Дело № 2-37/ 2011 года Именем Российской Федерации 14 марта 2011 года р.п. Марьяновка Марьяновский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тишковец О.И. при секретаре Базыловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Правительству Омской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» о признании незаконным действия Правительства Омской области и бездействия Администрации Марьяновского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю., в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, компенсации расходов на оплату отопления, компенсации расходов на оплату электроэнергии и возложении обязанности на Правительство Омской области и Администрацию Марьяновского муниципального района Омской области представить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю., взыскании государственной пошлины, УСТАНОВИЛ: Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с исками к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Правительству Омской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» о признании незаконным действия Правительства Омской области и бездействия главы Марьяновского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, компенсации расходов на оплату отопления, компенсации расходов на оплату электроэнергии и возложении обязанности на Правительство Омской области и главу Марьяновского муниципального района Омской области представить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю., взыскании государственной пошлины В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка по факту не предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская ЦРБ». Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно части 6 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Положение о праве медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением утратило силу. Меры социальной поддержки медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений, и порядок их предоставления предусмотрены Законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». В соответствии со ст. 36 Кодекса указанной категории граждан предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на получение мер социальной поддержки: компенсация расходов на оплату общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путём деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нём лиц, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); компенсация расходов на оплату твердого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0,065 т. угля и 0,087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчета 5,52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера) из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учетом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов нормативов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Кодекса Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимися в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со ст. 17 Кодекса средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Законом Омской области от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ действие статей 36 и 37 Кодекса приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. В соответствии с бюджетом Омской области на 2009 год, утверждённого Законом Омской области № 1093-ОЗ от 24.11.2008 года субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области, на предоставление установленных законодательством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на 2009 год в части медицинских учреждений не предусмотрены. Аналогичная ситуация имела место в 2010 году, когда средства на реализацию переданных администрации района государственных полномочий в части компенсации расходов работникам здравоохранения из областного бюджета не предоставлялись. В истекшем периоде 2011 года денежные средства на указанные цели из бюджета Омской области также не выделялись. В 2009-2011 годах средства на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде компенсации расходов работникам МУЗ «Марьяновская ЦРБ» в бюджете Марьяновского района не предусматривались, администрацией района в адрес МУЗ «Марьяновская ЦРБ» не направлялись. В результате чего меры социальной поддержки, предусмотренные ст.ст.36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», медицинским работникам МУЗ «Марьяновская ЦРБ», Бороздиной В.В., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» <данные изъяты>, Бугаевой З.И., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» <данные изъяты>, Волковой Л.В., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» <данные изъяты>, Герасименко А.И., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» <данные изъяты>, Горшковой М.А., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» <данные изъяты>, Режепа Н.М., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» <данные изъяты>, Игнатьевой Т.Ю., проживающей по адресу: <адрес>, работающей в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» <данные изъяты> не предоставлялись с 1 января 2009 года по настоящее время. Определением Верховного суда РФ от 28.10.2009 года № 50-Г09-20 положения подпункта 2 пункта 1 статьи 16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год», которыми приостанавливается действие ст.ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» признаны противоречащими федеральному законодательству. Таким образом, медицинским работникам МУЗ «Марьяновская ЦРБ» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. незаконно не были предоставлены социальные гарантии, предусмотренные законом Омской области от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», ст.ст. 36,37 в период с 01.01.2009 по настоящее время. В рамках указанных положений ст. 7 Конституции РФ, в ст. 1 Основ законодательства об охране здоровья гражданам от 22.07.1993 года № 5487-1 указано, что задачами законодательства РФ об охране здоровья граждан является определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки. Не предоставление Правительством Омской области и администрацией Марьяновского муниципального района мер социальной поддержки Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. нарушают их права охраняемые Конституцией и законами Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданин о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. 11.01.2011 года в прокуратуру Марьяновского района Омской области поступило заявление Бугаевой З.И., 12.01.2011 года заявление Игнатьевой Т.Ю., 13.01.2011 года заявление Режепа Н.М., 14.01.2011 года заявление Волковой Л.В., Горшковой М.А., 19.01.2011 года заявление Герасименко А.И., 20.01.2011 года заявления Бороздиной В.В., по факту не предоставления мер социальной поддержки, с просьбой принять меры прокурорского реагирования. Бороздина В.В., Бугаева З.И., Волкова Л.В., Герасименко А.И., Горшкова М.А., Режепа Н.М., Игнатьева Т.Ю. юридического образования не имеют. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Согласно п.п. 1.1, 1.5 п. 1 Постановления Совета адвокатской палаты Омской области, утвержденного на заседании Совета адвокатской палаты Омской области от 06.10.2004 года при оказании юридической помощи адвокатам предписано руководствоваться следующими ставками оплаты: простая устная консультация - 200 рублей, составление простого искового заявления - 1000 рублей. Кроме того, согласно п.п. 1.10 п. 1 размер оплаты работы адвоката в качестве представителя в гражданском судопроизводстве исчисляется от 5000 рублей. Таким образом, для обращения к адвокату с целью получения консультации по сути правового конфликта и подготовки иска в суд истцу необходимо уплатить минимум 1 200 рублей. Для Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. в настоящее время указанная сумма - 1 200 рублей является значительной. Согласно ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» от 31.05.2002 года № 63 ФЗ, юридическая помощь предоставляется бесплатно лишь в определенных случаях и определённым категориям граждан, среднедушевой доход которых ниже установленного в субъекте Российской Федерации величины прожиточного минимума: истцам по делам, рассматриваемым судами первой инстанции, о взыскании алиментов и возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; участникам ВОВ по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; пострадавшим от политических репрессий по вопросам, связанным с реабилитацией. Из данной нормы следует, что право на бесплатную адвокатскую помощь на всех стадиях гражданского судопроизводства имеют лишь участники ВОВ по всем делам и лица, пострадавшие от политических репрессий, по вопросам реабилитации. Таким образом, Бороздина В.В., Бугаева З.И., Волкова Л.В., Герасименко А.И., Горшкова М.А., Режепа Н.М., Игнатьева Т.Ю. не обладают правом на получение бесплатной юридической помощи, но их право на получение юридической помощи гарантировано Конституцией РФ, в связи с чем, прокурор вправе защищать интересы истцов в судебном порядке. В судебном заседании старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Грициков К.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, уточнил их в части обязании предоставления мер социальной поддержки не Главы Марьяновского муниципального района, а обязании администрации Марьяновского муниципального района предоставить медицинским работникам МУЗ «Марьяновская ЦРБ» меры социальной поддержки. Соистица Бороздина В.В. требования поддержала и пояснила, что с 1983 года работает медицинской сестрой, а с 2001 года <данные изъяты>. До 2009 года получала компенсацию по отоплению и за электроэнергию, а за эти два года не получала. Сказали, что выплата временно приостановлена. В профсоюз и к главному врачу обращалась, но они ответа не дали, профсоюз рекомендовал обращаться в суд. Соистица Бугаева З.И. требования поддержала и пояснила, что работает в Марьяновской ЦРБ <данные изъяты> с 1973 года. До 2009 года получала ежемесячно в денежной форме компенсацию за отопление и освещение. Ходила к экономистам, они сказали, что выплаты приостановлены на 2-3 месяца. Профсоюз и главный врач говорили, что выплаты восстановят. Соистица Волкова Л.В. требования поддержала и пояснила, что работает в Марьяновской ЦРБ с 1986 года в должности <данные изъяты>. Компенсация по коммунальным услугам в денежной форме ей выплачивалась в бухгалтерии больницы с 1986 года и до 2009 года. За 2009-2010 годы льгота по коммунальным услугам не выплачивалась. Обращалась к главному врачу и профсоюз, но там сказали. Что денег нет. Рекомендовали обратиться в суд. Соистица Герасименко А.И. требования поддержала и пояснила, что работает с 1978 года в Марьяновской ЦРБ и с этого времени получала компенсацию расходов на отопление до конца 2008 года. С 01 января 2009 года не получает компенсацию льгот по коммунальным услугам, никуда для этого не обращалась. Соистица Горшкова М.