Дело № 2-198/2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 мая 2011 года р.п. Марьяновка Марьяновский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи О.И. Тишковец, при секретаре Базыловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Орловское сельское поселение к Совету Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года подпунктов 2.2, 2.3 пункта 2 Решения Совета Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге», у с т а н о в и л : Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Орловское сельское поселение к Совету Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года подпунктов 2.2, 2.3 пункта 2 Решения Совета Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге». В обоснование заявления указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения налогового законодательства в администрации Орловского сельского поселения, в ходе которой выявлены противоречащие действующему законодательству нормативно-правовые акты. В частности установлено, что решение Совета Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге» противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Ставка в размере не более чем 1,5 процента устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в отношении прочих земельных участков. Между тем, п.2 подпунктом 2.2 Решения ставка земельного налога в размере 0,3 процента для земель, приобретенных для жилищного строительства, не предусмотрена. Также в подпункте 2.3 Решения не указаны земельные участки, приобретенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Таким образом, для указанной категории земельных участков на территории Орловского сельского поселения на основании п. 2 данного решения подлежит применению общая ставка земельного налога в размере 1,5 процента, что противоречит ст. 394 Налогового кодекса РФ. Кроме того, Решением не установлены основание и порядок применения налоговых льгот, которые исходя из п. 4 Решения установлены без указанных элементов налогообложения. 28.03.2011 года прокуратурой района в Совет Орловского сельского поселения Марьяновского района Омской области принесен протест на указанные подпункты Решения. Поскольку подпункты 2.2., 2.3. пункта 2 Решения Совета Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге» не соответствуют требованиям действующего законодательства, прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в целях защиты интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц. В судебном заседании старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Кудрявцев С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил признать противоречащими действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года подпункты 2.2, 2.3 пункта 2 Решения Совета Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге». Представитель Совета Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, Глава сельского поселения Ковалевич И.В. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, заявлением просила дело рассмотреть в её отсутствие. Представитель администрации Марьяновского муниципального района Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил. Выслушав старшего помощника прокурора Марьяновского района Омской области Кудрявцева С.С., исследовав материалы дела, дав в совокупности всем доказательствам оценку, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения. В соответствии с п.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В силу ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций. Согласно п. 5 ст. 1 Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения. В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Пунктом 2.2 Решения Совета Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 12/2 от 29.11.2010 года ставка земельного налога в размере 0,3 процента установлена для категории земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства. Пунктом 2.2 Решения Совета Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 12/2 от 29.11.2010 года ставка земельного налога в размере 0,3 процента установлена для категории земельных участков предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Таким образом, п.2 п.п. 2.2 Решения Совета Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 12/2 от 29.11.2010 года ставка земельного налога в размере 0,3 процента для земель, приобретенных для жилищного строительства, не предусмотрена. Кроме того, в подпункте 2.3 Решения Совета Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 12/2 от 29.11.2010 года не указаны земельные участки, приобретенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Следовательно, для вышеуказанной категории земельных участков на территории Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области на основании п. 2 данного решения подлежит применению общая ставка земельного налога в размере 1,5 процента, что не согласуется с требованиями ст. 394 Налогового кодекса РФ. Протестом прокурора Марьяновского района от 29.11.2010 года Совету Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области предлагалось привести решение Совета Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге» в соответствие с действующим законодательством (л.д. 6-7) Администрация Орловского сельского поселения Омской области от 01.04.2011 года № 303 сообщает, что протест прокурора принят к сведению и будет рассмотрен на ближайшей сессии Совета Орловского сельского поселения (л.д.8). Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом. Решением Совета Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 27/3 от 06.05.2011 года внесены изменения в Решение Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года следующего содержания: пункт 2 п.п. 2.1. заменить слова «в поселениях» на слова «в населенных пунктах»; пункт 2 п.п. 2.2. заменить слова «предоставленных для жилищного строительства» на слова «приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства»; пункт 2 п.п. 2.3 заменить слова «предоставленных для личного подсобного хозяйства» на слова «приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства»; пункт 4 дополнить подпунктом 3 следующего содержания: «3. Налоговые льготы могут устанавливаться только Налоговым кодексом Российской Федерации, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Таким образом, учреждения могут получить освобождение от уплаты налога или льготу по нему на основании решения органов местного самоуправления. Налогоплательщики имеют право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка». Согласно ст. 252 ГПК РФ при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов признание требования органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. При рассмотрении заявления прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Орловское сельское поселение к Совету Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года подпунктов 2.2, 2.3 пункта 2 Решения Совета Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге», судом установлено несоответствие его статье 394 Налогового кодекса РФ. В силу ч. 2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Таким образом, суд пришёл к выводу, что необходимо признать противоречащими действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года подпункты 2.2, 2.3 пункта 2 Решения Совета Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Орловское сельское поселение к Совету Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года подпункты 2.2, 2.3 пункта 2 Решения Совета Орловского сельского поселения № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге» удовлетворить. Признать противоречащими действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года подпункты 2.2, 2.3 пункта 2 Решения Совета Орловского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 12/2 от 29.11.2010 года «О земельном налоге». Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Марьяновский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья О.И. Тишковец