Гр. дело № 2-212/2011 25 мая 2011 года р.п. Марьяновка Марьяновский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тишковец О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов и обязании ликвидации несанкционированной свалки площадью 100 кв.м., расположенной в 1.5 км юго-восточнее р.п. Марьяновка, слева от дороги Марьяновка - Усовка, УСТАНОВИЛ: Прокурор Марьяновского муниципального района Омской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов и обязании ликвидации несанкционированной свалки площадью 100 кв.м., расположенной в 1.5 км юго-восточнее р.п. Марьяновка, слева от дороги Марьяновка - Усовка. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Марьяновского района на территории Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области установлены факты несанкционированного размещения коммунальных отходов. Площадь земельного участка, на котором размещены отходы, на землях, в том числе, и сельскохозяйственного назначения, составляет свыше 100 кв.м. Данная свалка находится в 1,5 км. юго-восточнее р.п. Марьяновка, слева от дороги Марьяновка - Усовка. Данный факт подтверждается фотосъемкой прокуратуры района в присутствии двух понятых. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района по очистке территорий муниципального образования от отходов приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке, и утраты свойств земель сельскохозяйственного назначения. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Шараповского сельского поселения Марьяновского района, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (круг которых определить невозможно, поскольку, в соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждому гарантировано право свободно передвигаться). В судебном заседании помощник прокурора Марьяновского района Омской области Киселева М.В. требования прокурора к администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Юрашевич А.А. с требованиями прокурора согласен и пояснил, что действительно в указанном месте имеется несанкционированная свалка, до настоящего времени свалку не убрали. Выслушав помощника прокурора Марьяновского района Киселева М.В., представителя администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Юрашевич А.А., изучив материалы дела, оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле судом установлено. Из объяснения от 11.05.2011 года ФИО9 следует, что 11.05.2011 года он участвовал в качестве понятого в проводимой прокуратурой Марьяновского района проверке за исполнением законодательства по обращению с отходами производства и потребления. В ходе проверки были установлены факты размещения коммунальных отходов в 1,5 км юго-восточнее р.п. Марьяновка, слева от дороги Марьяновка-Усовка. Площадь земельного участка, на котором размещены отходы, составляет примерно 100 кв.м. Граждан, размещающих отходы на данном участке, установить не удалось (л.д. 14). Аналогичные объяснения даны ФИО11 (л.д.15). В материалах дела имеется фотографии (л.д.7-13) на которых усматривается несанкционированная свалка коммунальных отходов. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в недра и на почву. Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Ст. 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии с ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. Ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Согласно п.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно Уставу муниципального образования Шараповское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения. На основании вышеизложенного, суд расценивает бездействие администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов, как неправомерное, что повлекло нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и среду обитания. Таким образом, суд пришел к выводу, что заявление прокурора Марьяновского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов и обязании ликвидации несанкционированной свалки площадью 100 кв.м., расположенной в 1.5 км юго-восточнее р.п. Марьяновка, слева от дороги Марьяновка - Усовка подлежит удовлетворению. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Марьяновского района Омской области в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов и обязании ликвидации несанкционированной свалки площадью 100 кв.м., расположенной в 1.5 км юго-восточнее р.п. Марьяновка, слева от дороги Марьяновка - Усовка удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов площадью 100.0 кв.м., расположенной в 1.5 км юго-восточнее р.п. Марьяновка, слева от дороги Марьяновка - Усовка. Обязать администрацию Шараповского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходов площадью 100.0 кв.м., расположенной в 1.5 км юго-восточнее р.п. Марьяновка, слева от дороги Марьяновка - Усовка. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд. Судья О.И. Тишковец
при секретаре Петушковой М.М.,