А. требования поддержала и пояснила, что с 17 июля 2000 года работает Медицинским работником Марьяновской ЦРБ и с этого времени до 2009 года получала компенсацию в денежной форме за отопление и освещение. Обращались в профсоюзный комитет, сказали, что денег нет, обращайтесь в суд. Просила выплатить денежную компенсацию за 2009-2010 годы. Соистица Режепа Н.М. требования поддержала и пояснила, что с 1983 года работает <данные изъяты> Марьяновской ЦРБ. С 1983 года по 2009 год получала в денежной форме компенсацию за отопление и электроэнергию. За 2008 год получила - <данные изъяты>. За 2009 и 2010 год компенсацию не получала. За центральное отопление жилого помещения оплатила в этом году за январь - <данные изъяты>, за февраль - <данные изъяты>. Обращалась вместе со всеми в профсоюзный комитет по вопросу предоставление компенсации по коммунальным услугам, но там рекомендовали обратиться в суд. Соистица Игнатьева Т.Ю. требования поддержала и пояснила, что в течение работы, с июня 1995 года в должности <данные изъяты> постоянно получала денежную компенсацию по коммунальным услугам до 2009 года. За 2009-2010 году устно сказали, что денег не будет. В 2010 году обращались в профком по вопросу выплаты льгот по коммунальным услугам, они рекомендовали обратиться в суд. На выплату компенсации на отопление и электроэнергию, они не писали заявления, а приносили квитанции на покупку угля и дров и им оплачивали. Представитель ответчика Администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапов Д.В., действующий на основании доверенности требования не признал и пояснил, что в ст.15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия муниципального района, в которых отсутствует указание на предоставление мер социальной поддержки. Возмещение денежных средств в районный бюджет приостановлено, государственные полномочия на 2009 - 2010 годы по предоставлению мер социальной поддержки не передавались. В 2008 году из областного бюджете в виде субвенций поступили денежные средства на предоставление мер социальной поддержки. В Администрации района отсутствует нормативный акт, регулирующий порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан муниципальных учреждений здравоохранения. Статьёй 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельны, обязать не вправе принять нормативный акт. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельно, под свою ответственность решают вопросы местного значения, в том числе и принимают нормативные акты. В настоящее время нормативный акт по предоставлению мер социальной поддержки на территории Марьяновского района не принят. В соответствии с Уставом Марьяновского района полномочия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников не являются вопросами местного значения. Считал, что срок для обжалования пропущен. Представитель ответчика Правительства Омской области Пригодина В.В., действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещёна о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, письменным ходатайством просила суд рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель ответчика муниципального учреждения здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» Тыш Н.А., действующая на основании доверенности требования не признала и пояснила, что учредителем учреждения здравоохранения является Администрация Марьяновского муниципального района Омской области, которая обязана финансировать мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки медицинских работников. Последние два года: 2007 и 2008 года денежные средства для выплат медицинским работникам компенсации по предоставлению льгот по коммунальным услугам перечислялись из местного бюджета Администрацией района и по ведомостям выплачивались медицинским работникам района. С 1 января 2009 года по настоящее время денежные средства для компенсации медицинским работникам расходов на коммунальные услуги не поступали. Работники МУЗ «Марьяновская ЦРБ» обращались в Прокуратуру Омской области, прокуратуру района и Обком профсоюзов медицинских работников, где им было рекомендовано обращаться в суд. Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области С.Г.Карасикова, действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, заявлением просила суд рассмотреть дело в её отсутствие. Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечён к ответственности. В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение. Согласно ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что соистцы Бороздина В.В., Бугаева З.И., Волкова Л.В., Герасименко А.И., Горшкова М.А., Режепа Н.М., Игнатьева Т.Ю. являются медицинскими работниками МУЗ «Марьяновская ЦРБ», где работают по настоящее время, что подтверждается справками МУЗ «Марьяновская ЦРБ» от 09 марта 2011 года (л.