по коммунальным услугам перечислялись из местного бюджета администрацией района и по ведомостям выплачивались медицинским работникам района, с 01 января 2009 года по настоящее время денежные средства для компенсации медицинским работникам расходов на коммунальные услуги не поступали.

Представитель ответчика Правительства Омской области и представитель третьего лица Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явились, хотя о дне и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом, представив в суд заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец Борискин А.И. является работником МУЗ «Марьяновская ЦРБ», с 01 января 1999 года по настоящее время работает заместителем главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности. Проживает в доме, расположенном в р.п. Марьяновка Омской области, находящемся в его и жены совместной собственности. В 2009 году и в 2010 году ему предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за электроэнергию как ветерану труда.

Согласно Уставу, утвержденному Постановлением главы муниципального района от 18 июля 2005 года № 39, муниципальное учреждение «Марьяновская центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, учредителем учреждения является администрация Марьяновского муниципального района Омской области.

Судом установлено, что истцу выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате за отопление и электроэнергию за счет средств областного бюджета по 31.12.2008 года. Согласно информации об исполнении бюджета Марьяновского муниципального района по расходам за 2008, 2009 и 2010 годы в 2008 году из областных средств предоставлены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, в размере 829065 рублей, в 2009 и 2010 годы средства бюджета Омской области на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, не выделялись.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавших до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно: специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в новой редакции, установленной пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ. Согласно указанной норме меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть пятая); меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая).

Часть 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 122-ФЗ по существу устанавливает обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности. При таких обстоятельствах утверждение представителя администрации Марьяновского муниципального района Омской области о том, что положения ст.ст. 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не может быть признан состоятельным.

Статьей 36 Закона Омской области № 1061-ОЗ от 04.07.2008 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения (с учетом указанных в п. 2 настоящей статьи нормативов) в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсации расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, компенсации расходов по оплате природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсации расходов по оплате электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (п. 2 ст. 36). Меры социальной поддержки предоставляются работникам с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Согласно п.п. 3 и 4 ст. 37 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения Омской области.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 01 января по 31 декабря 2009 года.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год».

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 01 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.Данное положение названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам.

Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, а, наоборот, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, должно обеспечивать участникам соответствующих правоотношений возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд исходит из объема таких мер, установленных Законом Омской области.

Довод представителя ответчика администрации Марьяновского муниципального района Омской области об отсутствии правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан из бюджета муниципального района основан на ошибочном толковании закона.

Оценивая указанные обстоятельства, суд пришёл к выводу, что в требованиях прокурора района к муниципальному учреждению здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» и Правительству Омской области по признанию незаконными их действий по непредоставлению мер социальной поддержки, и о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику Борискину А.И. следует отказать, так как решение вопросов социальной поддержки медицинских работников отнесено к компетенции администрации Марьяновского муниципального района Омской области.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие в бюджете Марьяновского муниципального района Омской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет средств бюджета другого уровня.

Довод представителя администрации Марьяновского муниципального района Омской области о пропуске трехмесячного срока подачи гражданином заявления о нарушении его прав и свобод не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку нарушены права граждан, которые носят длящийся характер и на момент рассмотрения гражданского дела нарушение прав по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам не устранены. Представителем ответчика не представлены доказательства, свидетельствующие об официальном отказе администрации Марьяновского муниципального района Омской области в предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг медицинскому работнику. Истец получение такого уведомления от администрации района в 2009-2011 годах отрицает.

В связи с тем, что дом, в котором проживает медицинский работник Борискин А.И., находится в его и жены совместной собственности, и он не производит оплату общей площади жилого помещения, суд считает необходимым в этой части в удовлетворении исковых требований отказать.

В соответствии со ст. 10 ч. 3 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» если гражданин одновременно имеет право на меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по разным основаниям, ему предоставляется мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по одному основанию по его выбору, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. При этом мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, независимо от видов коммунальных услуг.

Так как в судебном заседании истец Борискин А.И. указал, что в 2009 году и 2010 году он получал меры социальной поддержки по компенсации расходов по оплате электроэнергии как ветеран труда, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных прокурором района исковых требований в части возложения обязанности на администрацию Марьяновского муниципального района Омской области предоставить Борискину А.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате электроэнергии за 2009 и 2010 годы.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36. НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-

решил:

Исковые требования прокурора Марьяновского района Омской области в интересах Борискина А.И. к администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Правительству Омской области, муниципальному учреждению здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия Правительства Омской области и администрации Марьяновского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» Борискина А.И. в виде компенсации расходов по оплате общей площади жилого помещения, компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов по оплате электроэнергии для освещения жилого помещения и возложении обязанности на Правительство Омской области и администрацию Марьяновского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику Борискина А.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате общей площади жилого помещения, компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, компенсации расходов по оплате электроэнергии для освещения жилого помещения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Марьяновского муниципального района Омской области по непредоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» Борискина А.И. в виде компенсации расходов по оплате центрального отопления и природного газа, используемого для отопления жилой площади, и возложить обязанность на администрацию Марьяновского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику Борискина А.И. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате центрального отопления и природного газа, используемого для отопления жилой площади, за 2009 и 2010 годы.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Марьяновский районный суд.

Председательствующий:            И.Кузнецов