д.86-92 том 2). Муниципальное учреждение «Марьяновская центральная районная больница» является муниципальной организацией здравоохранения, что подтверждается Уставом муниципального учреждения, утверждённого Постановлением Главы муниципального района от 18 июля 2005 года № 39, из которого следует, что учредителем учреждения является Администрация Марьяновского муниципального района Омской области. В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР,утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, а именно специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передаётся тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Пунктом 2 ст.153 указанного закона установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года. В соответствии с ст.63 (новая редакция) «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации», меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Из подпункта 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов, в том числе возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Из ч. 5 указанной статьи следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно ст.36 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающим пенсионерам предоставляются меры социальной поддержки: 1) компенсация расходов на оплату жилого помещения из расчёта 18 кв.м. общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трёх и более человек, 21 кв.м. - на работника (неработающего пенсионера), проживающего семье из двух человек, и 33 кв.м. - на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера); 2) компенсация расходов на оплату твёрдого топлива (включая его доставку), используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, из расчёта 0.065 тн. Угля и 00.087 куб.м. дров на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в год в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; 3) компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, из расчёта 5.52 куб.м. газа на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в среднем в течение года в пределах норм, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи; 4) компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчёта 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера). Работникам и неработающим пенсионерам меры социальной поддержки предоставляются с учётом проживающих совместно с ними их несовершеннолетних детей в пределах 50 процентов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3,4 ст. 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию, передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Согласно Справке МУЗ «Марьяновская ЦРБ» Игнатьевой Т.Ю. (л.д.79 том 2), выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия) в соответствии со ст.36 Кодекса за 2008 год за счёт средств областного бюджета в сумме <данные изъяты>, Режепа Н.М. в сумме <данные изъяты> (л.д.80 том 2), Горшковой М.А. в сумме <данные изъяты> (л.д.81 том 2), Бугаевой З.И. в сумме <данные изъяты> (л.д. 82 том 2), Бороздиной В.В. в сумме <данные изъяты> (л.д.83 том 2), Волковой Л.В. в сумме <данные изъяты> (л.д.84 том 2), Герасименко А.И. в сумме <данные изъяты> (л.д.85 том 2). В материалах дела имеется информация МУЗ «Марьяновская ЦРБ» от 08 февраля 2011 года № 170 (л.д.250 том 1), из которой следует, что возмещение расходов по оплате коммунальных услуг (отопление, электроэнергия) медицинским работника с 1 января 2009 года было приостановлено в связи со ст. 36 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093 -ОЗ. На 2010 год в областном и местном бюджет, не было запланировано возмещение расходов по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, соответственно не было поступлений денежных средств, и выплаты медицинским работникам за период 2009 - 2010 г.г. не осуществлялись. Из Письма МУЗ «Марьяновская ЦРБ» от 10 марта 2011 года №354 (л.д.103 том 2), усматривается, что соистцы обращались в администрацию МУЗ «Марьяновская ЦРБ» с заявлениями о выплате компенсации расходов на оплату отопления и электроэнергии, но бюджетной росписью на 2009 и 2010 годы по отрасли «Здравоохранение» расходов по ст.62 для компенсации расходов медицинским работникам на оплату отопления и электроэнергии, денежные средства не предусматривались (л.д.80 том 2). В материалах дела имеется информация Администрации Марьяновского муниципального района Омской области от 13 января 2011 года, из которой следует, что в 2008 году из областного бюджета бюджету Марьяновского муниципального района предусмотрена субвенция на предоставление мер социальной поддержки работникам здравоохранения в сумме 1097,8 тыс. рублей, которые в полном объеме направлены в МУЗ «Марьяновская ЦРБ» (л.д.218 том 1). Согласно указанной информации, в местном бюджете на 2009, 2010 и 2011 годы средства на реализацию государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки не заложены. Администрацией района в адрес МУЗ «Марьяновская ЦРБ» не направлялись. В материалах дела имеется выписка из районного бюджета по МУЗ «Марьяновская ЦРБ» за 2008 год (л.д. 99-102 том 2), согласно которой предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности (областные средства) составили - 829065.53 рубля. В соответствии с ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Из пункта 5 указанной статьи следует, что в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. В пункте 5 ст. 53 названного федерального закона установлено, что порядок осуществления расходов местных бюджетов на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 55 названного закона, к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан в соответствии со ст.56 Закона; 2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст. 57 Закона; 3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст.58 Закона; 4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 Закона; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст.62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) иные поступления. В силу ч. 4 ст. 55 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона. Из ч. 1 ст. 63 названного федерального закона следует, что общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счёт: субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объёме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами. Таким образом, пунктом 50 ст. 35 Федерального закона № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Статьями 36, 37 Закона Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления работникам отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, в том числе в сфере здравоохранения, расположенных в сельской местности. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 года № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству отдельные положения подпункта 2 пункта 1 ст.16 Закона Омской области от 24 ноября 2008 года № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год». Пунктом 6 ст. 2 Распоряжения Правительства Омской области № 140-рп от 07 октября 2009 года «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объёме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29 декабря 2009 года № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 года, за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области. Указанный подпункт 2 пункта 1 ст. 15 названного закона ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам. Закрепленное в ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и посёлках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу, что в требованиях прокурора Марьяновского района Омской области к Администрации Марьяновского муниципального района по установлению мер социальной поддержки медицинским работникам и требованиях к Правительству Омской области, муниципальному учреждению здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» по признанию незаконными действий по не предоставлению мер социальной поддержки, установлению и предоставлению мер социальной поддержки, взыскании государственной пошлины следует отказать. В силу ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления. При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Марьяновского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. в виде права на получение компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения в виде компенсации расходов на оплату отопления, компенсации расходов на оплату электроэнергии и Обязать Администрацию Марьяновского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. в виде компенсации расходов на оплату отопления, компенсации расходов на оплату электроэнергии за 2009 и 2010 годы. Ссылка представителя администрации Марьяновского муниципального района о пропуске срока исковой давности не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку нарушены права граждан, которые носят длящийся характер и на момент рассмотрения гражданского дела нарушение прав по предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам не устранено. Частью 3 ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно подпункту 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлению, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 255 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Марьяновского района Омской области к Администрации Марьяновского муниципального района Омской области, Правительству Омской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» о признании незаконным действия Правительства Омской области и бездействия Администрации Марьяновского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. в виде права на получение мер социальной поддержки: компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения, компенсации расходов на оплату отопления, компенсации расходов на оплату электроэнергии и возложении обязанности на Правительство Омской области и Администрацию Марьяновского муниципального района Омской области установить и представить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю., взыскании государственной пошлины удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации Марьяновского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. в виде права на получение компенсации расходов на оплату общей площади жилого помещения в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения. Обязать Администрацию Марьяновского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинским работникам МУЗ «Марьяновская центральная районная больница» Бороздиной В.В., Бугаевой З.И., Волковой Л.В., Герасименко А.И., Горшковой М.А., Режепа Н.М., Игнатьевой Т.Ю. в виде компенсации расходов на оплату отопления, с учётом приборов учёта тепловой энергии, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009 и 2010 годы. В исковых требованиях к Администрации Марьяновского муниципального района по установлению мер социальной поддержки медицинским работникам и требованиях к Правительству Омской области, муниципальному учреждению здравоохранения «Марьяновская центральная районная больница» по признанию незаконными действий по не предоставлению мер социальной поддержки, установлению и предоставлению мер социальной поддержки, взыскании государственной пошлины отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Марьяновский районный суд. Судья: О.И.Тишковец